Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Козловой Е.В.,
судей Кубаревой Т.В., Кулакова А.В.,
при секретаре судебного заседания Сергеевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
24 мая 2016 года
по докладу судьи Кулакова А.В.
дело по апелляционным жалобам ответчика Министерства лесного хозяйства Тверской области и представителя ответчика ООО "Южный складской комплекс" Махалева А.В. на решение Осташковского городского суда Тверской области от 19 января 2016 года, которым постановлено:
"Заявление Осташковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Истребовать в государственную собственность из незаконного владения ООО "Южный складской комплекс" земельный (водный) участок озера "данные изъяты", площадью "данные изъяты" га, расположенный по адресу: "адрес" Обязать ООО "Южный складской комплекс" передать водный участок "данные изъяты" Территориальному управлению Росимущества Тверской области.
Признать недействительными приказ Министерства лесного хозяйства Тверской области от 31.05.2013 года N "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экспертизы освоения лесов, переданных в аренду ООО "Южный складской комплекс", и Заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов от 31.05.2015 г.
Признать недействительным Проект освоения лесов лесного участка площадью "данные изъяты" га, переданного в аренду ООО "Южный складской комплекс", разработанный в 2012 году Тверским филиалом ФГУП "Рослесинфорг".
Обязать ООО "Южный складской комплекс" освободить лесной участок, расположенный в "адрес"", в пределах участка с кадастровым номером Nпредыдущий N) на острове "адрес": от хозяйственных построек и сооружений: хозяйственной постройки площадью "данные изъяты" кв.м. ( "данные изъяты"); гостиницы площадью "данные изъяты" кв.м. ( "данные изъяты"), теннисного корта площадью "данные изъяты" кв.м. ( "данные изъяты"), хозяйственной постройки площадью "данные изъяты" кв.м. ( "данные изъяты"); дома площадью "данные изъяты" кв.м. ( "данные изъяты"), веранды площадью "данные изъяты" кв.м. ( "данные изъяты"); дома площадью "данные изъяты" кв.м. ( "данные изъяты"); веранды площадью "данные изъяты" кв.м. ( "данные изъяты"); хозяйственной постройки площадью "данные изъяты" кв.м. ( "данные изъяты"); дорожки "данные изъяты" кв.м. ( "данные изъяты"); дорожки площадью "данные изъяты" кв.м. ( "данные изъяты"); причального сооружения (пирса), расположенного в водном объекте озеро "данные изъяты" ( "данные изъяты"); причального сооружения (пирса), расположенного на участке водного объекта озера "данные изъяты", примыкающего к "адрес".
Запретить ООО "Южный складской комплекс" строительство временных и капитальных сооружений в границах лесного участка, расположенного в "адрес"", в пределах участка с кадастровым номером N (предыдущий N) на острове "адрес".
Взыскать с ООО "Южный складской комплекс" в доход бюджета МО "Осташковский район" государственную пошлину в размере "данные изъяты" рублей".
Судебная коллегия
установила:
Осташковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Тверской области, субъекта Российской Федерации - Тверской области в лице Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области к обществу с ограниченной ответственностью "Южный складской комплекс", Министерству лесного хозяйства Тверской области с учетом заявления об увеличении исковых требований об истребовании в государственную собственность из чужого незаконного владения ООО "ЮСК" земельного (водного) участка озера "данные изъяты", площадью "данные изъяты" га, расположенного по адресу: "адрес" обязав ответчика передать указанный земельный (водный) участок по акту приема передачи Территориальному управлению Росимущества в "адрес", признании недействительными приказа Министерства лесного хозяйства Тверской области от 31 мая 2013 года N "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экспертизы освоения лесов, переданных в аренду ООО "ЮСК", и заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов от 31 мая 2015 года, признании недействительным проекта освоения лесов лесного участка площадью "данные изъяты" га, переданного в аренду ООО "ЮСК", разработанного в 2012 году Тверским филиалом ФГУП "Рослесинфорг", возложении обязанности на ООО "ЮСК" освободить лесной участок, расположенный в "адрес" в пределах участка с кадастровым номером N на острове "адрес" от хозяйственных построек и сооружений: хозяйственной постройки площадью "данные изъяты" кв.м ( "адрес"), гостиницы площадью "данные изъяты" кв.м ( "данные изъяты"), теннисного корта площадью "данные изъяты" кв.м ( "данные изъяты"), хозяйственной постройки площадью "данные изъяты" кв.м ( "данные изъяты"), дома площадью "данные изъяты" кв.м ( "данные изъяты"), веранды площадью "данные изъяты" кв.м ( "данные изъяты"), дома площадью "данные изъяты" кв.м ( "данные изъяты"), веранды площадью "данные изъяты" кв.м ( "данные изъяты"), хозяйственной постройки площадью "данные изъяты" кв.м ( "данные изъяты"), дорожки "данные изъяты" кв.м ( "данные изъяты"), дорожки площадью "данные изъяты" кв.м ( "адрес"), причального сооружения (пирса), расположенного на водном объекте озеро "данные изъяты" ( "адрес"), причального сооружения (пирса), расположенного на участке водного объекта озера "данные изъяты", примыкающего к "адрес", запрете ООО "ЮСК" строительства временных и капитальных сооружений в границах лесного участка, расположенного в "адрес"" в пределах участка с кадастровым номером N на острове "адрес".
В обоснование заявленных требований указал, что при проверке обращения главного редактора газеты "данные изъяты" ФИО1 установлены факты неправомерного предоставления в аренду лесного участка и водного объекта, утверждения заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и незаконного строительства объектов с нарушением требований водного и лесного законодательства, законодательства об особо охраняемых природных территориях.
Так, на основании договора аренды лесного участка от 29 апреля 2011 года N Департаментом лесного комплекса Тверской области для осуществления рекреационной деятельности предоставлен в аренду ООО "ЮСК" сроком на "данные изъяты" лет лесной участок, площадью "данные изъяты" га, в квартале "адрес" расположенный в пределах участка с кадастровым номером N на острове "адрес". В состав предоставленного в аренду лесного участка необоснованно включены, а далее и предоставлены в аренду ООО "ЮСК" земли водного фонда, площадью "данные изъяты" га (озеро "данные изъяты").
