Судья Тверского областного суда Титов С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МУП города Торжка "Горэнерго" И.А. на решение судьи Торжокского городского суда Тверской области от 15 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального унитарного предприятия города Торжка "Горэнерго",
установил:
постановлением врио начальника Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области от 28 апреля 2016 года N 3454-б юридическое лицо - МУП города Торжка "Горэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Торжокского городского суда Тверской области
от 15 июля 2016 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, законный представитель предприятия И.А. выражает несогласие с принятыми по делу решениями, указывая на отсутствие вины МУП города Торжка "Горэнерго" в совершении вмененного правонарушения.
Утверждает, что нарушение нормативного уровня обеспечения жильцов дома N "адрес" коммунальной услугой в виде отопления произошло по причине произведенного жильцами дома
N "данные изъяты" и дома N "данные изъяты" переоборудования инженерных систем дома без получения соответствующего разрешения в установленном порядке. Полагает, что объяснения главного инженера
ООО Ю.В. не могут быть приняты в качестве доказательства по делу. Обращение МУП города Торжка "Горэнерго" к генеральному директору ОАО а также письменное обращение в администрацию города Торжка и в Главное управление "Государственная жилищная инспекция" Тверской области свидетельствуют о принятии юридическим лицом мер к устранению нарушения.
Просит принятые решения отменить как незаконные, производство по делу об административном правонарушении прекратить, применив положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В возражениях на жалобу старший помощник Торжокского межрайонного прокурора Д.Ю. просит принятые постановление и решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, проверив доводы жалобы, возражений Торжокской межрайонной прокуратуры, выслушав представителя Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области А.Д., просившей судебное решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ
от 6 мая 2011 года N 354.
Согласно подпунктов "б", "в", "г" пункта 3 Правил состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома; предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 4 Правил отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам (в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C).
Административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в ходе проверки, проведенной 17 марта 2016 года Торжокской межрайонной прокуратурой, установлено, что в период
с ДД.ММ.ГГГГ теплоснабжающая организация - МУП города Торжка "Горэнерго" к одной из котельных которой подключен (технически присоединен) многоквартирный жилой дом N "адрес" не исполняла взятые на себя договорные обязательства по теплоснабжению. Так, в квартирах NN N указанного дома нарушен нормативный уровень обеспечения жильцов коммунальной услугой в виде отопления при учете включенных электрических индивидуальных приборов. Температура воздуха в квартире N 14 (наибольшей комнате) соответствует норме и составляет +19°С, однако радиаторы (батареи) централизованной системы отопления холодные, работает электрический индивидуальный обогревательный прибор. Замерами теплоносителя, проведенными у цоколя дома в подвале, установлено, что теплоноситель в дом не подается, так как на подающем трубопроводе централизованной систему отопления температура теплоносителя составляет +20°С, на отводящем - +20°С. При этом согласно температурному графику регулирования отпуска тепла на отопление на коллекторах источников теплоты и ЦТП МУП города Торжка "Горэнерго" при температуре наружного воздуха +1°С, температура воды в подающем трубопроводе должна составлять +51°С, на отводящем (обратном) трубопроводе - +42°С.
По результатам указанной проверки в соответствии с требованиями статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - МУП города Торжка "Горэнерго" 28 марта 2016 года Торжокским межрайонный прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела направлены в Главное управление "Государственная жилищная инспекция" Тверской области.
Постановлением N 3454-б врио начальника Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области от 28 апреля 2016 года юридическое лицо признано виновным в совершении указанного административного правонарушения, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья Торжокского городского суда Тверской области в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проверил дело в полном объеме, и на основании полного и всестороннего исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом положения части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пришел к выводу об отсутствии оснований для его отмены.
Не согласиться с таким выводом судьи оснований не имеется, поскольку событие административного правонарушения и вина юридического лица в его совершении в полном объеме подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает. Доказательств, полученных с нарушением требований закона, не установлено. Кроме того факт нарушения нормативного уровня обеспечения жильцов коммунальной услугой в виде отопления в указанном доме на момент проверки не оспаривается и самим заявителем.
При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежащие выяснению по данному делу.
Вопреки доводам жалобы, доказательств, свидетельствующих о том, что МУП города Торжка "Горэнерго" приняло все зависящие от него меры по соблюдению нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах выводы судьи о наличии в действиях
МУП города Торжка "Горэнерго" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и о доказанности вины в его совершении являются обоснованными и сомнений не вызывают. Действия юридического лица квалифицированы правильно в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы, поданной в Тверской областной суд, аналогичны доводам жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Все они были предметом исследования в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой оснований не имеется.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы о виновности МУП города Торжка "Горэнерго" в инкриминируемом правонарушении, в жалобе не приведено.
Несогласие заявителя с принятым по делу об административном правонарушении судебным актом не может свидетельствовать о незаконности его вынесения.
Нарушений процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности не установлено, так же как и не установлено оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения предприятия от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых, общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
По смыслу статьи 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок в области соблюдения правил и норм обеспечения населения коммунальными услугами, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, в связи с чем в рассматриваемом конкретном случае не может быть признано малозначительным. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере предоставления коммунальных услуг.
Вместе с тем полагаю, что назначенное юридическому лицу наказание подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Тем самым законодатель предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Из системного толкования указанных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, должны привести мотивы назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, соответствующего административного наказания в пределах санкции статьи, предусматривающей ответственность за совершенное административное правонарушение.
Санкцией статьи 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от 5000 до 10000 рублей.
Назначая МУП города Торжка "Горэнерго" административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей, то есть в максимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом выводы в этой части не мотивированы. Каких-либо отягчающих вину обстоятельств не установлено и в постановлении врио начальника Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области от 28 апреля 2016 года не приведено.
При таких обстоятельствах, полагаю возможным снизить размер предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административного штрафа до минимального.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при вынесении постановления и его пересмотре в Торжокском городском суде Тверской области, влекущих отмену принятых решений, по делу не допущено.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдены.
При таких обстоятельствах, постановление врио начальника Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области
от 28 апреля 2016 года N 3454-б и решение судьи Торжокского городского суда Тверской области от 15 июля 2016 года по существу являются законными, обоснованными и подлежат изменению только в части назначения административного наказания.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление врио начальника Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области от 28 апреля 2016 года N 3454-б и решение судьи Торжокского городского суда Тверской области
от 15 июля 2016 года, вынесенные в отношении Муниципального унитарного предприятия города Торжка "Горэнерго" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить в части назначенного административного наказания в виде административного штрафа, снизив его до 5000 рублей.
В остальной части вышеуказанные постановление и решение оставить без изменения, жалобу директора МУП города Торжка "Горэнерго" И.А. - без удовлетворения.
Судья С.Е.Титов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.