судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего Иванова А.В.,
судей Кулаевой Е.В., Сысаловой И.В.,
при секретаре Приданове В.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода
на решение Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода от 25 мая 2016г. по иску
Климанова Н. Г. к администрации города Нижнего Новгорода, администрации Сормовского района города Н.Новгорода о признании незаконными действий органа местного самоуправления, возложении обязанности,
заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Сысаловой И.В., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
установила:
Климанов Н.Г. обратился в суд с данными требованиями к ответчикам, указывая, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. и по настоящее время проходит военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. В ДД.ММ.ГГГГ истец прибыл служить в Нижегородский гарнизон, в войсковую часть N, был признан нуждающимся в получении жилого помещения и поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилья в городе Нижнем Новгороде. В ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия войсковой части N представила истцу и членам его семьи жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", в котором истец проживает по настоящее время. Ранее данное жилое помещение занимал военнослужащий Журавлев В.В., убывший к новому месту военной службы. Договор найма указанного жилого помещения с истцом не заключен. Отделение (территориальное г.Н.Новгород) ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ на заявление истца о заключении с ним договора найма на указанное жилое помещение ответило отказом со ссылкой на то, что данное жилое помещение является муниципальной собственностью и отсутствует в реестре собственности Минобороны России. В администрацию Сормовского района г.Нижнего Новгорода было направлено ходатайство о заключении с истцом договора найма на указанное жилое помещение в порядке вторичного заселения в него военнослужащего, так как ранее указанное жилое помещение занимал военнослужащий. Письмом от ДД.ММ.ГГГГг. администрация отказала в заключении с истцом договора найма жилого помещения, указав, что у администрации отсутствуют полномочия для предоставления помещения муниципального жилищного фонда военнослужащим. Истец считает данный отказ незаконным, поскольку Федеральным законом "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Истец просил суд признать незаконными действия администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода, выразившиеся в отказе в заключении договора найма на предоставленное в порядке повторного заселения военнослужащим жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: "адрес"; обязать администрацию Сормовского района г.Н.Новгорода заключить с истцом договор найма указанного жилого помещения.
В суд первой инстанции истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель по доверенностям администрации города Нижнего Новгорода, администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода Гарафиева Э.Г. иск не признала.
Представитель третьего лица ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Решением Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода от 25 мая 2016г. иск удовлетворен. Признаны незаконными действия администрации Сормовского района г.Н.Новгорода, выразившиеся в отказе в заключении договора социального найма на предоставленное жилое помещение по адресу: "адрес". На администрацию Сормовского района города Нижнего Новгорода возложена обязанность заключить с Климановым Н.Г. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
В апелляционной жалобе администрацией Сормовского района города Нижнего Новгорода поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
В суд апелляционной инстанции стороны, представитель третьего лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда не находит оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела следует, что Климанов Н.Г. является военнослужащим, проходит военную службу в Вооруженных Силах РФ с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
В ДД.ММ.ГГГГ Климанов Н.Г. прибыл служить в Нижегородский гарнизон, в войсковую часть N.
Выпиской из протокола N заседания жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГг. подтверждено, что Климанову Н.Г. с составом семьи 3 человека распределена двухкомнатная квартира общей площадью 55 кв.м по адресу: "адрес". В данной квартире Климанов Н.Г. проживает по настоящее время.
На основании распоряжения Правительства РФ от 13 августа 2002г. N1081-р и распоряжения администрации города Нижнего Новгорода "О принятии в муниципальную собственность г.Н.Новгорода объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры" от ДД.ММ.ГГГГг. N квартира по адресу: "адрес" является муниципальной собственностью города Нижнего Новгорода. Право собственности зарегистрировано в ЕГРП и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГг.