При формировании лесного участка и передаче его в аренду ООО "ЮСК" органом лесного хозяйства в нарушение пункта 4 статьи 1, части 2 статьи 2, ст. ст. 5, 11, 24 Водного кодекса РФ, ст. ст. 101, 102 Земельного кодекса РФ, ст. 82 Лесного кодекса РФ было допущено включение в арендуемый лесной участок части водного объекта общего пользования - озера "данные изъяты", площадью "данные изъяты" га, расположенного на острове "адрес" имеющего непосредственную связь и общий водохозяйственный, а также рыбохозяйственный режим с озером "данные изъяты"
Озеро "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" га, длиной "данные изъяты" метров, шириной "данные изъяты" метров, преобладающие глубины около "данные изъяты" м, соединено с озером "данные изъяты" ручьем без названия, назначение водоема - промышленное рыболовство, которое ведет предприятие " "данные изъяты"".
Из ответа Отдела водных ресурсов по Тверской области Московско-Окского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов следует, что водный объект озеро "данные изъяты" располагается в границах водохозяйственного участка "данные изъяты" на острове "данные изъяты", право пользования им в государственном водном реестре не зарегистрировано.
Согласно таблице 18 (10) Проекта освоения лесов, переданных ООО "ЮСК", в отношении которого приказом Министерства лесного хозяйства Тверской области от 31 мая 2013 года N утверждено положительное заключение государственной экспертизы, арендатору ООО "ЮСК" разрешается строительство двух пирсов с размещением их в озерах "данные изъяты" и "данные изъяты", которые на момент прокурорской проверки были возведены и эксплуатировались обществом - ответчиком.
Органом лесного хозяйства предоставление в аренду части водного объекта, общей площадью "данные изъяты" га, - оз. "данные изъяты", имеющего рыбохозяйственное значение, в целях рекреации осуществлено с превышением полномочий, неправомерно разрешено строительство двух пирсов на водных объектах оз. "данные изъяты" и оз. "данные изъяты" в отсутствие решения органа государственной власти РФ в области водных отношений, предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 11 Водного кодекса РФ.
Фактическое нахождение лесного участка, расположенного в выделе "адрес", свидетельствует о том, что земельный участок относится к землям водного фонда, в отношении которого установлен особый порядок при его предоставлении, предусмотренный ст. 11 Водного кодекса РФ, следовательно, его предоставление органом лесного хозяйства в аренду юридическому лицу недопустимо.
Лесной участок, включающий земли водного фонда, не мог быть предоставлен Министерством лесного хозяйства Тверской области в аренду ООО "ЮСК", в связи с чем договор аренды лесного участка от 29 апреля 2011 года N не соответствует закону и в силу ст. 168 ГК РФ является ничтожной сделкой.
Незаконное предоставление Министерством лесного хозяйства Тверской области в аренду участка водного объекта, находящегося в государственной собственности, нарушает права собственника Российской Федерации на распоряжение и рациональное использование водного объекта.
В лесохозяйственном регламенте Осташковского лесничества Тверской области, утвержденном приказом Министерства лесного хозяйства Тверской области от 25 апреля 2013 года N, в перечне существующих особо охраняемых природных территориях указано на действующее решение исполнительного комитета Калининского областного Совета народных депутатов от 25 апреля 1990 года N "Об утверждении положения о комплексном государственном заказнике острова "адрес"" и место его нахождения - "данные изъяты" кварталы Осташковского участкового лесничества.
Государственный природный заказник остров "данные изъяты" создан на основании решения исполнительного комитета Калининского областного Совета народных депутатов от 10 мая 1989 года N.
Решением исполнительного комитета Калининского областного Совета народных депутатов от 25 апреля 1990 года N утверждено Положение о комплексном государственном заказнике острова "данные изъяты", согласного которому остров "данные изъяты", площадью "данные изъяты" тыс. га, расположенный в центре озера "данные изъяты", отличается уникальным ландшафтом, представляющим научную, культурную, историческую и биологическую ценность. На острове расположено 13 внутренних озер. Местонахождение государственного природного заказника - "адрес" Площадь, занимаемая государственным природным заказником, - "данные изъяты" га. Описание границ государственного природного заказника по береговой черте острова "данные изъяты"
Сведения о статусе данного государственного природного заказника регионального значения размещены в сети Интернет на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, являются общедоступными и доведены до сведения всех заинтересованных лиц.
Наличие утвержденного в установленном порядке описания границ особо охраняемой природной территории "остров "данные изъяты"" и картографического материала позволяют сделать вывод о месторасположении и статусе лесного участка в квартале "адрес", расположенных в пределах участка с кадастровым номером N на острове "данные изъяты", в соответствии с ч. 2 ст. 2, ст. 22 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-Ф3 "Об особо охраняемых природных территориях", то есть в пределах особо охраняемой природной территории, в отношении которой статьей 24 названного закона установлен режим особой охраны территории.
В заказнике остров "данные изъяты" в соответствии с п. 2.3 Положения о комплексном государственном заказнике острова "адрес" запрещены: рубка деревьев и кустарника; предоставление участков под застройку, строительство капитальных и временных сооружений за пределами населенных пунктов; разработка карьеров и иные земляные работы; установка палаток, разведение костров и другие действия, связанные с массовым отдыхом; строительство новых и расширение существующих турбаз; прокладка ЛЭП, дорог и т.п.
Поскольку "данные изъяты" квартал Островного участкового лесничества находится в пределах государственного природного заказника регионального значения "остров "данные изъяты"", названный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых установленный законом режим использования запрещает строительство капитальных или временных сооружений, и не мог быть предоставлен в аренду ООО "ЮСК" для использования в целях рекреации с правом застройки, соответственно, договор аренды лесного участка от 29 апреля 2011 года N не соответствует закону.
Тверским филиалом ФГУП "Рослесинфорг" по заказу ООО "ЮСК" разработан проект освоения лесов, переданных в аренду обществу. В пункте 2,9 Проекта освоения лесов имеется прямое указание на нахождение квартала "данные изъяты" Островного участкового лесничества в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - государственный природный заказник "Остров "данные изъяты"".
В проекте освоения лесов в нарушение пункта 6 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства РФ от 29 февраля 2012 года N "Об утверждении Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" характеристика имеющихся в границах лесного участка особо охраняемых природных территорий и объектов, планы по их организации, развитию экологических сетей, сохранению объектов биоразнообразия не представлены.
