Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Е.С.Жельнио,
судей И.Н.Овсянниковой, И.А.Романовой,
при секретаре А.С.Солоха,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Хабаровска на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 07 июня 2016 года, принятое по гражданскому делу по иску Горяинова А. А.ча, действующего в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетней ФИО1 о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма.
Заслушав доклад судьи Овсянниковой И.Н., пояснения представителя администрации г.Хабаровска - Теплик Д.К., законного представителя ФИО1. - Морозовой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Горяинов А.А., действующий в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетней ФИО1, обратился в суд с указанным иском к администрации г. Хабаровска, и в обосновании заявленных требований указал, что зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по "адрес", состоящем из 1 комнаты с подселением в коммунальной квартире. Жилая площадь комнаты составляет 11,8 кв.м., общая -17,8 кв.м. В 2007 году администрацией г. Хабаровска принято решение о проведении в спорном доме (барачного типа) ремонтно-восстановительных работ (капитального ремонта), в связи с чем подъезд дома, в котором находилась коммунальная квартира, в котором проживали истцы, был снесен. На время проведения ремонтно - восстановительных работ на основании распоряжения Мэра г. Хабаровска N от 05.08.2005 г., с бывшей супругой истца, ФИО2, заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда N от 19.04.2007 г. и предоставлено в пользование жилое помещение из муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты, общей площадью 19,1 кв.м., в 2-х-комнатной квартире, расположенной по "адрес". В ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла, в связи с чем в указанном жилом помещении остались проживать истец и Горяинова Р.А. В ДД.ММ.ГГГГ Горяинова Р.А. попала в места лишения свободы. За это время у Горяинова А.А. с ФИО3 родилась дочь - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, которая проживала совместно с ними по "адрес". До сентября 2014 года по данному адресу проживала старшая дочь Горяинова Р.А., совместно со своим гражданским мужем и малолетним ребенком ФИО4, ДД.ММ.ГГГГрождения. В ДД.ММ.ГГГГ Горяйнова Р.А. снова осуждена и по настоящее время находится в местах лишения свободы, ее малолетний ребенок передан под опеку. В настоящее время жилое помещение, в котором истец с несовершеннолетней дочерью, зарегистрированы, фактически является непригодным для проживания. Администрацией г. Хабаровска как органом местного самоуправления длительное время каких-либо действий по улучшению санитарного и технического состояния жилого дома, направленных на его реконструкцию и ремонт, а также на предоставление семье истца постоянного жилья, согласно нормам предоставления по действующему законодательству, в том числе, Хабаровского края, взамен утраченного, не предпринималось.
С учетом уточнений исковых требований просил суд обязать администрацию г. Хабаровска предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение в пределах г. Хабаровска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в соответствии с установленной нормой на состав семьи из четырех человек.
Определениями Центрального районного суда г.Хабаровска от 21.01.2016 г., от 18.03.2016 г. к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца, не аявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены орган опеки и попечительства г. Хабаровска, Горяинова Р.А., Руднева Н.А., действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО4, третье лицо на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО "Лазурит".
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 07 июня 2016 года исковые требования Горяинова А.А., действующего в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетней ФИО1 удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация города Хабаровска просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывая, что согласно адресной программе по сносу и заселению многоквартирных домов в целях развития застроенных территорий города Хабаровска 2012-2017г. ут. решением Хабаровской городской думы от 25.09.2012 г. основным источником сноса расселения многоквартирных домов является средства инвесторов - застройщиков, заключивших договор развития застроенной территории, следовательно застройщик взял на себя обязательство по сносу и расселения жильцов данного дома, решение суда о предоставлении истцам жилого помещения исходя действующей в настоящее время нормы предоставления жилого помещения в размере не менее72 кв.м. общей площади противоречит нормам как жилищного кодекса, так и Жилищного кодекса РСФСР. Сам по себе факт включение жилого дома "адрес" в проектные мероприятия Программы переселения граждан не является подтверждением признания дома ветхим или аварийным и подлежащим сносу.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы ООО "Лазурит" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В силу части 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в 1-й комнате в 3-х комнатной коммунальной квартире, расположенной по "адрес", в настоящее время зарегистрированы: Горяинов А.А. (наниматель), Горяинова Р.А. (дочь нанимателя), ФИО1 (дочь нанимателя, ДД.ММ.ГГГГ рождения) и ФИО4 (внук нанимателя, ДД.ММ.ГГГГ рождения), о чем имеется поквартирная карточка, указанное жилое помещение является муниципальной собственностью.
