Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Моргунова Ю.В.
судей Железовского С.И., Дорожкиной О.Б.
при секретаре Никитченко С.А.
с участием прокурора Лазаревой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации к Галанову С. В., Галановой Т. М., Галанову И. С. о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, снятии с регистрационного учета, выселении, встречному иску Галанова С. В., Галановой Т. М., Галанова И. С. к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании права пользования жилым помещением до обеспечения другим жилым помещением для постоянного проживания,
по апелляционному представлению прокурора г. Комсомольска-на-Амуре, апелляционной жалобе ФГКУ "Востокрегионжилье" на решение Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 31 марта 2016 года,
Заслушав доклад судьи Дорожкиной О.Б., объяснения представителя ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ Парщик Г.С., Галановой Т.М., Галанова И.С., заключение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФГКУ "ДТУИО" МО РФ обратилось с иском к Галанову С.В., Галановой Т.М., Галанову И.С. о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по "адрес", снятии с регистрационного учёта, выселении.
В обоснование иска указало, что военнослужащему Галанову С.В. в мае 1992 г. жилищной комиссией войсковой части по месту прохождения им службы было предоставлено спорное жилое помещение на период прохождения им военной службы на состав семьи 4 человека, в том числе на Галанову Т.М. и Галанова И.С., данные граждане зарегистрированы в квартире. В настоящее время Галанов С.В. не проходит военную службу по контракту и не является гражданским персоналом МО РФ, в связи с чем, утратили право пользования спорным жильём, поскольку утрачена связь с Министерством обороны РФ. Ответчикам было направлено предупреждение об освобождении квартиры, которое не исполнено. Спорное жильё является служебным, находится на балансе МО РФ. Просило признать Галанова С.В., Галанову Т.М., Галанова И.С. утратившими право пользования служебным жилым помещением, признать подлежащими снятию с регистрационного учета выселении из служебного жилого помещения расположенного по "адрес".
Галанов С.В., Галанова Т.М., Галанов И.С. обратились со встречным иском к ФГКУ "ДТУИО" МО РФ о признании права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации, передаче им в общую долевую собственность по "данные изъяты" доле каждому указанного жилья.
С учетом изменения и уточнения встречных исковых требований просили признать за каждым из них право пользования спорным жилым помещением до обеспечения другим жилым помещением для постоянного проживания. В обоснование иска указали, что спорное жилое помещение было предоставлено им в 1992 г., в 2000 г. д.28 по "адрес" был включён в перечень закрытых военных городков. В спорном жилом помещении они проживают и исполняют обязанности, предусмотренные законодательством, в отношении квартиры. В соответствии с положениями ст. 13 Вводного Закона, ЖК РСФСР их выселение без предоставления другого жилого помещения не допускается. Просили признавать за каждым из них право пользования спорным жилым помещением до обеспечения другим жилым помещением для постоянного проживания.
Решением Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 31 марта 2016 года в удовлетворении исковых требований ФГКУ "ДТУИО" МО РФ к Галанову С.В., Галановой Т.М., Галанову И.С. о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, снятии с регистрационного учёта, выселении - отказано.
Исковые требования Галанова С.В., Галановой Т.М., Галанова И.С. - удовлетворены.
За Галановым С.В., Галановой Т.М., Галановым И.С. признано право пользования жилым помещением, расположенным по "адрес", до обеспечения другим жилым помещением для постоянного проживания.
В апелляционном представлении прокурор г. Комсомольска-на-Амуре, не согласившись с постановленным по делу решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов указано на неправильное применение норм материального права при удовлетворении ходатайства о применении пропуска срока исковой давности, поскольку к спорным правоотношениям подлежат применению положения части 4 статьи 208, статьи 304 ГК РФ. При разрешении спора о выселении суд руководствовался в том числе, нормами Жилищного кодекса РСФСР (ст.ст.101,108, 110), статьей 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29.12.2004 N 189-ФЗ, ст. 43 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", определив, что положения ст.13 ФЗ " О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29.12.2004 N 189- ФЗ в равной мере распространяются как на лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так и на лиц, имеющих право состоять на таком учете. В судебном заседании установлено, что у Галановой Т.М. в собственности имеется жилое помещение, поэтому вывод суда о том, что ответчики по первоначальному иску имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении и в силу требований ст.ст. 108,110 ЖК РСФСР не могут быть выселены из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения является необоснованным.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Востокрегионжилье", не согласившись с постановленным по делу решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований ФГКУ "ДТУИО" МО РФ и отказать в удовлетворении требований Галанова С.В., Галановой Т.М., Галанова И.С. В обоснование доводов жалобы указано на то, что Галанов С.В. уволен из вооруженных Сил РФ и исключён из списков войсковой части 5386, приказом N от 12.11.1997, выслуга лет составляет 15 лет 09 месяцев 17 дней. Основания увольнения и выслуга лет не предполагают возникновения права на обеспечение жилым помещением, в порядке, предусмотренном ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76 -ФЗ "О статусе военнослужащих". Проживание после увольнения с военной службы в закрытом военном городке не является самостоятельным основанием для выдачи Галанову С.В. государственного жилищного сертификата. Правом на переселение из закрытых военных городков обладают лица, перед которыми государство имеет соответствующие обязательства. Галанов С.В., Галанова Т.М. и Галанов И.С. не относится ни к одной из категории граждан, имеющих такое право и не состоят на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они не могут быть признанными участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы". Указывает на то, что ФГКУ "ДТУИО" МО РФ срок исковой давности по требованию о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, снятии с регистрационного учёта, выселении, не пропущен.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступало.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, Галанов С.В., представитель третьего лица- ООО "ГУЖКХ", извещенные в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, не явились, доказательств уважительности причин неявки не представлено.
На основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и апелляционном представлении (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значения для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Данным требованиям решение суда не соответствует.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из того, что Галановы были вселены в спорное жилое помещение, отнесенное к специализированному жилищному фонду и расположенное в закрытом военном городке в 1992 г., до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.) имели право стоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем, к спорным отношениям подлежат применению положения пункта 4 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР, ответчики не подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения и должны быть обеспечены другим жилым помещением для постоянного проживания.
С указанными выводами, как противоречащим фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, судебная коллегия не соглашается, в связи с чем, решение суд подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, Галанов С.В. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ в период с 05.08.1980 г. по 24.08.1994г., досрочно уволен с военной службы по ст. 49 ч.2 п "г" Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" ( в связи с несоответствием требованиям, установленным Законом для военнослужащих, с 22.03.1996г. по 20.12.1997г., уволен в запас по ст. 49 ч.2 п "б" Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" (за невыполнение военнослужащим условий контракта) Галанов С.В. исключён из списков личного состава войсковой части 5386 приказом N 12.11.1997 г., выслуга лет составляет: календарных - 15 лет 09 месяцев 17 дней, в льготном исчислении 21 год 6 месяцев 13 дней.
Галанов С.В. и Галанова Т.М. состояли в браке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Галанов И.С. является сыном Галановой Т.М. и Галанова С.В. / свидетельство о рождении N от ДД.ММ.ГГГГ
На основании ордера N Министерства обороны РФ 22.01.1992 г, выданного Галанову С.В. на состав семьи четыре человека с учётом жены Галановой Т.М. и сына Галанова И.С. ответчики вселены в спорное жилое помещение, расположенное по "адрес", на имя Галанова С.В.открыт лицевой счёт N.
Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000г. N "О перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооружённых Сил Российской Федерации", спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду, является служебным, расположено в закрытом военном городке "данные изъяты" (1).
Согласно справке в/ч 77984 от 01.07.2015 г. N, Галанов С.В. военную службу по контракту не проходит, гражданским персоналом, работающим в войсковой части, не является, фактически проживает по указанному выше адресу с 19.05.1992 г., зарегистрирован с Галановой Т.М. и Галановым И.С. в квартире, несёт расходы по содержанию спорного жилья, что также следует из акта о фактическом проживании от 11.08.2015г., копии поквартирной карточки от 01.08.2015 г., справок ОУФМС России по Хабаровскому краю в г.Комсомольске-на-Амуре от 25.11.2015 г.
15.05.2015 г. за N Галановой Т.М. направлено предложение в 10-дневный срок обратиться в ФГКУ "Востокрегионжильё" с пакетом документов на предоставление военнослужащим - гражданам РФ жилых помещений либо освободить спорное жильё.
Данное уведомление получено 09.06.2015 г.
Из материалов дела следует, что за Галановой Т.М. на основании договора купли-продажи от 01.09.2004г. зарегистрировано право собственности на одну комнату площадью 13,2 кв.м. в квартире "адрес".
За Галановым С.В. на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 13.07.1993г., свидетельства о регистрации права собственности от 16.07.1993г., зарегистрировано право совместной собственности на квартиру "адрес", площадь квартиры составляет 42,9 кв.м., жилая площадь- 28,8 кв.м.
Соглашением об определении долей, удостоверенным нотариусом ФИО1 19.07.2010г., доли в праве на указанную квартиру определены равными по "данные изъяты"
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Министерства обороны России.
Согласно п.41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным) решается, в силу ст.5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения. В то же время необходимо иметь в виду, что по действующему до 1 марта 2005 года законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (ст.ст.47, 105 ЖК РСФСР). К отношениям по пользованию специализированными жилыми помещениями, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, применяются с учетом их длящегося характера нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом (ст.5 Вводного закона).
В силу положений ст.ст.6, 28-31, 33, 42-43 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения) государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). Основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместное решение администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденное решением органа местного самоуправления.
