Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Пачиной Л.Н.,
судей Рожковой Т.В., Рязанцевой Л.В.
при секретаре Кожуховой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску управления государственного жилищного надзора Тамбовской области в интересах Шипилова О.И., Новиковой Н.В., Стрельцовой Е.А., Герасимова В.И., Великовой В.Д., Долгих В.Д. к публичному акционерному обществу "Тамбовская энергосбытовая компания" о признании незаконными действий по начислению собственникам многоквартирных домов оплаты за потребление электрической энергии на общедомовые нужды
по апелляционной жалобе управления государственного жилищного надзора Тамбовской области на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 24 февраля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Рожковой Т.В., объяснения представителя управления государственного жилищного надзора Тамбовской области Дрожжина С.И., поддержавшего жалобу, представителя ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" Мещеряковой Л.П., согласившейся с решением, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
управление государственного жилищного надзора Тамбовской области обратилось в суд в интересах Шипилова О.И., Новиковой Н.В., Стрельцовой Е.А., Герасимова В.И., Великовой В.Д., Долгих В.Д. с иском к ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" о признании незаконными действий по начислению собственникам многоквартирных домов оплаты за потребление электрической энергии на общедомовые нужды, указывая, что ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" в июле 2015 года собственникам многоквартирных домов *** были направлены платёжные документы на оплату электроэнергии за июнь 2015 года, из которых следует, что ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" произведён перерасчёт (доначисление) начислений электроэнергии, потреблённой на общедомовые нужды за период с июля 2012 года по июнь 2014 года, и предложено потребителям оплатить начисленные суммы.
Такие действия истец считает незаконными в связи с тем, что расчёт ответчиком произведён неверно - исходя из норматива потребления, тогда как дома оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учёта электроэнергии, показания с них снимались, однако в квитанциях на оплату ЖКХ в вышеуказанные периоды объём коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, составлял 0. Указывает, что согласно условиям договоров управления данными многоквартирными домами собственники помещений осуществляли оплату за освещение мест общего пользования в размере 0,21 руб. управляющей компании.
Настаивает на том, что ответчик не вправе за потреблённую электрическую энергию на общедомовые нужды за период с июля 2012 года по июнь 2014 года выставлять платёжные документы гражданам - собственникам помещений в многоквартирных домах, которыми управляли управляющие компании, и решения на общем собрании о внесении платы за коммунальные услуг непосредственно в ресурсоснабжающую организацию собственниками не принимались.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 24 февраля 2016 года в удовлетворении иска управлению государственного жилищного надзора Тамбовской области отказано.
В апелляционной жалобе управление государственного жилищного надзора Тамбовской области (далее - Управление) просит отменить решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 24 февраля 2016 года, указывая, что суд неправильно применил нормы материального права, подлежащие применению, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, приводя доводы, аналогичные приведённым в исковом заявлении.
В отзыве на апелляционную жалобу ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" указывает на законность и обоснованность обжалуемого решения, ссылаясь на то, что доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам иска, были предметом исследования и обоснованно отвергнуты судом, просят решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных пунктом 3 части 1 и пунктом 3 части 2 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены постановленного судом решения ввиду неправильного истолкования закона и несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Судом установлено, что поводом для обращения Управления в суд явились жалобы граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах р.п. Первомайский Первомайского района Тамбовской области, находившихся в управлении различных управляющих компаний, по фактам выставления ОАО (в настоящее время ПАО) "Тамбовская энергосбытовая компания" (ресурсоснабжающая организация) квитанций на оплату электроэнергии, потреблённой на общедомовые нужды.
Доказательствами по делу подтверждено, что ОАО (в настоящее время ПАО) "Тамбовская энергосбытовая компания" произвело расчёт и выставило гражданам на оплату квитанции за потреблённую электрическую энергию на общедомовые нужды, в частности, собственникам помещений в трёх многоквартирных домах ***
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что установленный в части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации запрет на внесение платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям относится лишь к случаям, когда управляющей организацией, выбранной для управления многоквартирным домом, заключён договор с ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет энергоснабжение.
В случае отсутствия договора между управляющей компанией, выбранной в установленном порядке для управления многоквартирным домом, и ОАО (в настоящее время ПАО) "Тамбовская энергосбытовая компания" как ресурсоснабжающей организацией, последнее не вправе отказаться от энергоснабжения многоквартирного дома, не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в указанном доме, обязано поставлять электроэнергию в полном объёме, в том числе и на общедомовые нужды, непосредственно гражданам, выполняя при этом функции исполнителя коммунальных услуг.
При исполнении указанных обязанностей ОАО (в настоящее время ПАО) "Тамбовская энергосбытовая компания" в силу пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, вправе требовать и получить от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг. Исполнение гражданами законных требований ресурсоснабжающей организации об оплате переданной коммунальной услуги, в том числе и на общедомовые нужды, не может нарушать права и законные интересы граждан, поскольку такой платеж предусмотрен нормативным актом.
С данными выводами суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с пунктом 17 указанных выше Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
- в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе, ресурсоснабжающей организации на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 44 Правил, распределяемый между потребителями объём коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объём, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении "сверхнормативного" объёма между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то "сверхнормативный" объём коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счёт собственных средств.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом многоквартирные дома *** в период с июля 2012 года по июнь 2014 года находились в управлении ООО УК "Тамбовский коммунальный стандарт", ООО "Гарант Стройсервис", выступающих в роли исполнителя жилищных и коммунальных услуг, в том числе, в части выполнения работ по техническому содержанию внутридомовых электрических сетей.
Случаев принятия на общем собрании собственников помещений многоквартирных домов решений о внесении платы за коммунальную услугу "электроснабжение" непосредственно ресурсоснабжающей организации - ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" не выявлено, также как и фактов принятия собственниками помещений многоквартирных домов на общих собраниях решений о распределении "сверхнормативного" объёма потреблённой электроэнергии между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме.
Таким образом, ОАО (ПАО) "Тамбовская энергосбытовая компания" в отсутствие правовых оснований производит расчёт, требует от собственников помещений в многоквартирных домах, способ управления которыми определён в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды.
Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потреблённые на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчёт и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Между тем судом первой инстанции требования вышеприведённых правовых норм учтены не были.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Управления у суда первой инстанции не имелось.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 24 февраля 2016 года отменить и принять по делу новое решение.
Признать незаконными действия публичного акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания" по начислению и взиманию с собственников помещений в многоквартирных домах Шипилова О.И., Новиковой Н.В., Стрельцовой Е.А., Герасимова В.И., Великовой В.Д., Долгих В.Д. платы за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды в период с июля 2012 года по июнь 2014 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.