Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Гедыгушева М.И.
при секретаре судебного заседания Баевой Д.В.,
с участием представителя административного истца Боровлевой М.А. - Есипова Р.А.,
представителя административного ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю Юхновой Ю.С.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Боровлевой ФИО7 к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Боровлева ФИО8 обратилась в Ставропольский краевой суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:06:122317:21, площадью 14 998 кв.м., назначение: земли населенных пунктов - для строительства центра обслуживания автомобилей, расположенного по адресу: Ставропольский край, Изобильненский район, г. Изобильный, ул. 50 Лет Октября, в районе АЗС Лукойл выезд на г. Ставрополь, по состоянию на 01 января 2015 года в размере равном его рыночной стоимости 5069000 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ межу Боровлевой ФИО9 и Фондом "Ставропольдорбезопасность" был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества и земельного участка, зарегистрированный 11 декабря 2015 года, в соответствии с чем, Боровлевой М.А. выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Ставропольский край, Изобильненский район, город Изобильный, улица 50 лет Октября, в районе АЗС Лукойл выезд на Ставрополь, площадью 14998 квадратных метров, кадастровый номер 26:06:122317:21.
27 ноября 2015 года Министерством имущественных отношений Ставропольского края издан Приказ N 1380 "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае".
Согласно, кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, земельного участка с кадастровым номером 26:06:122317:21, кадастровая стоимость, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01 января 2016г. составляет 11853819 рублей 28 копеек; дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости): 01 января 2015 год; реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости: 27 ноября 2015 г., N 1380; дата утверждения кадастровой стоимости: 29 ноября 2015 г.; дата внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости: 19 декабря 2015 год.
В виду того, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка и собственник уплачивает размер земельного налога исходя из величины данной кадастровой стоимости, её завышение и как следствие несоответствие рыночной стоимости, прямо влияют на права собственника земельного участка, выразившееся в чрезмерной величине начисляемого земельного налога.
Не согласившись с утвержденной кадастровой стоимостью земельного участка с кадастрастровым номером 26:06:122317:21, как несоответствующей рыночной стоимости, 5 апреля 2016 года административный истец обратился в "данные изъяты"" для определения его рыночной стоимости на 01 января 2015 года
25 апреля 2016 года "данные изъяты"" составил отчет N. В котором установлено, что рыночная стоимость земельного участка, общей площадью 14998 кв.м., кадастровый номер 26:06:122317:21, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "для строительства центра обслуживания автомобилей", расположенного по адресу: Ставропольский край, Изобильненский район, г. Изобильный, ул. 50 лет Октября, в районе АЗС Лукойл выезд на г. Ставрополь, с учётом ограничивающих условий и сделанных допущений, по состоянию на 01 января 2015 года составляет (с учетом округления): 5 069 000 (Пять миллионов шестьдесят девять тысяч) рублей, рыночная стоимость 1 кв.м. составляет: 337,98 (Триста тридцать семь руб. 98 коп.)
Выводы, содержащиеся в отчете, основаны на предварительных расчетах, включениях и иной информации, полученной в результате исследования рынка недвижимости Ставропольского края, на опыте и профессиональных знаниях, по тогам деловых встреч, в ходе которых была получена определенная информация. Источники информации и методика расчетов и заключений приведены в соответствующих разделах отчета.
28 апреля 2016 года Саморегулирующей организацией оценщиков "данные изъяты" N, в котором установлено: п. 7.1 Проведенная экспертиза Отчета N от ДД.ММ.ГГГГг, выполненного "данные изъяты" подтверждает итоговую рыночную стоимость объекта оценки, определенную оценщиком в Отчете на дату оценки 01.01.2015 г., в размере: 5 069 000 (Пять миллионов шестьдесят девять тысяч) рублей.
Проверкой установлено, что Отчет N от 25 апреля 2016г, выполненный "данные изъяты"", соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-Ф3 от 29 июля 1998 года, требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного Федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности. Составленное экспертное заключение является положительным.