Кроме того, в Проекте освоения лесов на особо охраняемой природной территории в нарушение ст. 24 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", а также пункта 2.3 Положения о комплексном государственном заказнике "Остров "данные изъяты"" предусмотрено размещение (строительство) 15 строений и сооружений, включая здания (постройки), стройплощадки, пирсы, дороги с твердым покрытием.
В пунктах 28-32 раздела 5 Заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, переданных в аренду ООО "ЮСК", утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства Тверской области от 31 мая 2013 года N, дается заключение о соответствии проекта требованиям состава проекта освоения лесов и порядку его разработки, утвержденным приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 29 февраля 2012 года N, требованиям действующего законодательства РФ, лесохозяйственному регламенту Осташковского лесничества Тверской области. При этом в пункте 15 Заключения указано на отсутствие на территории арендуемого земельного участка особо охраняемой природной территории.
По мнению прокурора, данные выводы экспертов неверны, так как в лесохозяйственном регламенте Осташковского лесничества Тверской области, утвержденном приказом Министерства лесного хозяйства Тверской области от 25 апреля 2013 года N, в перечне существующих особо охраняемых природных территориях - ОЗУ указано на решение исполнительного комитета Калининского областного Совета народных депутатов от 25 апреля 1990 года N "Об утверждении Положения о комплексном государственном заказнике острова "адрес"" и место его нахождения - кварталы "данные изъяты".
Министерством лесного хозяйства Тверской области незаконно утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, переданных в аренду ООО "ЮСК", с нарушением законодательства об особо охраняемых природных территориях, разрешающих строительство "данные изъяты" объектов, включая такие как строения, используемые в рекреационных целях - "данные изъяты" шт., беседка - "данные изъяты" шт., спортплощадка - "данные изъяты" шт., пирсы - "данные изъяты" шт., тропы, протяженностью "данные изъяты" км, дороги с твердым покрытием, протяженностью "данные изъяты" м, общей площадью "данные изъяты" га.
В нарушение режима особой охраны лесопользователем ООО "ЮСК" в целях реализации проекта освоения лесов в период с 01 мая 2013 года по настоящее время построены на лесных участках: четыре объекта, не предусмотренные проектом освоения лесов (квартал "данные изъяты"хозяйственная постройка, площадью "данные изъяты" кв.м; квартал "данные изъяты" выдел "данные изъяты" -гостиница, площадью "данные изъяты" кв.м; квартал "данные изъяты" выдел "данные изъяты" - теннисный корт, площадью "данные изъяты" кв.м; квартал "данные изъяты" выдел "данные изъяты" - хозяйственная постройка площадью "данные изъяты" кв.м), семь объектов, предусмотренные проектом освоения лесов (квартал "данные изъяты" выдел "данные изъяты" - дом, площадью "данные изъяты" кв.м; квартал "данные изъяты" выдел "данные изъяты" - веранда, площадью "данные изъяты" кв.м; квартал "данные изъяты" выдел "данные изъяты" - дом, площадью "данные изъяты" кв.м; квартал "данные изъяты" выдел "данные изъяты" - веранда, площадью "данные изъяты" кв.м; квартал "данные изъяты" выдел "данные изъяты" - хозяйственная постройка, площадью "данные изъяты" кв.м; квартал "данные изъяты" выдел "данные изъяты" - дорожка "данные изъяты" кв.м, квартал "данные изъяты" выдел "данные изъяты" - дорожка, площадью "данные изъяты" кв.м).
Согласно представленным ГКУ "Осташковское лесничество Тверской области" данным при строительстве объектов было повреждено "данные изъяты" кв.м лесных почв, чем причинен вред лесному хозяйству и особо охраняемой природной территории - государственному природному заказнику регионального значения "Остров "данные изъяты"" в размере "данные изъяты" рублей.
В нарушение ст. ст. 39, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" ООО "ЮСК" допустило размещение отходов на лесном участке на необорудованной для этого специализированной площадке размером 3 х 3 м открытым способом на почву.
Данные действия ответчика ООО "ЮСК" противоречат правовому режиму государственного природного заказника регионального значения "Остров "данные изъяты"" и ст. 41 Лесного кодекса РФ, в результате чего по данным ГКУ "Осташковское лесничество Тверской области" общая площадь повреждения почвы на лесном участке составила "данные изъяты" кв.м, чем причинен вред лесному фонду и особо охраняемой природной территории в размере "данные изъяты" рублей.
Исковые требования прокурора направлены на восстановление прав и законных интересов РФ и публичных интересов неопределенного круга лиц, предусмотренных ст. 11 Лесного кодекса РФ,- на пребывание в лесах, то есть для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также не древесных лесных ресурсов, законных прав граждан, предусмотренных статьей 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды", которой закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, гарантированное ст. 42 Конституции РФ.
Определениями суда к участию в деле привлечены 04 декабря 2015 года в качестве материального истца Федеральное агентство водных ресурсов, 16 декабря 2015 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг".
В судебном заседании заместитель Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Рыбников А.Н. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений распространяются на лесные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, к которым такие водные объекты как "озеро" (земли водного фонда) положениями Лесного кодекса РФ не отнесены. В силу ст. 102 Земельного кодекса РФ к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков. Предоставление в аренду хозяйствующему субъекту в целях рекреации участка водного объекта (озеро "данные изъяты" Министерством лесного хозяйства Тверской области осуществлено с нарушением ст. ст. 11, 24 Водного кодекса РФ и ст. 102 Земельного кодекса РФ, что привело к нарушению прав Российской Федерации на распоряжение и использование водного объекта рыбохозяйственного назначения в соответствии с разрешенным видом использования. ООО "ЮСК" осуществляет неправомерное использование водных объектов озер "данные изъяты" и "данные изъяты" путем строительства пирсов, бани, осуществляя аэрацию воды с нарушением требований ст. 11 Водного кодекса РФ, ст. 50 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", согласно которым строительство в водном объекте и в береговой полосе осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. В силу ч. 2 ст. 22 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" объявление государственным природным заказником определенной территории, в том числе с расположенными на ней лесными участками, устанавливает для нее особый правовой режим и ограничение в использовании с учетом законодательства об особо охраняемых природных территориях, поэтому полагал несостоятельными доводы ответчиков о нераспространении ограничений режима охраны на спорный лесной участок в связи с невнесением в государственный кадастр недвижимости и в ЕГРП сведений о границах ООПТ, ограничениях использования, а также на неперевод указанных участков в земли особо охраняемых природных территорий.
