Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Гвоздева М.В.
судей Масловой Т.В., Дорожкиной О.Б.
при секретаре Ильчук Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Хабаровского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, акционерному обществу "Славянка" о понуждении к совершению определенных действий,
по апелляционному представлению военного прокурора Хабаровского гарнизона на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 28 марта 2016 года,
Заслушав доклад судьи Дорожкиной О.Б., объяснения помощника военного прокурора Хабаровского гарнизона Петросян А.П., представителя Министерства обороны РФ Рубцовой И.И., представителя ФГКУ "ДТУИО" МО РФ Заверяева А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Хабаровского гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, о понуждении к совершению определенных действий. В обоснование иска указал, что военной прокуратурой Хабаровского гарнизона проведена проверка, по результатам которой установлено, что состояние зданий хранилищ инв. N, здание склада инв. N, здания караульного помещения инв. N, расположенных на территории в/ч 54054, военный городок N40 требуют капитального ремонта, стен, перекрытий, кровли, фундамента.
С учетом уточнений, просил суд обязать Министерство обороны РФ и ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России в срок до 10.09.2016 г., организовать проведение капитального ремонта стен, перекрытий, кровли, фундамента зданий хранилища инв. N, здания караульного помещения инв. N, расположенных на территории в/ч 54054, военный городок N40.
Определением Кировского районного суда г. Хабаровска от 15.02.2016 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено АО "Славянка".
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 28 марта 2016 года в удовлетворении исковых требований военного прокурора Хабаровского гарнизона отказано.
В апелляционном представлении военный прокурор Хабаровского гарнизона, не согласившись с постановленным по делу решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить. В обоснование доводов представления указано, что предметом иска является не нарушение должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации порядка подачи документов на включение объектов в план капитального ремонта, а необходимость проведения капитального ремонта вышеперечисленных зданий. Судом не принято во внимание, что в соответствии с п. 20 Устава учреждения, основной целью деятельности является организация учета и контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, а также управление и распоряжение имуществом ВС РФ. Обязанность по осуществлению контроля за сохранностью имущества ВС РФ, а также принятием мер по обеспечению сохранности возложена на Учреждение, в связи с чем, оно было привлечено в качестве соответчика. Несмотря на непринятие командованием войсковой части 54054 мер по направлению документов для принятия решения о проведении капитального ремонта, факты ненадлежащего состояния здания должны были быть выявлены учреждением, принятием последним мер по обеспечению сохранности зданий, чего сделано не было. В соответствии с регламентом решение о включении объектов в план капитального ремонта принимается на основании актов осенних (весенних) осмотров, составленных командованием воинской части, с участием представителей обслуживающих организаций. Таким образом, Министерством обороны России определено, что для принятия решения о проведении капитального ремонта зданий, сооружений не требуется заключение специалистов, либо иных уполномоченных органов или учреждений, а достаточно акта осмотра составленного командованием воинской части. При этом, решение о включении объекта в план принимается на основании объема денежных средств, выделенных на указанные цели и не зависит от самих актов осмотра, что не было учтено судом при рассмотрении данного гражданского дела.
Письменных возражений относительно доводов апелляционных жалоб не поступило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков Министерства обороны РФ, АО "Славянка", извещенные в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, не явились, доказательств уважительности причин неявки не представлено, об отложении рассмотрения дела не заявлено.
На основании ст. ст. 327, 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора, поддержавшего доводы представления, представителя ФГКУ "ДТУИО" МО РФ Заверяева А.Н., возражавшего против отмены решения суда, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что военной прокуратурой Хабаровского гарнизона проведена проверка содержания и обслуживания объектов в/ч 54054 от 2015 года, в ходе которой было установлено, что здание караульного помещения N инв. N в.г. N40 находится в неудовлетворительном состоянии, требуется проведение капитального ремонта, к дальнейшей эксплуатации пригодно после проведения капитального ремонта; здание хранилищ инв. N, здание склада инв. N находятся в неудовлетворительном состоянии, требуется проведение капитального ремонта.
Согласно акту технического состояния здания, утвержденного начальником ФГКУ "ДТУИО" Минобороны России - ФИО1 здание караульного помещения N к дальнейшей эксплуатации пригодно после проведения капитального ремонта.
