Судья Тверского областного суда Сергуненко П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Главы администрации Нелидовского района Тверской области П.В.Б. на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Ф.В.М. от 12 мая 2016 года по делу N и решение судьи Нелидовского городского суда Тверской области от 14 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 4.1, 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Главы администрации Нелидовского района П.В.Б.
УСТАНОВИЛ:
постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Ф.В.М. от 12 мая 2016 года по делу N Глава администрации Нелидовского района П.В.Б., признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 4.1, 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей (л.д.9-14).
Не согласившись с указанным постановлением, Глава администрации Нелидовского района П.В.Б ... обратился в Нелидовский городской суд "адрес" с жалобой.
Решением судьи Нелидовского городского суда Тверской области от 14 июля 2016 года постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Ф.В.М ... от 12 мая 2016 года по делу N оставлено без изменения, жалоба Главы администрации Нелидовского района П.В.Б. без удовлетворения (л.д.36-46).
25 августа 2016 года в Тверской областной суд поступил административный материал с жалобой Главы администрации Нелидовского района П.В.Б. на указанное решение судьи Нелидовского городского суда Тверской области от 14 июля 2016 года.
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, Глава администрации Нелидовского района П.В.Б. критикуя выводы судьи, просит решение суда и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствие в его действиях состава вмененного административного правонарушения. Так, документация об аукционе подготовлена в соответствии с требованиями законодательства. ДД.ММ.ГГГГ Главой администрации, как представителем уполномоченного органа по размещению заказов для муниципальных нужд заказчиков муниципального образования "Нелидовский район" Тверской области, - согласована документация об аукционе в электронной форме (далее - электронный аукцион) на оказание услуг по организации и проведению спортивно-массовых мероприятий в муниципальном образовании "Нелидовский район" Тверской области в 2016 году, которая 13 января размещена на Официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru. извещение N.
ДД.ММ.ГГГГ Главой администрации согласована документация об аукционе в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению спортивно-массовых мероприятий в муниципальном образовании "Нелидовский район" Тверской области в 2016 году, которая с 26 по 28 января размещена на Официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru. извещение N.
Предметом электронных аукционов являлось оказание услуг по организации 23 спортивных мероприятий различного уровня, в том числе лыжных соревнований, соревнований по плаванию, баскетболу, волейболу, мини-футболу, бильярду, легкоатлетических эстафеты и пробега, муниципального этапа Всероссийского Дня бега "Кросс нации", военно-спортивной игры "Зарница", в том числе посвященных памятным датам, для различных возрастов и категорий спортсменов.
Все эти мероприятия проводятся на различных площадках города и района, но объединены в один лот, так как оказание услуг по организации этих мероприятий технологически и функционально связано между собой, и не препятствует потенциальным участникам закупки оказать такие услуги и принять участие в аукционе без ограничения их в конкуренции.
Несмотря на то, что все мероприятия имеют различную тематическую направленность, от участника закупки требуется оказать однотипные организаторские услуги;
- обеспечить доставку, монтаж, настройку и демонтаж звукового оборудования, подбор и запись фонограмм, при необходимости;
- обеспечить тематическое оформление мероприятия, при необходимости;
- обеспечить изготовление пригласительных билетов, афиш, при необходимости;
- обеспечить наличие профессиональных фотографа и видеооператора, а также подготовку ими фотоотчета и видеоотчета о проведенном мероприятии, при необходимости;
- установить места для зрителей - при необходимости;
- обеспечить наличие раздевалки (раздевалок) для участников, при необходимости;
- обеспечить допуск участников физкультурного мероприятия к участию в физкультурном мероприятии;
- обеспечить судейство физкультурного мероприятия в соответствии с нормативными документами, которыми руководствуется заказчик;
- обеспечить награждение участников наградной атрибутикой и денежными призами в соответствии с нормативными документами, которыми руководствуется заказчик;
- обеспечить дежурство бригады скорой помощи - при необходимости.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в документации об электронном аукционе описание объекта закупки носит объективный характер. В описании объекта закупки указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. В описание объекта закупки не включены требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Функциональные и качественные характеристики объекта закупки, а именно, оказания организаторских услуг, перечислены в техническом задании к каждому мероприятию.