Климанов Н.Г. обратился в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерство обороны РФ с заявлением о заключении с ним договора найма жилого помещения по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГг. отделение (территориальное г.Н.Новгород) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерство обороны РФ направило в администрацию Сормовского района города Нижнего Новгорода обращение, в котором просило заключить с Климановым Н.Г. договор найма жилого помещения за выездом военнослужащего по указанному адресу.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГг. администрация отказала в заключении с Климановым Н.Г. договора найма жилого помещения, указав, что спорное жилое помещение находится в муниципальной собственности города Нижний Новгород, и может быть предоставлено по договору социального найма в соответствии со ст.49 Жилищного кодекса РФ. Администрация не имеет законных оснований для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда военнослужащим в связи с отсутствием полномочий на обеспечение указанных граждан жилыми помещениями.
Принимая решение об удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого отказа.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для заключения с истцом договора найма ошибочны.
Исходя из положений ч.2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N42 "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду и типовых договоров наймов специализированных жилых помещений" определено, что вопрос установления (изменения) статуса служебного жилого помещения относится к компетенции собственника жилищного фонда (органа местного самоуправления).
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В силу ст. 19 Жилищного кодекса РФ жилищный фонд в Российской Федерации включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.
При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривающие право военнослужащего на повторное заселение освободившегося жилого помещения.
Реализация права на обеспечение жилым помещением в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" не ставится законом в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному или муниципальному жилищному фонду. Независимо от того, в каком жилищном фонде находятся помещения, они не теряют своего целевого назначения по обеспечению права на жилище специальной категории граждан -"военнослужащих" и членов их семей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 25 декабря 2003г. N453-О, от 22 апреля 2004г. N170-О, противоречия между положениями п.5 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" и конституционными правами органа местного самоуправления на самостоятельное управление муниципальной собственностью отсутствуют. Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.
Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.
Судом установлено, что Климанов Н.Г. является военнослужащим и по настоящее время проходит военную службу. В спорную квартиру истец вселился по решению жилищной комиссии войсковой части N.
В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 327.1 ГПК РФ и разъяснениями, данными в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", судебная коллегия приняла к рассмотрению новые доказательства: выписку из лицевого счета и выписку из домовой книги на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"; архивную справку N от ДД.ММ.ГГГГг. об объекте капитального строительства - многоквартирном "адрес", выданную Нижегородским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" (Сормовским отделением).
Представленными доказательствами подтверждено, что многоквартирный "адрес" - ДД.ММ.ГГГГ постройки. На регистрационном учете в квартире N указанного многоквартирного дома на ДД.ММ.ГГГГ никто не состоит.
Доказательств того, что спорная квартира с ДД.ММ.ГГГГ не предоставлялась военнослужащему, ответчик не представил. При этом, представитель ответчика в суде первой инстанции не оспаривала, что ранее указанную квартиру занимал другой военнослужащий.
Разрешая спор, суд правильно исходил из того, что спорное жилое помещение предоставлено Климанову Н.Г. с соблюдением установленного порядка и условий предоставления жилых помещений, предусмотренных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Принимая во внимание пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих", возлагающий на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований. Решение суда не нарушает баланса между самостоятельностью местного самоуправления и защитой прав военнослужащих, не исключает участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений.
Предоставление военнослужащему жилого помещения из муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения на основании решения уполномоченного органа Министерства обороны РФ является обязанностью администрации муниципального образования.
При этом, при разрешении вопроса о заключении договора найма квартиры ответчик не лишен возможности разрешить одновременно вопрос о придании спорному жилому помещению в установленном порядке статуса "служебного".
В соответствии со ст. 196 ч.3 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Из искового заявления Климанова Н.Г. следует, что он просил суд обязать ответчика заключить с ним договор найма спорного жилого помещения. Требований о заключении договора "социального найма" жилого помещения, находящего по адресу; "адрес" истец не заявлял. Из решения суда в словосочетании "социальный найм" следует исключить слово "социальный".
Руководствуясь ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
определила:
решение Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода от 25 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Исключить из решения суда в словосочетании "социальный найм" слово "социальный"
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.