Согласно акту технического состояния здания, утвержденного начальником ФГКУ "ДТУИО" Минобороны России - ФИО1 здание хранилища требует капитального ремонта к дальнейшей эксплуатации не пригодно.
28.02.2013г. между Министерством обороны и ОАО "Славянка" был заключен государственный контракт N, по которому АО "Славянка" обязалось оказывать услуги по обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков МО РФ и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны РФ.
19.05.2015г. между Министерством обороны РФ и АО "Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства" заключен государственный контракт по техническому обслуживанию казарменно- жилищного фонда военных городков Российской Федерации и иных фондовая используемых в интересах министерства обороны РФ.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исходил из того, что составление актов осмотра имущества, не свидетельствует о необходимости включения их в план капитального ремонта, а собственником помещений не принято решение о финансировании и о необходимости производства работ по капитальному ремонту зданий хранилища инв. N, караульного помещения инв. N, расположенных на территории войсковой части 54054, военный городок N 40, нарушения порядка по включению объектов план капитального ремонта. Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил и из непредставления истцом достаточных доказательств подачи командиром войсковой части 54054 заявок на включение объектов в план по капитальному ремонту и соблюдения порядка подачи заявки.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, как противоречащими обстоятельствам дела и нормам материального права, поскольку принятие собственниками помещений МКД решения о включении в договор работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, равно как по внесению в договор работ по капитальному ремонту, регулируются положениями жилищного законодательства, относящего данные вопросы к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений МКД, к которым спорные объекты не относятся, в связи с чем, решение суда подлежит отмене.
Судом первой инстанции установлено, что на основании приказа Министерства обороны Российской Федерации N 1871 от 17 декабря 2010 года здания хранилища инв. N и здание караульного помещения инв. N переданы в оперативное управление ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Неудовлетворительное техническое состояние и нуждаемость указанных объектов в капитальном ремонте подтверждены в ходе проведения проверки, что согласуется с содержанием приведенных актов технического состояния здания.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны РФ, в котором закреплены его полномочия.
Минобороны России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (абз. 1 п. 1 Положения).
В соответствии с п. 71 раздела II названного Положения Минобороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статья 210 ГК РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса России учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Право оперативного управления имеет вещный характер (ст. 216 применяемого Кодекса), и как следствие, не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
К жилищному фонду относятся все жилые помещения независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для одиноких престарелых, дома - интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Граждане, юридические лица обязаны бережно относиться к жилищному фонду и земельным участкам, необходимым для использования жилищного фонда; выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования (пункт 1.4 Правил).
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров (пункт 2 правил).
Целью осмотров является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений (пункт 2.1 Правил).
Обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлеченной для выполнения конкретного вида работ организацией (пункт 2.1.3 Правил).
Учитывая, что здание хранилища, караульного помещения, расположенные на территории войсковой части, находятся в неудовлетворительном состоянии, не отвечают установленным требованиям, представленными актами подтверждается необходимость проведения капитального ремонта, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В соответствии со статьями 296, 298 Гражданского кодекса, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание переданного имущества.
Судебная коллегия находит обоснованными исковые требования о возложении обязанности по организации проведения капитального ремонта стен, перекрытий, кровли, фундамента зданий хранилища инв. N, здания караульного помещения инв. N, расположенных на территории в/ч 54054, военный городок N40 на собственника указанных объектов - Министерство обороны РФ, а также на ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, в оперативном управлении которого находится это имущество, поскольку в силу закона указанные лица несут бремя содержания принадлежащего имущества.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда города Хабаровска от 28 марта 2016 года по делу по иску военного прокурора Хабаровского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казанному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, акционерному обществу "Славянка" о понуждении к совершению определенных действий, отменить, принять новое решение.
Возложить на Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казанное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" министерства обороны РФ обязанность по организации проведения капитального ремонта стен, перекрытий, кровли, фундамента зданий хранилища инв. N, здания караульного помещения инв. N, расположенных на территории в/ч 54054, военный городок N40.
Председательствующий: М.В. Гвоздев
Судьи: Т.В. Маслова
О.Б. Дорожкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.