Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Володиной Л.В.,
судей - Андрейченко А.А., Радовиля В.Л.,
при секретаре - Семашко О.С.,
с участием:
представителя истца - Сушковой Д.Н.,
представителя ответчика - Петренко Т.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Севастополя к К.В.Ю., третье лицо - Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, об истребовании имущества из чужого незаконного владения
по апелляционной К.В.Ю. на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 31 марта 2016 г.
Заслушав доклад судьи Андрейченко А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
в декабре 2015 "адрес" обратилось в суд с иском об истребовании из незаконного владения К.В.Ю. земельного участка площадью 0,0700 га, расположенного по адресу: "адрес".
Исковые требования мотивированы тем, что согласно информации Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя на основании свидетельства на право собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ N, выданного государственным регистратором Регистрационной службы Главного управления юстиции в "адрес", земельный участок площадью 700 кв. м., расположенный по адресу: "адрес" на праве частной собственности принадлежит ответчику К.В.Ю. Решение о государственной регистрации прав и их ограничений от ДД.ММ.ГГГГ N, принятое государственным регистратором Регистрационной службы Главного управления юстиции в г. Севастополе, и послужившее основанием для выдачи свидетельства на право собственности на недвижимое имущество принято на основании заявления К.В.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ и приложенных к нему документов, в том числе копии распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ N-р о передаче земельного участка в собственность К.В.Ю.
Право собственности К.В.Ю. на указанный земельный участок приобретено с нарушением законодательства, поскольку Севастопольской городской государственной администрацией ДД.ММ.ГГГГ не издавалось распоряжение N-р о передаче земельного участка в собственность К.В.Ю., а также Севастопольская городская государственная администрация не была наделена полномочиями передачи гражданам земельных участков в собственность.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 31 марта 2016 г. иск удовлетворен.
Ответчик подал апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение - об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились ответчик и представитель третьего лица, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, доказательств уважительности причин неявки не представили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили. Учитывая изложенное, защиту интересов ответчика его представителем, в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Регистрационной службой Главного управления юстиции в г. Севастополе на основании поданного ответчиком заявления от ДД.ММ.ГГГГ N и приложенных к нему документов, в том числе копии распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ N-р, осуществлена государственная регистрация права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", целевое назначение: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), общая площадь 0, 07 га, кадастровый N (л. д. 14-15).
Согласно свидетельству о праве собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ право частной собственности на указанный земельный участок принадлежит ответчику К.В.Ю. (л. д. 12).
Действия по оформлению земельного участка в собственность совершены К.В.Ю. на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации N-р от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с копией которого: утвержден проект землеустройства об отводе земельных участков общей площадью 1, 2 га для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) Обслуживающему кооперативу "Жилищно-строительное кооператив "Любимовка", которые расположены в городе Севастополе в районе "адрес"; передать в частную собственность гражданам Украины - членам кооператива земельные участки общей площадью 1, 2 га для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройки; оформить и выдать государственные акты гражданам Украины - членам обслуживающего кооператива "Жилищно-строительный кооператив "Любимовка" на право собственности на земельные участки в соответствии с технической документацией (л. д. 51).
Кроме того, согласно сообщению Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ N в системе автоматизации делопроизводства и электронного документооборота базы данных СГГА "Дело 8.8" зарегистрировано распоряжение председателя СГГА от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О предоставлении разрешения Публичному акционерному обществу "Райффайзен банк АВАЛЬ" на разработку проекта землеустройства о передаче в аренду земельного участка по адресу: "адрес", N-А для реконструкции и обслуживания здания банка". В соответствии с журналом регистрации входящей корреспонденции Управления градостроительства и архитектуры СГГА за 2010 г. по вх. N от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано заявление ОК "ЖСК "Любимовка" и передано для исполнения начальнику отдела генерального плана Управления градостроительства и архитектуры СГГА. При этом в письме сообщено, что на протяжении 2009-2010 годов в отделе работы по обращениям граждан Севастопольской городской государственной администрации не зарегистрированы обращения о выделении земельных участков от граждан - членов обслуживающего кооператива "Жилищно-строительный кооператив "Любимовка", входящих в список членов кооператива.