Как следует из технического паспорта домовладения, жилое помещение N в коммунальной квартире "адрес" имеет жилую площадь 11,8 кв.м., а вся квартира составляет 74,2 кв.м. общей площади.
19.04.2007 г. с ФИО2 (бывшим нанимателем комнаты N в 3-х комнатной коммунальной квартире "адрес") администрацией г. Хабаровска заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда N, согласно которому нанимателю и членам ее семьи на период проведения ремонтно-восстановительных работ в квартире "адрес" передана во временное владение и пользование жилое помещение, состоящее из одной комнаты в двухкомнатной квартире жилой площадью 19,1 кв.м., расположенное по "адрес".
28.11.2012 г. на заседании городской межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания рассмотрен вопрос о проведении оценки соответствия жилого дома "адрес" требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, принято решение о признании данного дома аварийным и подлежащим сносу.
06.03.2013 г. на заседании городской межведомственной комиссии рассмотрен вопрос о проведении оценки соответствия жилого помещение - квартиры "адрес" требованиям, установленным Положением.
Материалами дела установлено, что подъезда, в котором находилась квартира N, не существует в виду сноса части жилого дома "адрес".
Постановлением отдела опеки и попечительства по г. Хабаровску Министерства образования и науки Хабаровского края от 03.09.2015 г. N установившего, что мать несовершеннолетнего ФИО4, Горяинова Р.А., отбывает наказание в виде лишения свободы, отец, ФИО5, уклоняется от выполнения обязанностей родителей, решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 25.12.2014 г. установлен факт оставления ребенка без попечения родителей, Руднева Н.А. назначена несовершеннолетнему ФИО4 опекуном. При этом, постановлением отдела опеки и попечительства по г. Хабаровску Министерства образования и науки Хабаровского края от 30.09.2015 г. N за несовершеннолетним ФИО4 сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по "адрес".
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. На основании статьи 6 Жилищного кодекса РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Принимая во внимание изложенные правовые нормы, суд полагает необходимым при рассмотрении дела руководствоваться нормами ЖК РФ.
В силу ст. 49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса РФ граждане, проживающие в доме, признанном непригодном для проживания и подлежащем сносу, юдлежат выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по рговору социального найма.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 15.03.2009 г. N 376-0-П, реализуя конституционную обязанность государства в лице органов осударственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных илищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления
таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно, федеральный законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ).
В силу ст. ст. 86, 89 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в соответствии со статьей 57 Жилищного кодексаРФ.Согласно статье 29 (часть 1 пункта 2) Жилищного кодекса РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
Аналогичная норма содержится и в новом Жилищном кодексе РФ, при этом по сравнению с нормой статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР круг случаев обеспечения жильем на основании "непригодности" более расширен. Согласно статье 57 часть 2 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Если статья 37 Жилищного кодекса РСФСР связывала непригодность жилого помещения к проживанию как основание для внеочередного предоставления только со стихийными бедствиями, то статья 57 Жилищного кодекса РФ такого ограничения не содержит - независимо от причин, приведших к аварийному состоянию дома, граждане имеют право на внеочередное предоставление им другого жилья.
В соответствии с Федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. N 875 и входящей в ее состав подпрограммой "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22.01.2002 г. N 33, при формировании нормативно-правовой базы субъектов Российской Федерации должно учитываться право граждан, имеющих единственное жилье в государственном или муниципальном жилищном фонде, непригодное для проживания, на первоочередное получение жилья в пределах нормы предоставления жилого помещения.
Во исполнение федерального законодательства принят Закон Хабаровского края от 29.12.2003 г. "О краевой программе переселения жителей Хабаровского края из аварийного и ветхого жилищного фонда в 2004-2010 годах", которой также установлено право участников программы на первоочередное получение жилья в пределах нормы предоставления.
Программой переселения граждан г. Хабаровска из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003-2010 годах, утвержденной решением Хабаровской городской Думы от 16.09.2003 г. N 388, также предусматривается предоставление участникам программы жилья по нормам предоставления.