Исходя из ч. 6 ст. 103 Лесного кодекса РФ, Приказа Министерства природных ресурсов России от 16 июля 2007 года N "Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях", использование ООО "ЮСК" лесов, расположенных в квартале "данные изъяты" выделы "данные изъяты" Тверской области" в пределах участка с кадастровым номером N на острове "адрес", имеющего статус особо охраняемой природной территории, должно осуществляться на основании как лесного законодательства, так и законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и в соответствии с Положением о комплексном государственном заказнике "остров "данные изъяты"" "адрес", утвержденным решением исполнительного комитета Калининского областного Совета народных депутатов от 25 апреля 1990 года N.
В пункте 4 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства N от 21 февраля 2012 года, указано, что виды организации рекреационной деятельности, допускаемые на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, а Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" не предусматривает использование в рекреационных целях таких особо охраняемых природных территорий как государственные природные заказники.
ООО "ЮСК", Министерство лесного хозяйства Тверской области, эксперты были информированы о том, что государственный природный заказник "Остров "данные изъяты"" является особо охраняемой природной территорией, о чем свидетельствовали разработанный по заявке общества Проект освоения лесов, переданных в аренду ООО "ЮСК", действующий лесохозяйственный регламент Осташковского лесничества Тверской области. ООО "ЮСК" при получении Проекта освоения лесов, застройке лесных участков, расположенных в границах особо охраняемой природной территории государственный природный заказник "Остров "данные изъяты"", не обратилось в соответствующий орган за разъяснением существующих в указанном документе противоречий, умышленно проигнорировало положения лесного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, требования, изложенные в Положении о комплексном государственном заказнике острова "адрес". В свою очередь Министерство лесного хозяйства Тверской области при принятии решения о предоставлении в аренду лесных участков, расположенных в границах государственного природного заказника "Остров "данные изъяты"" в целях неправомерного удовлетворения заявления хозяйствующего субъекта об использовании лесов, проигнорировало положения лесного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях.
По данному факту в целях получения от следственных органов процессуальной оценки неправомерных действий должностных лиц Министерства лесного хозяйства Тверской области прокуратурой в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Тверской области направлены материалы прокурорской проверки для решения вопроса об уголовном преследовании по признакам преступления, предусмотренного статьей "данные изъяты" УК РФ. Из постановления о передаче сообщения о преступлении по подследственности от 09 декабря 2015 года следует, что в действиях должностных лиц, утвердивших незаконное заключение экспертной комиссии проекта освоения лесов, а также лиц, осуществивших незаконное строительство объектов в государственном природном заказнике "Остров "данные изъяты"", усматриваются признаки преступления, предусмотренного ст. "данные изъяты" УК РФ.
Представитель истца Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Ведерникова Е.С. в суде разрешение исковых требований прокурора оставила на усмотрение суда, указав, что государственный природный заказник "Остров "данные изъяты"" создан на основании решения Калининского исполкома облсовета народных депутатов от 25 апреля 1990 года N с целью сохранения, воспроизводства и восстановления всех компонентов природы и поддержания экологического баланса острова "данные изъяты" на время, необходимое для выполнения поставленных перед заказником задач. Границы государственного природного заказника "Остров "данные изъяты"" не были описаны и утверждены в Положении о заказнике, поэтому в данных государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области отсутствует описание его границ. Заказник создан на острове, а не весь остров объявлен заказником. На острове расположены населенные пункты "данные изъяты", которые не могут входить в заказник, поскольку не являются природными объектами. Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области осуществляет отдельные полномочия Российской Федерации, переданные Тверской области, в сфере водных отношений, в том числе по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности, расположенных на территории Тверской области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование. Обращений по вопросу использования водного объекта озера "данные изъяты" в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области не поступало.
Представитель истца ТУ Росимущества по Тверской области представил письменное заявление, в котором просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, а исковые требования прокурора удовлетворить.
Представитель истца Федерального агентства водных ресурсов письменно просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представители ответчика ООО "ЮСК" К;аргин Р.В. и Махалев А.В. иск Осташковского межрайонного природоохранного прокурора не признали, пояснив, что на основании договора аренды лесного участка от 29 апреля 2011 года N, заключенного по результатам аукциона с Департаментом лесного комплекса Тверской области, обществу сроком на "данные изъяты" лет предоставлен в аренду лесной участок по адресу: "адрес", квартал "данные изъяты" выделы "данные изъяты", номер записи в государственном лесном реестре N, расположен в пределах участка с кадастровым номером N, для осуществления рекреационной деятельности. Годовая плата, установленная договором, обществом оплачивается регулярно. По условиям договора Министерство лесного хозяйства Тверской области обязалось в соответствии с Проектом освоения лесов согласовывать ООО "ЮСК" места размещения временных сооружений. 31 августа 2012 года для выполнения п. 3.4.3 договора аренды лесного участка ООО "ЮСК" заключило договор с ФГУП "Рослесинфорг" N на выполнение за "данные изъяты" рублей работ по разработке Проекта освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности на территории Осташковского лесничества, Островное участковое лесничество, квартал "данные изъяты" выдел "данные изъяты" на площади "данные изъяты" га в соответствии с Лесным кодексом РФ, Составом проекта освоения лесов и порядком его разработки, утвержденным приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29 февраля 2012 года N, нормативными документами, принятыми в развитие Лесного кодекса РФ, лесохозяйственным регламентом Осташковского лесничества Тверской области. В соответствии с Проектом освоения лесов общество имеет право на возведение временных построек на арендованном лесном участке. 31 мая 2013 года Министерством лесного хозяйства Тверской области подписан приказ об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов, в этих документах сведения о наличии государственного природного заказника "Остров "данные изъяты"" в границах предоставленного ООО "ЮСК" в аренду лесного участка отсутствуют. Общество получило в аренду и осуществляло использование арендованного лесного участка в соответствии с целями, указанными в договоре аренды и нормами действующего законодательства. Границы государственного природного заказника "данные изъяты" на местности не определены и не установлены, имеющиеся сведения о площади природного заказника разнятся от "данные изъяты" га до "данные изъяты" га. Из кадастрового дела на объект недвижимости N следует, что Островное лесничество включает в себя площадь "данные изъяты" га, при этом кварталы с "данные изъяты" по "данные изъяты" имеют площадь "данные изъяты" га. Данная площадь не соответствует площади государственного природного заказника, установленной в иных документах. Границы арендованного участка и заказника не пересекаются. Лесохозяйственный регламент Осташковского лесничества Тверской области разработан ФГУП "Рослесинфорг", которое определило, что ООО "ЮСК" на основании разработанного проекта освоения лесов вправе в границах арендованного лесного участка возводить временные постройки. Доводы прокурора о том, что арендованный лесной участок находится в границах государственного природного заказника "Остров "данные изъяты"", не обоснованы и не подтверждены материалами дела. Поскольку границы особо охраняемой природной территории государственного заказника "Остров "данные изъяты"" не определены, постольку несостоятельны доводы прокурора о том, что возведенные на спорном лесном участке временные сооружения и хозяйственные постройки находятся на особо охраняемой природной территории, нарушают режим охраны заказника, причиняют вред природному комплексу заказника. Просили о применении срока исковой давности к заявленным требованиям.