Между тем в деле такое решение об обеспечении Галанова С.В. жилым помещением как лица, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, отсутствует.
В силу части 1 статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, названным Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
На основании статьи 104 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Согласно п.2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 года N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, руководством органов и командованием воинских частей на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Таким образом, до 01.03.2005 года признаком служебного жилого помещения являлось наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, заселение служебных жилых помещений производилось после принятия такого решения.
Вместе с тем, законодательство не содержит положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма. Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением установленных законом требований решение о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Решение о предоставлении истцам спорной квартиры по договору найма (социального найма) уполномоченным органом в установленном законом порядке не принималось.
Из положений ст.92 Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 25.03.2010 года N 179 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" следует, что исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь по решению органа, осуществляющего управление жилищным фондом, которым в отношении имущества Вооруженных Сил РФ является Министерство обороны Российской Федерации в лице уполномоченных органов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 752-р по представлению Министерства обороны, с соблюдением требований Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, был утвержден Перечень имеющих жилой фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, в который был включен и пос. Дземги, ранее имевший статус закрытого военного городка.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
С учетом того, что наделение военного городка статусом закрытого было направлено на закрепление жилой площади закрытых военных городков за военным ведомством для создания служебного жилого фонда и обеспечения военнослужащих и гражданских служащих Вооруженных Сил РФ жилыми помещениям для временного проживания на период прохождения военной службы или трудовых отношений, находящиеся на территории закрытых военных городков жилые помещение подлежали предоставлению в качестве служебного жилья, независимо от того, принималось ли решение о включении данных жилых помещений в число служебных в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
Поскольку спорная квартира расположена в закрытом военном городке, следует признать, что она имеет статус служебного жилого помещения.
В соответствии с требованиями ст. 15 Закона РФ "О статусе военнослужащих", в редакции, действовавшей на период прохождения Галановым С.В. военной службы и предоставления ему спорного жилого помещения, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством, за счет государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации и другим министерствам и ведомствам Российской Федерации, в войсках которых они проходят военную службу.
Указанным военнослужащим на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставляются служебные жилые помещения или общежития. В течение этого срока за ними и членами их семей сохраняется право на жилые помещения, занимаемые до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу. При продолжении военной службы свыше этих сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Галанову С.В. указанное жилое помещение предоставлено в связи с прохождением им военной службы в жилом помещении ведомственного жилого фонда, находящегося в ведении Министерства обороны РФ, то есть по договору найма служебного жилого помещения.
Решение о предоставлении спорного жилого помещения на условиях социального найма органом местного самоуправления или иным компетентным органом не принималось, из материалов дела следует, что Галанову С.В. предоставлено ведомственное жилье в связи с прохождением военной службы.
Установление статуса закрытого военного городка подтверждает закрепление за ведомственным жилым фондом военного ведомства статуса служебного, который не может предоставляться гражданам на условиях договора социального найма.
Каких-либо иных доказательств, подтверждающих, что спорное жилое помещение ответчики занимают на условиях социального найма, в материалах дела не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 ЖК РФ.
Согласно пункту 6 статьи 15 Закона РФ от 22 января 1993 года "О статусе военнослужащих", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.
Пунктом 10 указанной статьи предусмотрено, что военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а также граждане, уволенные с военной службы с указанной продолжительностью военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения, независимо от их размеров, в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов (кроме закрытых военных городков).
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до введения в действие Жилищного кодекса РФ и на момент вселения ответчиков в спорное жилое помещение, выселение из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения военнослужащих и членов их семей не допускалось.
Граждане Российской Федерации приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. Сроки военной службы устанавливаются Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" (ст.2 Закона РФ "О статусе военнослужащих". Таким образом, Галанов С.В. после окончания военной службы 20.12.1997г. и увольнения в запас не имеет статуса военнослужащего, соответственно с указанного периода статуса членов семьи военнослужащего не имеют и Галанова Т.М., Галанов И.С., в связи с чем, положения п.4 ст. 108 ЖК РСФСР к спорным отношениям применению не подлежат.
Как разъяснено в п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14 от 2 июля 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с приведенным положением закона, невозможность выселения граждан без предоставления другого жилого помещения, проживающих в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрена лишь при одновременном наличии двух условий: указанные граждане должны быть отнесены к перечню лиц, выселение которых не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР), а также такие граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма либо иметь право состоять на таком учете.
По делу установлено, что ответчики на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилья не состоят, на момент увольнения Галанова С.В. с военной службы у последнего имелось в собственности жилое помещение, право собственности на которое зарегистрировано с ДД.ММ.ГГГГ, за Галановой Т.М. так же с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на жилое помещение.