С учетом изложенного действующим законодательством предусмотрено предоставление лицам, проживающим в ветхом и аварийном жилье, при сносе такого жилья предоставление жилого помещения по установленным нормам предоставления.
Как следует из п. 2.4 Программы, гражданам, имеющим одно и единственное жилье в муниципальном или государственном жилищном фонде, непригодном для проживания, и проживающим в нем на условиях социального найма, предоставляется право на первоочередное получение бесплатного жилья в пределах определенной законом нормы предоставления жилых помещений в муниципальном или государственном жилищном фонде социального использования (при наличии такой возможности).
Пунктом 4.1 Программы установлено, что администрация города Хабаровска в лице департамента городского хозяйства осуществляет управление реализацией Программы.
Из подраздела 4.1 (N 56) Плана переселения граждан из ветхого и аварийного муниципального и ведомственного жилищного фонда в г. Хабаровске, являющегося приложением к Программе, жильцы дома "адрес", имеющего процент износа 68, подлежали переселению в 2006 году.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что указанные выше правоотношения (признание еще в 2003 году дома "адрес" ветхим и аварийным и обязанность по предоставлению жилого помещения) возникли до принятия и введения в действие нового Жилищного кодекса РФ, следовательно, настоящие правоотношения являются длящимися.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, является правомерным указание суда на то, что семья Горяиновы до настоящего времени не обеспечена жилым помещением, отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, обязательства, установленные Программой переселения граждан г. Хабаровска из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003-2010 годах, утвержденной решением Хабаровской городской Думы от 16.09.2003 г. N 388, администрацией г. Хабаровска в отношении данной семьи не исполнены, она не переселена из аварийного и ветхого муниципального жилищного фонда.
Судебная коллегия находит данные выводы суда законными и обоснованными.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).
Положениями ч. 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Как следует из пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти принимает решение о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Не смотря на наличие решения городской межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания от 28.11.2012 г. о признании спорного дома аварийным и подлежащим сносу, а также фактическому сносу квартиры "адрес", администрацией города непредставлено суду бесспорных доказательств тому, что спорная квартира отвечает требованиям пригодности жилого помещения для проживания.
Материалами дела установлено, что квартира "адрес" не пригодна для проживания, т.е. нарушено право истца и членов его семьи на проживание в жилом помещении, отвечающем требованиям законодательства.
При этом каких либо доказательств свидетельствующих о том, что Горяинов А.А., ФИО1, Горяинова Р.А., ФИО4 имеют иные жилые помещения на условиях договора социального найма жилого помещения стороной ответчика представлено не было.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, является правомерным указание суда на то, что решением Хабаровской городской Думы от 19.07.2005 г. N2 109 "О муниципальном жилищном фонде городского округа "Город Хабаровск" установлена норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на 1 члена семьи, состоящей из двух и более человек, следовательно истцу на состав семьи из четырех человек должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее 72 кв.м.
Оснований для признания данного вывода неправильным судебная коллегия не усматривает.
Давая оценку представленным доказательствам суд первой инстанции вопреки доводам апелляционной жалобы, верно исходил из того, что отказ в предоставлении Горяинову А.А. и членам его семьи жилого помещения по одним формальным основаниям, в связи с отсутствием решения о непригодности дома для проживания, без учета фактических обстоятельств означает нарушение их прав на жилище, гарантированных Конституцией РФ.
У судебной коллегии нет оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма истцу Горяинову А.А. и членам его семьи возлагается именно на администрацию г. Хабаровска, поскольку согласно пункта 2.1.2. договора о развитии застроенной территории в границах "адрес" от 30.12.2015 г. N, заключенного с ООО "Лазурит", следует, что победитель аукциона обязуется расселить жильцов по "адрес", проживающих в данных многоквартирных домах на момент заключения договора развития, каковыми не являются Горяинов А.А. и члены его семьи.
Приводимые в апелляционной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, при этом мотивы, по которым они отвергнуты, изложены в решении и судебная коллегия признает их правильными. Выводы суда соответствуют материалам дела, установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, и оснований не согласиться с ними судебная коллегия не находит.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится, в связи с чем, решение суда, проверенное по доводам жалобы, является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 07 июня 2016 года, - оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Хабаровска без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции - Президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий: Е.С.Жельнио
Судьи: И.Н.Овсянникова
И.А.Романова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.