Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Мекеровой С.Р.,
при секретаре судебного заседания Казаряне А.Р.,
с участием административного истца Никишиной В.О. и её представителя Дождева К.А.,
представителя административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю Юхновой Ю.С.,
представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края Борисовой М.В.,
представителя заинтересованного лица администрации г. Пятигорска Прибыткова М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Никишиной Виктории Олеговны к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Никишина В.О. 12 апреля 2016 года обратилась с административным иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование иска Никишина В.О. указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 26629:090114:0026, площадью 16000 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для эксплуатации нежилого здания, расположенного в границах земель муниципального образования Этокского сельсовета Предгорного района по адресу: город Пятигорск, станица Константиновская, проезд Связистов, дом 2.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в соответствии с приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 декабря 2012 N 203 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае" по состоянию на 01 января 2012 года в размере 38598240 рублей.
Не согласившись с результатом оценки вышеназванного земельного участка, она обратилась в ООО "Агентство оценки и экспертизы собственности "Дисконт" для определения рыночной стоимости этого участка.
Согласно отчету об оценке N 221/15-1 от 14 августа 2015 года, на который дано положительное экспертное заключение Саморегулируемой организации оценщиков "Российское общество оценщиков" за N 5271/2015 от 16 октября 2015 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26629:090114:0026 по состоянию на 01 января 2012 года составляет 7408 000 рублей.
Административный истец полагает результаты государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 26:29:090114:0026 недостоверными и нарушающими её права как плательщика земельного налога.
В настоящее время строго в границах оспариваемого земельного участка уже сформированы новые земельные участки с кадастровыми номерами: ...
Сумма кадастровых стоимостей данных земельных участков за налоговый период 2015 года составляет 38 598 240 рублей. Вышеперечисленные земельные участки, как вновь образованные земельные участки, в налоговом периоде 2015 года уже несут в себе завышенную кадастровую стоимость, которая в нарушение требований статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации будет способствовать незаконному требованию со стороны налогового органа об уплате незаконной суммы налога на имущество, исчисляемого из расчёта 1,5 % от кадастровой стоимости, превышающей рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:29:090114:0026.
На основании изложенного Никишина В.О. просила установить за налоговый период 2015 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:29:090114:0026, площадью 16000 кв. м, с разрешенным использованием - для эксплуатации нежилого здания, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: город Пятигорск, станица Константиновская, проезд Связистов, дом 2, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 года, в размере 7 408000 рублей, а также кадастровую стоимость квадратного метра в границах указанного земельного участка в размере 463 рубля.
Поскольку с требованием об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:29:090114:0026 она ранее 28 октября 2015 года обращалась с административным иском, которое в ходе рассмотрение дела было ею изменено, Никишина В.О. просила признать причину пропуска процессуального срока для обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости за налоговой период 2015 года и восстановить этот срок в соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд, выслушав объяснения административного истца, её представителя, поддержавших исковые требования, представителей ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю и Министерства имущественных отношений Ставропольского края, просивших прекратить производство по делу в связи с тем, что заявлены требования о пересмотре архивной кадастровой стоимости земельного участка, который прекратил свое существование, и возможность применения результатов этого пересмотра за налоговый период 2015 года утрачена, объяснения представителя администрации г. Пятигорска, не возражавшего против удовлетворения требований, исследовав материалы дела, пришел к выводу о прекращении производства по делу по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предписано, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Абзацем 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусмотрено, что, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Аналогичное положение содержится в абзаце 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу статьи 393 названного Кодекса налоговым периодом признается календарный год.
Таким образом, для целей налогообложения изменение кадастровой стоимости на основании решения суда будет иметь правовые последствия в том случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в течение налогового периода, равного календарному году, в котором оспариваемая кадастровая стоимость является актуальной.
В соответствии с абзацем 3 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28, в случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на дату обращения в комиссию или в суд не подлежит применению, производство по делу прекращается на основании пункта 1 части 1 статьи 134 и статьи 220 ГПК РФ, пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 КАС РФ.
В силу части 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Как следует из материалов дела, Никишина В.О. являлась собственником земельного участка с кадастровым номером 26:29:090114:0026, площадью 16000 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для эксплуатации нежилого здания, расположенный по адресу: г. Пятигорск, станица Константиновская, проезд Связистов, дом 2, на основании договора купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка от 03 мая 2007 года, постановления главы администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края N 297 от 23 апреля 2007 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 26-АЖ N 263554 от 13 июля 2010 года.
В марте 2015 года земельный участок с кадастровым номером 26:29:090114:26 разделен на 20 земельных участков с кадастровыми номерами: ... , имеющих адрес: ...
02 марта 2015 года эти участки постановлены на кадастровый учет, 21 апреля 2015 года Никишина В.О. зарегистрировала право собственности на этим вновь образованные земельные участки.
Земельный участок с кадастровым номером 26:29:090114:0026 снят с регистрационного учета 27 апреля 2015 года.
Предметом оспаривания административным истцом Никишиной В.О. является кадастровая стоимость принадлежавшего ей земельного участка с кадастровым номером 26:29:090114:0026 площадью 16000 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для эксплуатации нежилого здания, расположенный по адресу: г. Пятигорск, станица Константиновская, проезд Связистов, дом 2, до его раздела, в размере 38598240 рублей, утвержденная приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 декабря 2012 N 203 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае" по состоянию на 01 января 2012 года.
Вместе с тем, приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 декабря 2012 N 203 утратил силу в связи с изданием приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1380 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае", которым утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 01 января 2015 года.
Из чего следует, что установленная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:29:090114:0026 по состоянию на 01 января 2012 года в размере 38598240 рублей, является в настоящее время архивной.
Оспариваемая Никишиной В.О., обратившейся с данным административным иском 12 апреля 2016 года, архивная кадастровая стоимость на дату её обращения в суд не подлежит применению для целей налогообложения за прошедший период, 2015 налоговый год, поскольку решение суда для целей налогообложения имеет правовое значение с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Заявление Никишиной В.О. о восстановлении процессуального срока для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости за прошедший период не основано на законе.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28, предусмотренный статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен, если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости.
В данном случае на момент обращения Никишиной В.О. 12 апреля 2016 года с настоящим административным иском об оспаривании кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости внесены результаты очередной государственной кадастровой оценки, а земельный участок с кадастровым номером 26:29:090114:0026 снят с кадастрового учета 27 апреля 2015 года, прекратил свое существование.
При таких обстоятельствах, производство по административному исковому заявлению Никишиной В.О. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
производство по административному делу по административному исковому заявлению Никишиной Виктории Олеговны к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:29:090114:0026, равной его рыночной по состоянию на 01 января 2012 года, прекратить.
Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение суда может быть обжаловано в течение пятнадцати дней в апелляционную инстанцию Ставропольского краевого суда.
Судья Мекерова С.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.