Также согласно письму Государственного казенного учреждения "Архив города Севастополя" о предоставлении архивных копий документов и сведений от ДД.ММ.ГГГГ N/з в документах архивного фонда Севастопольской городской государственной администрации имеется распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О предоставлении разрешения Публичному акционерному обществу "Райффайзен банк Аваль" на разработку проекта землеустройства относительно передачи в аренду земельного участка по адресу: "адрес"А для реконструкции и обслуживания здания банка" (бланк N) и материалы к нему. В архивном фонде СГГА за 2010 г. распоряжений, принятых по вопросу предоставления гражданам в собственность земельных участков, расположенных по адресу: "адрес" не имеется. В архивном фонде СГГА за 2010 год распоряжений, принятых в отношении предоставления гражданам в собственность земельных участков, расположенных по адресу: "адрес" не имеется.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из доказанности факта приобретения ответчиком права собственности на спорный земельный участок в нарушение установленного порядка - без принятия соответствующего решения уполномоченным органом, без утвержденного в установленном законом порядке проекта землеустройства по отводу земельного участка, а также с нарушением требований градостроительной документации.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, основанными на законе.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В связи с тем, что спорные правоотношения возникли в период действия на территории города Севастополя законодательства Украины, то к данным правоотношениям в части законности приобретения ответчиком спорного земельного участка в собственность применяются нормы материального права Украины.
Статьями 81 и 116 Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент возникновения сорных правоотношений) определено, что граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки, в том числе, на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности; приватизации земельных участков, которые были ранее предоставлены им в пользование. Гражданин и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом либо по результату аукциона.
Согласно статье 118 Земельного кодекса Украины гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.
Граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры.
К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении.
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства относительно отвода земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
В соответствии со статьей 9 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент принятия распоряжения) к полномочиям Севастопольского городского Совета в области земельных отношений на его территории относились, в частности, полномочия относительно распоряжения землями территориальной громады города, а также передаче земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно пункту 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Исходя из анализа приведенных правовых норм следует, что полномочия относительно распоряжения земельными участками, находящимися в границах города Севастополя, относились к компетенции Севастопольского городского Совета.
Таким образом, приведенное выше распоряжение N-р от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение статьи 19 Конституции Украины принято неуполномоченным органом, а
Уполномоченный орган - Севастопольский городской Совет - разрешение на разработку соответствующего проекта землеустройства по отводу земельного участка по адресу: "адрес" не выдавал, решений об утверждении разработанной технической документации спорного земельного участка и о передаче его в собственность ответчика не принимал.
Таким образом, правильными являются выводы суда о том, что свидетельство о праве собственности на спорный земельный участок выдано без принятия соответствующего решения уполномоченным органом и без утвержденного в установленном законом порядке проекта землеустройства по отводу земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Правительство Севастополя не имеет полномочий на обращение в суд с данным иском, так как на момент возникновения права собственности у ответчика истец не являлся собственником земель г. Севастополя, а значит и собственником спорного земельного участка, не является правопреемником ни Севастопольского городского Совета, ни Севастопольской городской государственной администрации, следовательно земельный участок не мог выбыть из владения, пользования и распоряжения Правительства Севастополя помимо его воли - несостоятельны по следующим основаниям.
Пунктом 3 Решения Севастопольского городского совета от 17 марта 2014 г. N 7156 "О статусе города - героя Севастополя" установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским советом.
Статьей 1 Закона города Севастополя от 23 апреля 2014 г. N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя", установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности, по состоянию на 17 марта 2014 года являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Из положений подпункта 4 пункта 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" следует, что права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности - все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя.
В соответствии с пунктом 7 частью 2 статьи 34 Устава города Севастополя, Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 27 Закона города Севастополя N 5-ЗС от 30 апреля 2014 г. "О Правительстве Севастополя" Правительство в пределах своих полномочий осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя; осуществляет управление в области земельных отношений; осуществляет в сфере градостроительства и землепользования иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом, иными законами города Севастополя, а также указами Губернатора.
Исходя из анализа указанных правовых норм, с учетом ликвидации органа - Севастопольского городского Совета (без правопреемства), уполномоченного по распоряжению землями, находящимися в пределах населенных пунктов до вступления Республики Крым и города федерального значения Севастополь в состав Российской Федерации, с учетом того, что полномочиями по распоряжению земельными участками на территории города федерального значения Севастополя обладает постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя - Правительство Севастополя, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Правительство Севастополя является надлежащим истцом по делу.
Помимо указанного, следует отметить, что предметом спора по настоящему делу является не обжалование действий должностных лиц органов государственной власти Украины, связанные с регистрацией права собственности на спорный земельный участок и выдачей свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, а оспаривание права собственности на земельный участок, зарегистрированного при отсутствии правовых оснований его возникновения.
Учитывая изложенное суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 31 марта 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Л.В. Володина
Судьи А.А. Андрейченко
В.Л. Радовиль
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.