Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ковешниковой Е.А.
судей: Архиповой М.В., Андриановой И.В.
при секретаре Герасимовой О.Г.
рассмотрела в судебном заседании 20 июня 2016 года гражданское дело по апелляционным жалобам администрации г.Тамбова, Илларионовой М.В. на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 23 марта 2016 года
по гражданскому делу по иску Илларионовой М.В к администрации г.Тамбова, администрации Тамбовской области, Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, Министерству финансов РФ о предоставлении жилья во внеочередном порядке.
Заслушав доклад судьи Архиповой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Илларионова М.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Тамбова и Тамбовской области о предоставлении вне очереди её семье в составе трех человек жилого помещения, площадью не менее 54 кв.м с учетом права её сына-Илларионова М.В. на дополнительную площадь. В обоснование указала, что Постановлением мэра г. Тамбова от 20 июля 2004 года N 4188 их семья в составе трех человек (Илларионовы: ФИО14) была принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по списку "Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов", в связи с наличием у её сына инвалидности. Несмотря на наличие права на обеспечение семьи жилым помещением, до настоящего времени они состоят в очереди, что противоречит содержанию п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Её сын Максим является ребенком-инвалидом, состоит на диспансерном учете по поводу хронического заболевания, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерация от 16 июня 2006 года N 378. Считает, поскольку их семья, в составе которой имеется ребенок-инвалид, страдающий тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, была поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 года, то они вправе быть обеспеченным именно жилым помещением по договору социального найма. Обязанность по реализации этого права лежит на органе местного самоуправления. Полагает, что жилая площадь должна быть выделена исходя из расчета 18 кв.м на человека с учетом права ребенка на дополнительную площадь, о чем свидетельствует справка ТОГБУЗ "ГКБ им Арх.Луки г. Тамбова".
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 23 марта 2016 года требования Илларионовой М.В. удовлетворены частично.
Суд обязал администрацию г. Тамбова предоставить Илларионову М.В., *** года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте г. Тамбова, соответствующее предъявляемым к жилому помещению требованиям, по договору социального найма с учетом дополнительной площади общей площадью 32 кв. м.
В удовлетворении исковых требований о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения на состав семьи 3 человека и к Администрации Тамбовской области, Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, Министерству финансов РФ Илларионовой М.В. отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Тамбова не согласен с решением суда. Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, имеется несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации, а именно, Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2005 N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления данную категорию граждан муниципальным жилым помещением по договорам социального найма никогда не обеспечивали. Согласно статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. В соответствии с ч. 5 п. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, производится на основании Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за счет средств Российской Федерации без признания их малоимущими, а обеспечение их муниципальными жилыми помещениями по договорам социального найма производится в соответствии с Жилищным кодексом РФ только через признания данной категории граждан малоимущими. Из вышеизложенного следует, что Илларионов М.В. имеет право на социальную выплату на основании Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в виде сертификата за счет средств федерального бюджета, поскольку по данному закону признание граждан малоимущими не требуется. Просит решение Ленинского районного суда города Тамбова от 23 марта 2016 отменить и вынести новое решение об отказе в иске к администрации города Тамбова.
Не согласившись с решением Ленинского районного суда г.Тамбова в части отказа в предоставлении жилого помещения на семью-инвалида, предоставив жилое помещение на одного несовершеннолетнего ребенка-инвалида с апелляционной жалобой обратилась Илларионова М.В. Указывает, что решение в этой части не основано на законе, вынесено с нарушением норм материального права, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Автор жалобы указывает, что ребенок в силу имеющегося у него заболевания и несовершеннолетнего возраста не может проживать самостоятельно, нуждается в постоянной, посторонней помощи. Однако суд, при решении вопроса об отказе в удовлетворении исковых требований о предоставлении жилого помещения на всю семью не учел это обстоятельство и вынес решение, по мнению автора жалобы, противоречащее закону и интересам ребёнка-инвалида.
Представителем управления социальной защиты и семейной политики Тамбовкой области поданы возражения на апеляционную жалобу. Полагает, что решение вынесено законнно и обоснованно. Указывает, что в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются во внечередном порядке на основании решений органа местного самоуправления.
Учитывая имеющие данные об извещении лиц, привлеченных к участию в деле, и не явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, поддержанные представителем администрации г.Тамбова -Каменевой Е.С., возражавшей против доводов апелляционной жалобы Илларионовой М.В., выслушав Илларионову М.В., поддержавшую свою апелляционную жалобу, Илларионова В.Н., возражавших против доводов жалобы администрации г.Тамбова, выслушав представителя администрации Тамбовской области Масальского М.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995г.N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N181-ФЗ) предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из ч.2 названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст.28.2 Федерального закона N181-ФЗ, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством РФ органом, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005г.в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пп.1, 3-6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом приведенных в данном абзаце положений ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004г.N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005г.право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется.