В документации об электронном аукционе соблюдены требования части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, из которой следует, что документация об электронном аукционе в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом в документации указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей.
Так, например, указано требуемое наличие мест для зрителей (скамейки на определённое количество мест), одна или две раздевалки на определённое количество мест, указан качественный и количественный состав наградной атрибутики.
В техническом задании указано, что награждение команд производится исходя из норм расходов на выплату денежных призов и приобретение сладких призов, сувениров и кубков для награждения победителей, призёров и участников спортивных мероприятий, а судейство производится исходя из норм расходов оплаты труда судейского и обслуживающего персонала во время проведения районных соревнований в муниципальном образовании "Нелидовский район" Тверской области (приложение 2 к постановлению Администрации Нелидовского района от 18.12.2013 N 1072-па).
В описании каждого мероприятия, в том числе содержится обязательное условие обеспечения соблюдения участниками мероприятия требований техники безопасности и пожарной безопасности, использования оборудования и специальных средств, которые должны соответствовать установленным стандартам противопожарной безопасности, не представлять угрозы жизни и здоровью участников и гостей мероприятия.
Пунктом 5.4.2 контракта также установлена обязанность исполнителя обеспечить соответствие результатов оказания услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации.
Указанные сведения вполне позволяют оценить предъявляемые заказчиком требования к объекту закупки.
Анализ документации об аукционе позволяет сделать вывод о том, что документации об электронном аукционе, положениям статьи 33 Закона не противоречит. В обжалуемом постановлении антимонопольного органа оценка данным фактам не дана. При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Кроме того, в соответствии с требованиями законодательства в данном случае ко всем услугам предъявлены одинаковые требования. Ни одна позиция необходимых к оказанию услуг не требует отдельных лицензий, разрешений, которые ограничивали бы участников закупки в участии в аукционе.
Потенциальных исполнителей данных услуг в городе имеется несколько, разрешенный вид деятельности которых в том числе включает и проведение массовых развлекательных и спортивно-зрелищных мероприятий.
Жалоб, свидетельствующих об ущемлении чьих-либо прав и законных интересов не поступало.
Таким образом, положениями и требованиями документации об электронном аукционе конкуренция участников не ограничивается.
Заказчиком в соответствии со своими потребностями в документации об аукционе установлены требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) объекта закупки с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Стоимость каждого спортивного мероприятия складывается в основном из стоимости наградной атрибутики (кубков, медалей, дипломов, грамот), цветов, игрушек и сладких призов для награждения победителей, а также оплаты судейства, и составляет от 2 000,00 рублей до 52 000,00 рублей.
Место и сроки проведения мероприятий определены заказчиком в техническом задании.
Положениями и требованиями документации об электронном аукционе конкуренция участников не ограничивается.
Ссылаясь на нормы пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.26.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", п.26 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункты 1 и 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федераций полагает, что объединение заказчиком всех спортивных мероприятий в один лот при решении местных вопросов, связанных с расходованием бюджета для муниципальных нужд, в проведенном электронном аукционе обусловлено желанием улучшения спортивного обслуживания населения, оптимизации закупок путём включения в один лот высокорентабельного и низкорентабельных мероприятий.
Таким образом, формирование лота с включением нескольких мероприятий использовано для наиболее эффективного решения вопросов, отнесенных к самостоятельной компетенции органов местного самоуправления, и не направлено на ограничение свободы экономической деятельности хозяйствующих субъектов, так как документация об электронном аукционе не содержит принципиальных технологических и функциональных различий услуг, оказание которых является предметом аукциона.
Кроме того, указанные требования направлены на достижение общественно-значимых целей при исполнении контракта и обеспечение эффективного расходования бюджетных средств, так как начальная максимальная цена контракта рассчитана только исходя из стоимости расходных материалов на оформление сцены и изготовление пригласительных билетов и баннеров, призов для участников мероприятий, без учета стоимости прочих организаторских услуг при проведении культурно-массовых мероприятий; наградной атрибутики и судейства, без учета стоимости прочих организаторских услуг при проведении спортивных мероприятий; в связи с существенно уменьшенным лимитом денежных средств на проведение спортивных мероприятий.