Представитель ответчика по доверенности Каргин Р.В. не отрицал, что спорные объекты, указанные в иске, за исключением пирса на озере "данные изъяты", возведены ООО "ЮСК" в период с 2013 года за счет собственных средств, к домам и бане подключено электроснабжение.
Представитель ответчика Министерства лесного хозяйства Тверской области Барышков В.В. иск не признал, пояснив, что Министерство является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере лесных отношений и исполняет переданные полномочия в области лесных отношений, определенные ст. 83 Лесного кодекса РФ, в число которых входит предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование. Предоставленный ООО "ЮСК" в аренду для осуществления рекреационной деятельности земельный участок, площадью "данные изъяты" га, относится к землям лесного фонда, которые подразделяются на лесные и нелесные земли. Одной из категорий нелесных земель, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, являются воды. В соответствии с данными государственного лесного реестра по состоянию на 01 января 2015 года площадь нелесных земель Осташковского лесничества Тверской области, занятых водами, составляет "данные изъяты" га. Озеро "данные изъяты" в соответствии с материалами лесоустройства располагается в границах земель лесного фонда и является выделом "данные изъяты" квартала "данные изъяты" Островного участкового лесничества. Спорный лесной участок был образован из состава земель лесного фонда в соответствии с полномочиями, указанными в статье 83 Лесного кодекса РФ, тем самым права собственника Российской Федерации при предоставлении лесного участка в аренду ООО "ЮСК" нарушены не были. Полагал несостоятельным довод прокурора о том, что нахождение квартала "данные изъяты" Островного участкового лесничества в пределах государственного природного заказника регионального значения "Остров "данные изъяты"", свидетельствует о том, что спорный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий и не мог быть предоставлен в аренду ООО "ЮСК", поскольку в соответствии со ст. ст. 1, 7 Земельного кодекса РФ данный квартал относится к землям лесного фонда и находится в пределах лесного участка с кадастровым номером N. Перевод земель лесного фонда, расположенных на острове "данные изъяты", в земли особо охраняемой природной территории в установленном законом порядке не осуществлялся. Для исполнения переданных полномочий в области лесных отношений в части передачи лесных участков в аренду, проведения государственной экспертизы проектов освоения лесов, Министерство руководствуется лесным планом Тверской области, лесохозяйственными регламентами лесничеств Тверской области, материалами лесоустройства земель лесного фонда, где определены количественные и качественные характеристики лесов, а также ограничения использования лесов, связанные с их отнесением к той или иной категории защитности. Лесной участок, переданный ООО "ЮСК" в аренду, отнесен к защитным лесам, категория защитности - леса, расположенные в водоохранных зонах, по материалам лесоустройства квартал отнесен к особо защитному участку - берегозащитные участки леса, есть отметка в материалах лесоустройства - ООПТ (заказники) без его наименования. ООО "ЮСК" в соответствии со ст. ст. 41, 104 и 107 Лесного кодекса РФ, Правилами использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденными Приказом Рослесхоза 21 февраля 2012 года N, и на основании договора аренды лесного участка, данных, содержащихся в государственном лесном реестре, учитывая ограничения использования лесов, установленные лесным законодательством, разработало Проект освоения лесов. На момент принятия оспариваемого приказа действовала редакция ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", в соответствии с которой особо охраняемые природные территории регионального значения являлись собственностью субъектов Российской Федерации и находились в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с данными государственного лесного реестра, материалами лесоустройства, земли лесного фонда, расположенные на острове "данные изъяты", не отнесены к категории защитности - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, в связи с чем предоставление лесного участка, расположенного в границах земель лесного фонда, в аренду ООО "ЮСК" для осуществления рекреационной деятельности, а также государственная экспертиза Проекта освоения лесов проведены согласно нормам действующего лесного законодательства.
