Судья Смоленского областного суда Туникене М.В., рассмотрев жалобу Свистун Светланы Владимировны на постановление Административной комиссии Администрации Заднепровского района г. Смоленска N96 от 01 июня 2016 и решение судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 18 июля 2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.4 Закона Смоленской области "Об административных правонарушениях на территории Смоленской области",
установил:
постановлением Административной комиссии Администрации Заднепровского района г. Смоленска N96 от 01.06.2016 Свистун С.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.4 Закона Смоленской области "Об административных правонарушениях на территории Смоленской области", назначено наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" руб.
Решением судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 18.07.2016 вышеуказанное постановление оставлено без изменения, а жалоба Свистун С.В. без удовлетворения.
В рассматриваемой жалобе Свистун С.В. просит решение судьи, как незаконное и необоснованное отменить, указывая на ненадлежащее извещение ее о дате и времени составления протокола об административном правонарушении и вынесении постановления, поскольку по указанному в протоколе и постановлении адресу она не зарегистрирована и не проживает.
Ознакомившись с жалобой, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.17.4 Закона Смоленской области от 25.06.2003 N28-з "Об административных правонарушениях на территории Смоленской области" предусмотрена административная ответственность за нарушение запретов, установленных утвержденными органом местного самоуправления городского округа (городского, сельского поселения) Смоленской области правилами благоустройства территории городского округа (городского, сельского поселения) Смоленской области, если такое действие (бездействие) не содержит составов административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что (дата) и.о. главы Администрации Заднепровского района г. Смоленска, по результатам рассмотрения обращения гражданки ФИО3, в отношении Свистун С.В. составлен протокол об административном правонарушении N, согласно которому (дата) Свистун С.В., являясь собственником автомобиля "данные изъяты", госрегзнак "данные изъяты", нарушила п.3.16.16 Правил благоустройства города Смоленска, утвержденных Постановлением Администрации г.Смоленска N568-адм от 31.03.2014 осуществила стоянку указанного автомобиля в местах благоустройства по адресу: ... где имеются зеленые насаждения и газоны.
За указанное нарушение Свистун С.В. на основании постановления Административной комиссии Администрации Заднепровского района г. Смоленска N 96 от 01.06.2016 привлечена к административной ответственности, предусмотренной ст.17.4 Закона Смоленской области "Об административных правонарушениях на территории Смоленской области".
Оставляя постановление административного органа в отношении Свистун без изменения, судья районного суда сослался на доказанность вины заявителя в совершении вмененного правонарушения.
С такими выводами судьи первой инстанции согласиться нельзя.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, являются задачами производства по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1 КоАП РФ).
В этих целях должностное лицо, административный орган должны соблюдать установленный порядок осуществления процессуальных действий по возбуждению, рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Как следует из содержания частей 1, 2 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Исходя из положений указанной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Согласно части 4.1 указанной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
По смыслу ст. 25.1, 28.2 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно быть извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении надлежащим образом.
Неизвещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и дате составления протокола об административном правонарушении, о времени и месте вынесения постановления о привлечении к административной ответственности является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных КоАП РФ процессуальных прав и гарантий защиты: прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений и представления доказательств, на заявление ходатайств и отводов, использованию юридической помощью защитника.
Так, из дела усматривается, что протокол об административном правонарушении в отношении Свистун был составлен в ее отсутствие. Уведомление о составлении протокола, а также копия протокола направлялись Свистун по адресу: ... По такому же адресу извещалась Свистун о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Между тем, из представленной заявителем копии паспорта следует, что Свистун с (дата) проживает и зарегистрирована по другому адресу: ... , тем самым о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела извещена не была, чем нарушено ее право на защиту.
Указанному обстоятельству судьей районного суда дана ненадлежащая оценка.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ возвращение протокола допускается при подготовке дела к судебному рассмотрению и невозможно при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Таким образом, порядок привлечения Свистун к административной ответственности был нарушен, ее право на защиту в ходе производства по делу не было реализовано.
Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
При таких обстоятельствах постановление Административной комиссии Администрации Заднепровского района г. Смоленска N96 от 01.06.2016 и решение судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 18.07.2016 не могут быть признаны законным и подлежат отмене, а производство по делу-прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
жалобу Свистун Светланы Владимировны удовлетворить.
постановление Административной комиссии Администрации Заднепровского района г. Смоленска N96 от 01 июня 2016 и решение судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 18 июля 2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.4 Закона Смоленской области "Об административных правонарушениях на территории Смоленской области" в отношении Свистун Светланы Владимировны отменить, производство по делу прекратить.
Судья Смоленского областного суда М.В.Туникене
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.