Соответственно, обстоятельства, на основании которых вынесено обжалуемое постановление, не доказаны (л.д. 49-54).
В судебном заседании защитник П.В.Б. по доверенности К.Ю.О. доводы жалобы поддержала по указанным основаниям. На вопрос суда пояснила, что целью объединения мероприятий в один лот являлось исключение фактов неучастия заинтересованных лиц в малорентабельных мероприятиях, с небольшой стоимостью лота, тогда как объединение лотов увеличило цену аукциона.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежаще извещенными, не явились, о причине неявки не сообщили, ходатайств об отложении разбирательства не заявили, в связи с чем судья областного суда на основании ч.2 ст.25.1, п.п.2, 4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ признает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме и доводы жалобы, выслушав защитника П.В.Б. по доверенности К.Ю.О.., поддержавшей доводы жалобы, прихожу к следующему.
Часть 4.1 ст.7.30 КоАП РФ предусматривает ответственность за включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой.
Административная ответственность по ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ наступает за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, Глава администрации Нелидовского района Тверской области П.В.Б. утвердил документацию об аукционе на оказание услуг по организации и проведению спортивно-массовых мероприятий. Утвержденная аукционная документация содержит сведения о заключении контракта на проведение 23 спортивных мероприятий на территории Нелидовского района: организация и проведение лыжной гонки в честь освобождения поселка Нелидово от немецко-фашистских захватчиков в феврале 2016 года; организация и проведение соревнований по плаванию в феврале 2016 года; организация и проведение волейбольного первенства среди девушек и юношей 1998-1999 года рождения среди общеобразовательных школ города и районов в феврале 2016 года; организация и проведение военно-спортивной игры "Зарница" в феврале 2016 года; организация и проведение муниципального этапа "Лыжня России" в феврале 2016 года; организация и проведение командных соревнований по многоборью, посвященных Дню защитника Отечества в феврале 2016 года; организация и проведение первенства школ Нелидовского района по мини-баскетболу в марте 2016 года; организация и проведение первенства школ Нелидовского района по волейболу среди учащихся 7-9 классов в марте 2016 года; организация и проведение лыжной гонки, посвященной Дню освобождения Нелидовского района от немецко-фашистских захватчиков в марте 2016 года; организация и проведение лыжных соревнований в честь закрытия лыжного сезона в марте 2016 года; организация и проведение соревнований по плаванию в мае 2016 года; организация первенства школ Нелидовского района по волейболу в мае 2016 года; организация и проведение легкоатлетической эстафеты в мае 2016 года; организация и проведение легкоатлетического пробега в мае 2016 года; организация и проведение соревнований на Кубок Тверской области по бильярду; организация и проведение соревнований по плаванию в июне 2016 года; организация и проведение муниципального этапа Всероссийского Дня бега "Кросс нации"; организация и проведение первенства сборных школ города и района по баскетболу в октябре 1 16 года; организация и проведение соревнований по плаванию в октябре 2016 года; организация и проведение турнира памяти В.И. Голосова по баскетболу в декабре 2016 года; организация и проведение новогоднего фестиваля по баскетболу з декабре 2016 года; организация и проведение новогоднего турнира по мини-футболу в декабре 2016 года; организация и проведение новогодней лыжной гонки з декабре 2016 года.
Техническое задание документации об аукционе содержит требования по организации и проведению каждого из мероприятий; при этом отсутствуют какие-либо основания считать, что включенные в лот мероприятия технологически и функционально связаны между собой.
Поскольку из документации об аукционе следует, что оказание услуг технологически и функционально не связано между собой, мероприятия проводятся в разное время и на разных объектах, имеют различные функциональные особенности их проведения, в том числе правила проведения, включение в аукционную документацию одним лотом указанных услуг для нужд Администрации Нелидовского района не допускается.
Кроме того, аукционная документация не содержит требований к качественным и функциональным характеристикам объекта закупки.
В информационной карте аукционной документации указано, что такие требования не установлены, а в техническом задании отражены общие требования к проводимым мероприятиям, а не к предмету аукциона.