Представитель третьего лица Отдела водных ресурсов по Тверской области о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, иск поддержал, указав, что акватория озера "данные изъяты", занимаемая под размещение причального сооружения, и часть акватории озера Селигер, в границах которой размещается причальное сооружение, используются ООО "ЮСК" в нарушение требований ст. ст. 9 и 11 Водного кодекса РФ, поскольку право пользования участками указанных акваторий водных объектов ответчику не предоставлено, договоры водопользования с ответчиком в государственном водном реестре не зарегистрированы.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Тверской области просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица ФГБУ "Рослесинфорг" просил рассмотреть дело в свое отсутствие, иск не признал на том основании, что в Проекте освоения лесного участка, переданного ООО "ЮСК" для осуществления рекреационной деятельности, приведены характеристики лесов арендуемого лесного участка, его ландшафтно-рекреационная оценка по материалам последнего лесоустройства и натурных изысканий, приведены необходимые мероприятия по организации использования лесного участка для отдыха, созданию рекреационной инфраструктуры, возведению объектов физкультурно-оздоровительного комплекса, охране, защите и воспроизводству лесов и биотехнических мероприятий. Лесной участок, переданный в аренду ООО "ЮСК" для осуществления рекреационной деятельности, входит в состав земель лесного фонда Островного участкового лесничества квартал "данные изъяты" выделы "данные изъяты", отнесен к защитным лесам, категория защитности леса - леса, расположенные в водоохранных зонах (по лесохозяйственному регламенту Осташковского лесничества Тверской области ФГУП "Рослесинфорг"). Сведения об арендованном лесном участке содержатся в разделе 2 Проекта освоения лесного участка, в котором указано, что он не относится к защитным лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, не указано, что в границах арендованного лесного участка находится особо охраняемая природная территория регионального значения "Остров "данные изъяты"". Сведения о том, что кварталы "данные изъяты" Островного участкового лесничества относятся к особо охраняемой природной территории регионального значения, перенесены из лесохозяйственного регламента Осташковского лесничества. Данные сведения не являются сведениями, определяющими положение особо охраняемой природной территории, так как в полномочия ФГУП "Рослесинфорг" не входит определение границ особо охраняемых природных территорий в соответствии с действующим законодательством, носят информационный характер. Границы особо охраняемой природной территории "Остров "данные изъяты"" на момент подготовки и утверждения лесохозяйственного регламента и подготовки Проекта освоения лесов не определены. Решением Калининского облисполкома от 25 апреля 1990 года N проведена работа по приданию статуса особо охраняемой природной территории. Действия по созданию и описанию границ данной территории, а также предоставление сведений в орган государственного кадастрового учета о границах особо охраняемой природной территории и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы данной территории, совершены не были. Поскольку сведения об особо охраняемой природной территории "Остров "данные изъяты"" должны были быть отражены в лесохозяйственном регламенте в соответствии с законодательством, то были указаны в качестве такой территории лесные кварталы целиком без проведения каких-либо работ и иных обоснований. Сведения о том, что особо охраняемая природная территория "Остров "данные изъяты"" находится на спорной территории, переданной в аренду, в ФГБУ "Рослесинфорг" отсутствовали, как и сведения о любых границах указанной особо охраняемой природной территории, которые должны быть установлены в соответствии с действующим законодательством. Указание в лесохозяйственном регламенте на то, что особо охраняемая природная территория "Остров "данные изъяты"" расположена в кварталах "данные изъяты" Островного лесничества, является возможным планом по ее организации, сведениями, не носящими обязательный характер, документально не подтвержденными в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционных жалобах Министерство лесного хозяйства Тверской области и ООО "ЮСК" просили решение суда отменить, постановить новое об отказе в удовлетворении иска прокурора.Министерство ссылалось на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное истолкование закона.
Полагало неверным вывод суда о том, что арендованный ООО "ЮСК" земельный участок находится на землях особо охраняемых природных территорий, как не подтвержденный правоустанавливающими документами, по которым он относится к землям лесного фонда, поскольку образован из земельного участка, находящегося в собственности РФ и относящегося к землям лесного фонда, в связи с чем Министерством, действовавшим в пределах переданных ему Российской Федерацией полномочий, не был нарушен закон при предоставлении его в аренду обществу, и участок, являющийся федеральной собственностью, не может быть передан ТУ Росимущества в Тверской области.
Вопреки выводу суда, озеро "данные изъяты" не относится к землям водного фонда, а по материалам лесоустройства "данные изъяты" лесхоз Островное лесничество, государственного лесного реестра располагается в границах земель лесного фонда и является выделом "данные изъяты" квартала "данные изъяты" Островного участкового лесничества.
Критиковало вывод суда о нарушении арендатором прав неопределенного круга лиц, определенных ст. 11 ЛК РФ, которые им не нарушались в силу п. 8 данной статьи кодекса.
ООО "Южный складской комплекс", обжалуя решение как незаконное и необоснованное, полагало, что суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и не подтверждены исследованными доказательствами, судом нарушены и неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Судом не проверен довод ООО "ЮСК" о том, что общество не сооружало на озере Селигер причал, примыкающий к "данные изъяты" выделу "данные изъяты" квартала Островного участкового лесничества, который существовал на момент составления проекта освоения лесов, а Министерство не могло согласовывать возведение сооружений на водном объекте. Требования в части его устранения безосновательны.
По мнению апеллянта, неправомерен вывод суда о том, что весь остров "данные изъяты" является государственным природным заказником регионального значения, границы которого проходят по береговой черте острова, поскольку в решениях Калининского облисполкома 1989 и 1990 годов отсутствует описание границ заказника, что подтверждено и Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области, а также ФГБУ "Рослесинфорг", чья лесоустроительная документация не может расцениваться как надлежащее доказательство установленного судом факта. Правовой режим государственного природного заказника "Остров "данные изъяты"" не определен, не закончено придание определенной территории статуса государственный природный заказник "Остров "данные изъяты"".
В подтверждение своей позиции по делу ссылалось на решение Осташковского городского суда Тверской области от 07 мая 2015 году по иску того же прокурора к Правительству Тверской области и Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о возложении обязанности установить и описать границы особо охраняемой территории регионального значения государственного природного заказника "Остров "данные изъяты"".
На арендованном лесном участке не имеется лесов с категорией защитности: леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий.
Судом не учтены нормы закона об особо охраняемых природных территориях в редакции, действовавшей на момент подготовки проекта освоения лесов.
В связи с тем, что для разрешения дела не имел правового значения факт причинения ущерба, полагало ненадлежащими доказательствами заключение декана и профессора кафедры ботаники ФГБОУ ВО "Тверской государственный университет", справку ГКУ "Осташковское лесничество Тверской области", заключение комплексной эколого-ботанической экспертизы, выполненной в рамках уголовного дела.
Статья 301 ГК РФ не подлежала применению, поскольку спорный земельный участок передан в аренду на законных основаниях, в границах земель лесного фонда могут находиться водные объекты, в границах нелесных земель могут располагаться воды.
Истцом избран неверный способ защиты права, нарушающий права общества как арендатора, не нарушавшего зарегистрированных прав РФ на переданный в аренду участок. Проект освоения лесов не мог быть признан недействительным, поскольку не имеет юридической силы без утверждения уполномоченным органом.
На апелляционные жалобы ответчиков прокурором принесены возражения, в которых критиковались их доводы и содержалась просьба оставить решение суда без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции представители Министерства лесного хозяйства Тверской области Барышков В.В., Огнева Ю.А., представители ООО "ЮСК" Каргин Р.В., Махалев А.В., Соболев Г.З. доводы апелляционных жалоб поддержали в полном объеме.
