Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего судьи Колбиной Т.П.
Судей Жиляевой О.И., Радовиль В.Л.
При секретаре ФИО8
Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. дело по апелляционной жалобе М.Н.А. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 10 мая 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
М.Н.А. обратилась в суд с иском к Департаменту архитектуры и градостроительства г. Севастополя Правительства Севастополя о признании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении от 12 октября 2015 года незаконным; признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы; обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В обоснование заявленных требований истица указала, что в период с 02 апреля 1981 года по 11 августа 2010 года она проживала в г. Новозыбкове Брянской области, который в соответствии с Постановлением Правительства РФ N1582 от 18 декабря 1997 года "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС" отнесен к зоне отселения.
С 28 июля 2015 года М.Н.А. зарегистрирована и проживает в г. Севастополе.
08 сентября 2015 года истица обратилась к ответчику с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении для реализации прав, предусмотренных п. 7 ст. 17 Закона РФ от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Однако, ей было отказано со ссылкой на то, что в городе Севастополе она проживает менее 10 лет, а данное условие является обязательным при решении вопроса о постановке на учет, в силу п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона города Севастополя от 05 мая 2015 года N134-ЗС "о порядке ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе".
М.Н.А. с отказом не согласилась, в связи с чем, обратилась в суд с настоящим иском.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 10 мая 2016 года в удовлетворении исковых требований М.Н.А. было отказано.
В апелляционной жалобе М.Н.А. просит отменить данное решение суда, как незаконное и необоснованное, вынести по делу новое решение об удовлетворении ее иска в полном объеме.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции М.Н.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, письменно просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя, действующий по доверенности, в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит установленных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела следует, что М.Н.А. 02 апреля 1981 года рождения родилась и в период с 26 апреля 1986 года по 05 октября 1998 года, с 29 ноября 1999 года по 11 августа 2010 года проживала в городе Новозыбкове Брянской области, подвергшемуся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем, имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", что подтверждается выданным истице 19 мая 2015 года удостоверением серии АЮ N052355.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что с июля 2015 года М.Н.А. постоянно зарегистрирована по адресу: г. Севастополь "адрес".
Департаментом архитектуры и градостроительства г. Севастополя М.Н.А. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по мотиву проживания в городе Севастополе менее 10 лет.
Согласно п. 7 ст. 17 Закона РФ от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в п. 11 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с абз. 14 раздела IIподпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п.п. 1 п. 2 ст. 1 Закона Севастополя от 05 мая 2015 года N134-ЗС "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе" одним из условий постановки, лиц, поименованных в данном подпункте, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях является проживание их проживание в городе Севастополе в общей сложности не менее 10 лет.
В ходе рассмотрения дела установлено, что М.Н.А. проживает в городе Севастополе менее 10 лет.
Данное обстоятельство было учтено ответчиком при отказе М.Н.А. в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Разрешая спор, суд первой инстанции с учетом, приведенного выше законодательства, фактических обстоятельств дела, согласился с позицией ответчика об отказе истице в постановке на жилищный учет, в связи с чем, отказал ей в иске.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными.
Реализация права, предоставленного М.Н.А. п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и включение ее в подпрограмму целевой программы обеспечения жильем, возможны лишь при наличии общих оснований для принятия ее на жилищный учет в г. Севастополе. Такие основания предусмотрены п. 2 ст. 1 Закона Севастополя от 05 мая 2015 года N134-ЗС. Одним из обязательных условий является проживание гражданина в г. Севастополе в общей сложности не менее 10 лет, что в данном случае не имеет места быть.
Право города Севастополя как субъекта Российской Федерации установить такое условие: проживание в г. Севастополе в общей сложности не менее 10 лет, вытекает из п. 2 ст. 3 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Данная норма позволяет субъекту Российской Федерации, при отсутствии урегулирования на федеральном уровне, осуществлять по предметам совместного ведения собственное правовое регулирование.
Жилищным кодексом РФ, а именно, главой 7, определяющей в целом правовые основы предоставления жилого помещения по договору социального найма, вопрос о конкретном сроке постоянного проживания, как обязательном условии постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, не разрешен.
Следовательно, город Севастополь, как субъект Российской Федерации, вправе был урегулировать его своим законом.
Таким образом, десятилетний срок проживания в г. Севастополе, как условие для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, с учетом отсутствия соответствующего урегулирования на федеральном уровне, установлен в рамках вопроса совместного ведения Российской Федерации в области жилищного законодательства, предусмотренных ст. 13 ЖК РФ.
Доводы апелляционной жалобы М.Н.А. о том, что общий порядок постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан, предусмотренный Законом города Севастополя от 05 мая 2015 года N134-ЗС на нее не распространяется, основаны на ошибочном толковании норм материального права и не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований к отмене решения.
Нарушений норм процессуального и материального права судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 10 мая 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу М.Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.