Поскольку в соответствии с пунктом 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей налогообложения и ее увеличение влечет за собой значительное увеличение земельного налога, а в силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка по сравнению с его рыночной стоимостью существенно затрагивает интересы административного истца, соответственно, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В судебном заседании представитель административного истца Боровлевой М.А. по доверенности Есипов Р.А., поддержал заявленные требования, но с учетом экспертного заключения их уточнил и просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:06:122317:21 по состоянию на 01 января 2015 года в размере 5133 665 рублей 42 копейки. Также просил суд обязать орган кадастрового учета ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по СК внести изменения в государственный кадастр недвижимости установленную судом кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по доверенности Юхнова Ю.С., в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что замечаний к заключению эксперта не имеет, в связи с чем просила принять законное и обоснованное решение в соответствии с действующим законодательством. В отношении требования об обязании филиала "ФКП Росреестра" по СК внести изменения в государственный кадастр недвижимости просила отказать, так как в соответствии со ст. 24.20 ФЗ N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости".
В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание административного истца Боровлевой М.А., представителей: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерства имущественных отношений Ставропольского края, администрации г. Изобильный, уведомленных должным образом и своевременно о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования, с учетом уточнений, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III указанного Закона, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 года N382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 года N222.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при разрешении дела по заявлению участника долевой собственности суд пересматривает кадастровую стоимость объекта недвижимости в целом.
В судебном заседании установлено, что Боровлевой М.А. на основании свидетельства о государственной регистрации права, принадлежит земельный участок, с кадастровым номером 26:06:122317:21, площадью 14 998 кв.м, назначение: земли населенных пунктов - для строительства центра обслуживания автомобилей, расположенного по адресу: Ставропольский край, Изобильненский район, г. Изобильный, ул. 50 Лет Октября, в районе АЗС Лукойл выезд на г. Ставрополь.
По результатам государственной кадастровой оценки земель, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:06:122317:21, определена в размере 11853819 рублей 28 копеек. 19.12.2015 г. кадастровая стоимость внесена в ГКН, что подтверждается кадастровой справкой от 08.06.2016 года.
Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1380 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае" по состоянию на 01. 01.2015 года.
Согласно отчету об оценке N от 25.04.2016 года, проведенного по заказу административного истца оценщиком "данные изъяты"", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:06:122317:21, по состоянию на 01.01.2015 года составляет 5069 000 рублей.
28.04.2016 года, в отношении отчета об оценке N, "данные изъяты"", была проведена экспертиза, по результатам которой экспертом было дано положительное заключение N.
Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Каждая сторона в силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Согласно части 1 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Исходя из приведенных правовых предписаний, суд удовлетворил ходатайство административного истца о проведении судебной оценочной экспертизы по вопросу определения рыночной стоимости земельного участка.
По заключению судебной экспертизы N-Э от ДД.ММ.ГГГГ, выполненной экспертом "данные изъяты"", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:06:122317:21, площадью 14 998 кв.м., назначение: земли населенных пунктов - для строительства центра обслуживания автомобилей, расположенного по адресу: Ставропольский край, Изобильненский район, г. Изобильный, ул. 50 Лет Октября, в районе АЗС Лукойл выезд на г. Ставрополь, по состоянию на 01 января 2015 года определена в размере 5133 665 (пять миллионов сто тридцать три тысячи шестьсот шестьдесят пять) рублей 42 копейки
Согласно части 13 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт (комиссия экспертов) дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если экспертиза проводится в судебном заседании, эксперт может дать устное заключение.
Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Поскольку доказательств, опровергающих изложенные в экспертном заключении N-Э от 01.07.2016 года выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, заинтересованными лицами не представлено, суд, проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает возможным определить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости равной 5133 665 (пять миллионов сто тридцать три тысячи шестьсот шестьдесят пять) рублей 42 копейки.
При этом, согласно абзацу 4 статьи 24.18 Закона "Об оценочной деятельности", п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N28 от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость.
Таким образом, суд считает необходимым установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:06:122317:21, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года, поскольку указанная дата является датой определения кадастровой стоимости.
Между тем, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований в части внесения изменения в сведения государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, поскольку считает их излишне заявленными, так как в силу ст.24.20 ФЗ от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
требования Боровлевой ФИО10 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:06:122317:21, площадью 14 998 кв.м, назначение: земли населенных пунктов - для строительства центра обслуживания автомобилей, расположенного по адресу: Ставропольский край, Изобильненский район, г. Изобильный, ул. 50 Лет Октября, в районе АЗС Лукойл выезд на г. Ставрополь, по состоянию на 01 января 2015 года в размере 5133 665 (пять миллионов сто тридцать три тысячи шестьсот шестьдесят пять) рублей 42 копейки.
Административный иск об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости поступил в суд 24.05.2016 года.
В удовлетворении требований Боровлевой ФИО11 об обязании ответчика внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи жалобы в Ставропольский краевой суд.
Судья: М.И. Гедыгушев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.