Прокурор Соколова В.Ю. полагала жалобы необоснованными, заявила об отказе от части исковых требований к ООО "ЮСК" об обязании освободить водный объект от причального сооружения (пирса), расположенного на участке водного объекта "адрес" Островного участкового лесничества, в остальной части просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, в судебное заседание не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, поэтому на основании ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебной коллегией определено к рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционных жалоб ввиду отсутствия оснований для проверки законности решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
Как разъясняется в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции не соответствует требованиям ст. 195 ГПК РФ, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны, что повлекло за собой несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Так, из материалов дела следует, что решением исполнительного комитета Калининского областного Совета народных депутатов от 10 мая 1989 года N "О первоочередных мерах по стабилизации экологической обстановки в районе озера "данные изъяты" в 1989-1995 годах" остров "данные изъяты" на озере "данные изъяты" объявлен общевидовым государственным заказником с режимом охраны в соответствии с типовым положением, охрана заказника возложена на лесохозяйственное территориальное производственное объединение.
Решением исполнительного комитета Калининского областного Совета народных депутатов N от 25 апреля 1990 года утверждено Положение о комплексном государственном заказнике острова "данные изъяты", расположенном в Осташковском районе, из которого усматривается, что государственный заказник образован с целью сохранения, воспроизводства и восстановления всех компонентов природы и поддержания общего экологического баланса острова на время, необходимое для выполнения поставленных заказником задач.
В Положении о комплексном государственном заказнике острова Хачин указано, что остров "данные изъяты", площадью "данные изъяты" тыс. га, расположен в самом центре озера "данные изъяты", территория гослесфонда "данные изъяты" спецмехлесхоза подсобного хозяйства предприятия " "данные изъяты"", отличается уникальным ландшафтом, представляющим научную, культурную, историческую и биологическую ценность. На острове расположено 13 внутренних озер. Характер заказника - ландшафтный, комплексный, постоянный, областного значения. Государственный заказник в своей совокупности выполняет функции сохранения, восстановления и воспроизводства природных ресурсов и поддержания общего экологического равновесия. Режим пользования заказника предусматривает сохранение ценного природного ландшафта, включающего в себя охрану лесных массивов, поддержание их в хорошем санитарном состоянии, охрану сообществ и животного мира, системы озер, речек и ручьев, родников, рельефа.
Пунктом 2.2 Положения определены допустимые виды пользования, пунктом 2.3 - запрещенные виды деятельности на территории заказника.
В силу пункта 2.3 Положения в заказнике острова "данные изъяты" запрещается: "д" предоставление участков под застройку, строительство капитальных и временных сооружений за пределами населенных пунктов; "е" разработка карьеров и другие земляные работы; "и" установка палаток, разведение костров и другие действия, связанные с массовым отдыхом; "к" строительство новых и расширение существующих турбаз; "л" прокладка ЛЭП, дорог и т.п.
29 апреля 2011 года ООО "Южный складской комплекс" и Департамент лесного комплекса Тверской области по результатам аукциона от 18 апреля 2011 года по продаже права на заключение договора аренды лесного участка заключили договор аренды лесного участка в составе земель лесного фонда, площадью "данные изъяты" га, местоположение: "адрес"), квартал "данные изъяты", выделы "данные изъяты" номер учетной записи в государственном лесном реестре N, расположенного в пределах участка с кадастровым номером N, для осуществления рекреационной деятельности сроком на "данные изъяты" лет. Договор аренды лесного участка зарегистрирован в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09 июня 2011 года.
По условиям договора аренды на ООО "ЮСК" возложена обязанность использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, нормативными правовыми актами и настоящим договором (пункт 3.4.5), вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие пользования лесным участком на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов (пункт 3.4.10).
Во исполнение предусмотренной п. 3.4.3 договора аренды обязанности не более чем в четырехмесячный срок с момента подписания договора представить Департаменту лесного комплекса Тверской области Проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы ООО "ЮСК" 31 августа 2012 года заключило с ФГУП "Рослесинфорг" в лице Тверского филиала договор N на выполнение работ по разработке Проекта освоения лесов.
29 апреля 2013 года ООО "ЮСК" и ФГУП "Рослесинфорг" подписали акт сдачи-приемки выполненных работ N по разработке Проекта освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности на территории Осташковского лесничества, Островного участкового лесничества, квартал "данные изъяты" выделы "данные изъяты" на площади "данные изъяты" га; по изменению сведений о проектируемых для осуществления рекреационной деятельности объектах на лесном участке; по внесению изменений в картографический материал Проекта освоения лесов, связанных с размещением проектируемых объектов для осуществления рекреационной деятельности на лесном участке.
В Проекте указано на отсутствие на арендуемом обществом лесном участке лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях (пункт 2.3 таблица 4 (3)), запроектировано строительство временных построек и объектов благоустройства (помещения для отдыхающих спортсменов, рекреационного значения, хозяйственно-бытового назначения, хозяйственных построек, беседки, спортивной площадки, лесных дорожек песчаных, пирсов, дороги с твердым покрытием, отмостки с бордюром из бортового камня, сервитутных зон вокруг домов, площадки мусороконтейнеров, туалетов, беседок, площадок для размещения лесопарковой мебели с плиточным покрытием, устройство кострищ, дорожно-тропиночной сети с плиточным покрытием (Раздел 3).
По приказу Министерства лесного хозяйства Тверской области от 15 мая 2013 года N 31 мая 2013 года экспертной комиссией государственной экспертизы признано положительным решение вопросов по использованию арендованного лесного участка ООО "ЮСК" для осуществления рекреационной деятельности на землях лесного фонда Островного участкового лесничества, Осташковского лесничества Тверской области на площади "данные изъяты" га, дано заключение о том, что проект освоения лесов по составу и содержанию выполнен в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, параметры использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, ограничения использования лесов соответствуют лесохозяйственному регламенту Осташковского лесничества Тверской области.
Приказом Министерства лесного хозяйства Тверской области от 31 мая 2013 года N утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов.
Распоряжением Министерства лесного хозяйства Тверской области N от 18 ноября 2014 года разделен земельный участок лесного фонда РФ с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" га, на земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" га, и земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" га, расположенный по адресу: "адрес"
При этом, как следует из кадастровой выписки о земельном участке от 29 декабря 2015 года, в государственный кадастр недвижимости сведения об участке с кадастровым номером N внесены 26 февраля 2013 года, спорный участок образован из земель лесного фонда разрешенным использованием для осуществления рекреационной деятельности, собственником участка является Российская Федерация, в пределах участка расположены защитные леса, леса, расположенные в водоохранных зонах.