Из ст.31 Федерального закона N181-ФЗ следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005г.на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Илларионов М.В., 09 августа 2000г. рождения, страдает тяжелой формой хронического заболевания, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерация от 16 июня 2006 года N 378 (л.д.9). Согласно приказу Минздрава России N 991н от 30 ноября 2012г. "Об отверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь", Илларионов М.В. имеет хроническое заболевание, дающее право на дополнительную жилую площадь (л.д.8).
Постановлением мэра г.Тамбова от 20 июля 2004г. N 4188 семья Илларионовых в составе трех человек - Илларионов М.В., мать Илларионова М.В., отец Илларионов В.Н. была принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по списку "Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов" (л.д.10). Факт постановки семьи Илларионовых в составе трех человек на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий подтвержден указанным постановлением и никем не оспаривался.
На основании постановления администрации г.Тамбова N510 от 25 января 2013г. семье Илларионовых по договору найма предоставлено специализированное жилое помещение - однокомнатная ***, общей площадью 29,8 кв.м. в ***, где они зарегистрированы с 13февраля 2013г. по 09 августа 2018г. Илларионовы не имеют собственного жилья, право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма ими не реализовано.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о предоставлении Илларионову М.В. вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма с учетом дополнительной площади общей площадью 32 кв.м. При этом суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения на администрацию г.Тамбова.
Вместе с тем при обеспечении жилищных прав Илларионова М.В. и обеспечении его жилым помещением во внеочередном порядке следует учитывать требования, установленные в части 5 статьи 17 ФЗ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ" О социальной защите прав инвалидов в РФ", а именно: состояние здоровья и другие заслуживающие внимание обстоятельства, к которым относится в том числе несовершеннолетний возраст Илларионова М.В., нуждаемость в уходе, возможность (или отсутствие таковой) самостоятельного проживания или совместного проживания с родителями, одним из них, иными членами семьи.
Однако, судом первой инстанции в нарушение требований указанной нормы закона юридически значимые обстоятельства не были учтены.
Тогда как из материалов дела следует, что Илларионов Максим, являясь несовершеннолетним, страдает тяжелой формой хронического (психического) заболевания, возможность самостоятельного проживания отсутствует, нуждается в постоянном уходе. В связи с чем, его мать Илларионова М.В. является получателем выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход, с 01 апреля 2007г., что подтверждается справкой УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области от 10 февраля 2016г. Таким образом, проживание Илларионова М. невозможно отдельно от родителей.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о предоставлении Илларионову М.В. отдельного жилого помещения не отвечает его интересам.
Решением Тамбовской городской Думы от 30 марта 2005г. N675 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения ( с изменениями от 25 февраля 2016г.) по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г.Тамбове" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г.Тамбове установлена 16,0 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Илларионов М.В. имеет хроническое заболевание, дающее право на дополнительную жилую площадь (л.д.8).
С учетом вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения исковых требований о предоставлении Илларионову М.В. с семьей из трех человек вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма с учетом дополнительной площади, общей площадью 64 кв.м., не менее двух комнат.
Доводы жалобы о том, что на администрацию г.Тамбова не может быть возложена обязанность по обеспечению Илларионова М.В. во внеочередном порядке жилым помещением ввиду отсутствия выделенных субвенций на выполнение государственных полномочий в сфере поддержки инвалидов, не могут быть приняты во внимание. Порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, установлен Жилищным кодексом Российской Федерации, а потому данная категория граждан не может быть лишена права быть обеспеченными жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законодателем. Право Илларионова М.В. на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч.2 ст. 57 ЖК РФ, и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (часть 3 статьи 57).
Иные приведенные доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ином неверном толковании норм закона.
Решение суда в части отказа в иске к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, Министерству финансов РФ о предоставлении жилья Илларионовым во внеочередном порядке принято законное и обоснованное, оснований для отмены решения в указанной части не имеется. Решение в указанной части сторонами не обжалуется, судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым резолютивную часть решения суда изложить в следующей редакции: Обязать администрацию г.Тамбова предоставить Илларионову М.В., ***. рождения, с сотавом семьи 3 человека: мать Илларионова М.В., отец Илларионов В.Н., вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте города Тамбова, соответствующее предъявляемым к жилому помещению требованиям, по договору социального найма с учетом дополнительной площади, общей площадью 64 кв.м., не менее двух комнат.
На основание изложенного и руководствуясь ст. ст.328 - 330 ГПК РФ, апелляционная инстанция
Определила:
Резолютивную часть решения Ленинского районного суда города Тамбова от 23 марта 2016г. в части " обязать администрацию г.Тамбова предоставить Илларионову М.В., 09 августа 2000г. рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте города Тамбова, соответствующее предъявляемым к жилому помещению требованиям, по договору социального найма с учетом дополнительной площади общей площадью 32 кв.м." изложить в следующей редакции: Обязать администрацию г.Тамбова предоставить Илларионову М.В., ***. рождения, с составом семьи 3 человека: мать Илларионова М.В., отец Илларионов В.Н., вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте города Тамбова, соответствующее предъявляемым к жилому помещению требованиям, по договору социального найма с учетом дополнительной площади, общей площадью 64 кв.м., не менее двух комнат.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.