При установленных обстоятельствах судебная коллегия к выводу о том, что фактически договор найма служебного жилого помещения с Галановым С.В. прекратил свое действие, ответчики утратили право пользования служебным жилым помещением и подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета.
Доводы ответчиков об имеющейся обязанности по предоставлению им другого жилого помещения в связи с необходимостью переселения из закрытого военного городка, судебной коллегией не принимаются.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В силу пункта 14 статьи 15 указанного закона обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются данными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно положениям абзаца четвертого пункта 14 статьи 15 закона порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Такое основание определено и приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 ноября 2011 г. N 2050 "Об утверждении Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации".
При этом, само по себе проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках не является самостоятельным основанием для выдачи им государственных жилищных сертификатов независимо от основания увольнения со службы, продолжительности срока военной службы, нуждаемости в жилых помещениях и иных факторов.
Анализ приведенных выше норм права указывает на то, что предоставление жилищного сертификата предусмотрено в случае реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, что в данном случае не установлено.
Правом на получение государственного жилищного сертификата обладают только те лица, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению их жильем после увольнения с военной службы. Проживание в течение определенного количества времени на территории закрытого военного городка гражданина, состоявшего в служебных (трудовых) отношениях с военным ведомством и прекратившего эти отношения по основаниям, не дающих ему права на дальнейшее обеспечение жилой площадью, не является достаточным основанием для обеспечения его жильем или предоставления выплаты. Необходимым условием для разрешения вопроса может ли быть гражданин отнесен к категории лиц, подлежащих переселению, является наличие у государства, иных ведомств обязательств по обеспечению его другим жилым помещением, а также причины утраты гражданином связи с военным ведомством.
Служебная квартира была предоставлена Галанову С.В. на основании ордера на служебное жилое помещение на период прохождения им военной службы по контракту. Галанов С.В. в установленном законом порядке не был признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых военнослужащим в связи с увольнением с военной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", на учете в жилищных органах Министерства обороны Российской Федерации в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял, был уволен из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с неисполнением условий контракта о прохождении военной службы и утратил связь с Министерством обороны Российской Федерации.
Доводы ответчиков о пропуске срока исковой давности не принимаются судебной коллегией, поскольку к возникшим спорным правоотношениям последствия истечения срока исковой давности не могут быть применены.
Судебная коллегия принимает во внимание, что ответчики используют спорную квартиру, находящуюся в федеральной собственности, без наличия на то законных оснований, что является препятствием для реализации прав истца на распоряжение данным имуществом.
Заявленные истцом требования об освобождении помещения охватывается сферой действия негаторного иска, поскольку предусмотренный статьей 304 ГК РФ способ защиты, в силу которого законный владелец имущества вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, подлежит применению в том случае, если собственник не утратил владения вещью.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008г. N 1053 "О некоторых мерах" по управлению федеральным имуществом" Министерству обороны РФ делегированы полномочия по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в том числе, по осуществлению от имени и в интересах Российской Федерации юридических действий по защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении имуществом Вооруженных сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций. В полномочия ФГКУ "ДТУИО" МО РФ входит решение и выполнение задач по учету, управлению, распоряжению и контролю за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил РФ (п.20 Устава)
Срок исковой давности для предъявления заявленного истцом требования не истек, поскольку ответчики занимают помещение без законных оснований, его владельцем является Министерство обороны РФ, ФГКУ "ДТУИО" МО РФ, в силу Устава, осуществляет полномочия титульного владельца, который вправе в любое время поставить вопрос о его освобождении, соответственно, на заявленное требование собственника или иного владельца об устранении нарушений их прав, не связанных с лишением владения в силу абзаца 5 статьи 208 ГК РФ исковая давность не распространяется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 31 марта 2016 года по делу по иску Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации к Галанову С. В., Галановой Т. М., Галанову И. С. о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, снятии с регистрационного учета, выселении, встречному иску Галанова С. В., Галановой Т. М., Галанова И. С. к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании права пользования жилым помещением до обеспечения другим жилым помещением для постоянного проживания, отменить и принять новое решение, которым исковые требования Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации к Галанову С. В., Галановой Т. М., Галанову И. С. о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, снятии с регистрационного учета, выселении удовлетворить.
Признать Галанова С. В., Галанову Т. М., Галанова И. С. утратившими право пользования служебным жилым помещением расположенным по "адрес" и подлежащими снятию с регистрационного учета по указанному месту жительства.
Выселить Галанова С. В., Галанову Т. М., Галанова И. С. из жилого помещения расположенного по "адрес" без предоставления другого жилого помещения.
В удовлетворении встречных исковых требований Галанова С. В., Галановойу Т. М., Галанова И. С. к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании права пользования жилым помещением до обеспечения другим жилым помещением для постоянного проживания отказать.
Председательствующий Ю.В. Моргунов
Судьи С.И. Железовский
О.Б. Дорожкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.