Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Разуваевой Т.А.,
судей: Бузыновской Е.А., Лукьянченко Р.В.
при секретаре Павловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" об организации установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета,
по апелляционной жалобе ООО "ГУЖФ" на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 13 апреля 2016 года,
Заслушав доклад судьи Лукьянченко Р.В., объяснения прокурора Доськовой Т.Ю., представителя ответчика Полинякина А.Е., судебная коллегия
установила:
Военный прокурор Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО "ГУЖФ" об организации установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета, ссылаясь на следующее:
Собственником жилых многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул. Интернациональная д. 19 (Хабаровск-43) в п. Анастасьевка, ул. Мира д. 26, с. Галкино, ДОС 17 с. Гаровка-2 Хабаровского района Хабаровского края, является Министерство обороны РФ; дома переданы ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений". С 03.08.2015 г. обязательства по управлению указанными жилыми домами приняло ООО "ГУЖФ", на основании договора управления жилищным фондом, заключенного 27.07.2015 г. с Министерством обороны РФ. Проверкой установлено, что в указанных домах ни собственниками жилых помещений, ни управляющей компанией до настоящего времени, не принято мер по установке общедомовых (коллективных) приборов учета.
Указанное бездействие ответчика противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает интересы РФ по стимулированию энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также прав граждан, проживающих в жилых помещениях специализированного жилищного фонда. В связи с чем, истец просил обязать ООО "ГУЖФ" в срок до 29 июня 2016 года организовать установку общедомовых (коллективных) приборов учета электрической и тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, газоснабжения в жилом многоквартирных домах по адресам: ул. Интернациональная д. 19 (Хабаровск-43) в п. Анастасьевка, ул. Мира д. 26, с. Галкино, ДОС 17 с. Гаровка-2 Хабаровского района Хабаровского края.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 13 апреля 2016 года исковые требования удовлетворены частично. Суд постановил:обязать ООО "ГУЖФ" организовать установку общедомовых (коллективных) приборов учета:
электрической, теплоэнергии, холодного водоснабжения, а также организовать их ввод в эксплуатацию в многоквартирном доме в Хабаровском районе ДОС 17, с. Гаровка, 2 ;
электрической, теплоэнергии, холодного и горячего водоснабжения, а также организовать их ввод в эксплуатацию в многоквартирном доме в Хабаровском районе, ул. Мира д. 26, с. Галкино;
электрической, теплоэнергии, холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения, а также организовать их ввод в эксплуатацию в многоквартирном доме в Хабаровском районе с. Анастасьевка, ул. Интернациональная (Хабаровск-43) д. 19.
В удовлетворении требований истца в остальной части отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ГУЖФ" просит решение суда отменить, как незаконное, указывая на то, что установка коллективных приборов учета потребления ресурсов относится к работам по капитальному ремонту МКД, что находится в ведении собственников жилого дома, которые не приняли решение о включении расходов на установку общедомовых приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения. В связи с чем, у ответчика отсутствует обязанность по установке приборов учета. Кроме того, решение суда является неисполнимым, поскольку в нем отсутствует разъяснение, каким-образом ответчик должен организовать установку общедомовых приборов учета.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, по указанным в ней доводам.
Прокурор в заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия приходит к следующему:
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами РФ N 2-УЖФ-03 от 27.07.2015 г., Министерство обороны РФ (заказчик), выполняющее полномочия собственника жилищного фонда, и ООО "Главное управление жилищным фондом" (управляющая организация), заключили договор, согласно которому Заказчик передает Управляющей организации в управление и эксплуатацию жилищный фонд, указанный в Перечне жилищного фонда (Приложение N 1 к договору), а управляющая организация принимает в управление жилищный фонд и обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда по адресам, упомянутым в перечне жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом деятельность.
В состав переданного ответчику жилищного фонда включены указанные в иске многоквартирные дома.
Как следует из материалов проверки военной прокуратуры Хабаровского гарнизона исполнения ООО "ГУЖФ" требований жилищно-коммунального законодательства, в указанных прокурором многоквартирных домах отсутствуют приборы учета электроэнергии, теплоэнергии, холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения, что не оспаривалось ответчиком.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 157, 161 ЖК РФ, ст.ст. 9, 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, оценив в совокупности установленные обстоятельства и собранные по делу доказательства, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку установил, что собственники помещений многоквартирных домов не приняли решение об установке общедомовых приборов учета, в связи с чем, управляющая организация представляя интересы собственников перед ресурсоснабжающими организациями, должна организовать работы по установке общедомовых приборов учета.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которым правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, всем представленным сторонами доказательствам в совокупности, дана надлежащая оценка, по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что собственники помещений в многоквартирных домах не приняли решение о включении расходов на установку общедомовых приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, в связи с чем, у ответчика отсутствует обязанность по обеспечению установки приборов учета, отклоняются судебной коллегией, исходя из следующего:
В силу пункта 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пунктом 2 ст. 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В силу названных Правил организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
Лицами, ответственными за содержание жилых домов, жилых помещений, являются: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
При этом в названных Правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.07.2012 г. собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии,, а также индивидуальными и общими (далее ОПУ) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Подпунктом "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
В пункте 2 указанных Правил раскрывается содержание понятий, используемых в Правилах, согласно которым исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. Счетчики входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем (п. 5, 6, 7)
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении, мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
В силу изложенного, а также исходя из условий договора управления, ответчик как управляющая компания осуществляющая, управление спорным многоквартирным домом является исполнителем по договору оказания коммунальных услуг и лицом, ответственным за содержание МКД и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов. В связи с чем, несмотря на отсутствие решений собственников, управляющая компания должна была принять меры по установке коллективных (общедомовых) приборов учета, используемых энергетических ресурсов и ввода их в эксплуатацию. Однако возложенная законом обязанность ответчиком не исполнена.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда является неисполнимым, поскольку в нем отсутствует разъяснение, каким-образом ответчик должен организовать установку общедомовых приборов учета, являются необоснованными, так как с учетом содержания устава ответчика, положения об обособленном подразделении "Хабаровский", исходя из предмета, цели и задач деятельности общества, ответчик должен обладать средствами, возможностями, в том числе наличием в штате соответствующих специалистов, для определения и выполнения конкретных мероприятий по организации установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета.
Действия управляющей организации по обеспечению ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета вытекают из функций этой организации по управлению и как отдельная услуга, данное действие, рассматриваться не может.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к отмене судебного решения.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, поэтому оснований к отмене или изменению решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 13 апреля 2016 года по гражданскому делу по иску военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" об организации установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ГУЖФ" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, в президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Т.А. Разуваева
Судьи Е.А. Бузыновская
Р.В. Лукьянченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.