Таким образом, утвердив документацию об аукционе на оказание услуг по организации и проведению спортивно-массовых мероприятий, не содержащую требований к качественным и функциональным характеристикам объекта закупки, и объединив в один лот мероприятия, технологически и функционально не связанные между собой, Глава администрации Нелидовского района Тверской области П.В.Б. нарушил законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, а также ограничил количество потенциальных участников размещения заказа (л.д.9-14).
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением Нелидовского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч.4.1, 4.2 ст.7.30 КоАП РФ в отношении главы администрации Нелидовского района П.В.Б. (л.д.80-84); обращением о проверке законности проведения закупок с приложением (л.д.88-96); письменными объяснениями начальника отдела организации закупок администрации Нелидовского района Тверской области Л.Е.А. от 28 марта 2016 года, подтвердившей факт несоответствия аукционной документации объекту закупки указанной в извещении, не указания в аукционной документации требований к качеству услуг (л.д.98-99); письменными объяснениями начальника отдела по культуре, делам молодежи, спорту и туризму администрации Нелидовского района Тверской области Т.Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ, указавшей, что конкурсная документация оформлена по сложившейся практике заключения таких муниципальных контрактов. В техническом задании в качестве требования по оказанию услуг включены общие требования к проводимому мероприятию (л.д.100-101); письменными объяснениями главы администрации Нелидовского района Тверской области П.В.Б. от ДД.ММ.ГГГГ, указавшего, что аукционная документация и технические задания подготовлены отраслевыми подразделениями администрации, после чего утверждены им в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, аукционная документация оформлялась по сложившейся практике (л.д.104-105); конкурсной документацией (л.д.106-123); а также иным материалам дела, которым дана оценка в их совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ. Приведенные доказательства последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и с другими доказательствами, получены с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обоснованно признаны судьей районного суда достоверными относительно события правонарушения.
Согласно требованиям ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей городского суда установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ.
Действия П.В.Б ... обоснованно квалифицированы по ч.4.1, 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами законодательства об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об обоснованности объединения мероприятий в один лот, соблюдения требований части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, указания аукционной документации функциональных и качественных характеристик объекта закупки, являются несостоятельными по следующим основаниям.
Так, объединение в один лот указанных услуг для нужд администрации Нелидовского района противоречит части 3 статьи 17 Закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", части 2 статьи 8 Закона N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и может привести к ограничению, устранению конкуренции при проведении торгов ввиду отказа хозяйствующих субъектов от участия в торгах, в том числе по причине недостаточности трудовых или финансовых ресурсов, невозможности обеспечения оказания указанных услуг в различных спортивных мероприятиях, имеющих различные функциональные особенности их проведения, в разное время и на разных объектах Нелидовского района Тверской области.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Вместе с тем, в информационной карте аукционной документации указано, что требования к качественным и функциональным характеристикам объекта закупки не установлены, а в техническом задании отражены общие требования к проводимым мероприятиям, а не к предмету аукциона.
Таким образом, утвердив документацию об аукционе на оказание услуг по организации и проведению спортивно-массовых мероприятий, не содержащую требований к качественным и функциональным характеристикам объекта закупки, и объединив в один лот мероприятия, технологически и функционально не связанные между собой, Глава администрации Нелидовского района Тверской области П.В.Б. нарушил законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, а также ограничил количество потенциальных участников размещения заказа, чем совершил деяние, предусмотренное ч.4.1, 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Суд расценивает как техническую ошибку указание в жалобе на обжалование вместе с решением судьи постановления по делу об административном правонарушении N, тогда как из содержания жалобы следует, что обжалуется постановление по делу об административном правонарушении N, копия которого приложена к жалобе.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судьей городского суда на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств, они не опровергают наличие в деянии П.В.Б. объективной стороны состава вмененного ему административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи.
Постановление о привлечении П.В.Б. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 4.1, 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Наказание П.В.Б. назначено с учетом положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в пределах санкции части 4.1 статьи 7.30 названного Кодекса.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенных решений, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Ф.В.М. от 12 мая 2016 года по делу N и решение судьи Нелидовского городского суда Тверской области от 14 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 4.1, 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Главы администрации Нелидовского района П.В.Б. ОСТАВИТЬ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, жалобу Главы администрации Нелидовского района Тверской области П.В.Б. - БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ.
Судья Сергуненко П.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.