В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20 января 2006 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок из земель лесного фонда площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N
На арендованном ООО "ЮСК" лесном участке имеются объекты: хозяйственная постройка, площадью "данные изъяты" кв.м ( "данные изъяты" квартал, "данные изъяты" выдел), гостиница, площадью "данные изъяты" кв.м ( "данные изъяты" квартал, "данные изъяты" выдел), теннисный корт, площадью "данные изъяты" кв.м ( "данные изъяты" квартал, "данные изъяты" выдел), хозяйственная постройка, площадью "данные изъяты" кв.м ( "данные изъяты" квартал, "данные изъяты" выдел), дом, площадью "данные изъяты" кв.м ( "данные изъяты" квартал, "данные изъяты" выдел), веранда, площадью "данные изъяты" кв.м ( "данные изъяты" квартал, "данные изъяты" выдел), дом, площадью "данные изъяты" кв.м ( "данные изъяты" квартал, "данные изъяты" выдел), веранда, площадью "данные изъяты" кв.м ( "данные изъяты" квартал, "данные изъяты" выдел), хозяйственная постройка, площадью "данные изъяты" кв.м ( "данные изъяты" квартал, "данные изъяты" выдел), дорожка, "данные изъяты" кв.м ( "данные изъяты" квартал, "данные изъяты" выдел), дорожки, площадью "данные изъяты" кв.м ( "данные изъяты" квартал, "данные изъяты" выдел), причальное сооружение (пирс), расположенный в водном объекте озеро "данные изъяты" ( "данные изъяты" квартал, "данные изъяты" выдел), сооружение которых за свой счет ООО "ЮСК" не отрицало.
Кроме того, имеется причальное сооружение (пирс), расположенное на участке водного объекта озера "данные изъяты", примыкающего к "данные изъяты" выделу "данные изъяты" квартала Островного участкового лесничества, в отношении которого участвующий в деле прокурор отказался от требования об обязании ООО "ЮСК" освободить водный объект от указанного пирса. Однако, в силу ч. 2 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрение по существу в этой части иска было продолжено судебной коллегией, поскольку материальные истцы от указанного требования не отказывались.
13 августа 2015 года в Осташковскую межрайонную природоохранную прокуратуру обратился главный редактор газеты "данные изъяты" ФИО1, сообщив о возможном факте неправомерного использования водного объекта - озера "данные изъяты" на острове "адрес" и застройки его береговой полосы.
Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка данного сообщения.
Полагая, что лесной участок, предоставленный ООО "ЮСК" в аренду, расположен на землях особо охраняемой природной территории - государственного заказника "Остров "данные изъяты"", прокурор обратился в суд с иском об оспаривании приказа Министерства лесного хозяйства Тверской области от 31 мая 2013 года N об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экспертизы освоения лесов, проекта освоения лесов, истребовании в государственную собственность из незаконного владения ООО "ЮСК" земельного (водного) участка озера "данные изъяты", площадью "данные изъяты" га, расположенного по адресу: "адрес"" и обязании ООО "ЮСК" передать его ТУ Росимущества Тверской области, освободить лесной участок, расположенный в "данные изъяты" квартале "данные изъяты" выделах Островного участкового лесничества (Островное по материалам лесоустройства) ГКУ "Осташковское лесничество Тверской области" в пределах участка с кадастровым номером N (предыдущий N) на острове "адрес" от хозяйственных построек и сооружений, запрете ООО "ЮСК" строительства временных и капитальных сооружений в границах лесного участка, расположенного в "данные изъяты" квартале "данные изъяты" выделах Островного участкового лесничества (Островного по материалам лесоустройства) ГКУ "Осташковское лесничество Тверской области" в пределах участка с кадастровым номером N на острове "адрес".
Суд первой инстанции согласился с доводами прокурора, признав, что предоставленный ООО "ЮСК" в аренду лесной участок на основании договора аренды лесного участка от 29 апреля 2011 года N находится на территории земель лесного фонда, объявленных заказником регионального значения, то есть на землях особо охраняемых природных территорий, поэтому ООО "ЮСК" обязано соблюдать установленный в государственном заказнике режим, в оспариваемом Проекте освоения лесов должно быть отражено нахождение арендованного участка на особо охраняемой природной территории, разработка решений по использованию лесного участка в Проекте должна была осуществляться с учетом требований законодательства об особо охраняемых природных территориях и Положения о комплексном государственном заказнике остров "данные изъяты", государственная экспертиза Проекта должна была утверждаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а сама экспертиза не должна была проводиться экспертной комиссией Министерства лесного хозяйства Тверской области, при этом использование государственного природного заказника в рекреационных целях действующим законодательством не предусмотрено.
С такими выводами судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" к таким территориям отнесены участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании ст. 4 закона о них включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности, ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.
Статьей 2 названного закона с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий определены категории указанных территорий, к которым пунктом "г" отнесены государственные природные заказники, которыми согласно ч.ч. 1, 3 ст. 22 данного закона являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса, и которые могут быть федерального или регионального значения.
В силу ч. 1 ст. 24 Закона об особо охраняемых природных территориях, регламентирующей режим особой охраны территорий государственных природных заказников, на их территориях постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Согласно ч. 5 указанной статьи собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
Между тем, достоверных доказательств того, что арендованный земельный участок находится на землях особо охраняемых природных территорий, при рассмотрении дела представлено не было.
При этом судебная коллегия отмечает, что арендованный участок образован из земель лесного фонда, в этом качестве состоит на учете в государственном кадастре недвижимости и был предоставлен ООО "ЮСК" в аренду для осуществления рекреационной деятельности. Договор аренды лесного участка N от 29 апреля 2011 года, а равно зарегистрированное право аренды ООО "ЮСК" в судебном порядке по тому основанию, что в аренду были предоставлены земли особо охраняемых территорий и объектов, а не земли лесного фонда, никем не оспорены, не были предъявлены соответствующие требования прокурором и в настоящем процессе.
Вопреки доводам прокурора, материалы дела не содержат сведений, позволяющих определить местоположение границ особо охраняемой природной территории регионального значения остров "данные изъяты" по береговой черте острова "данные изъяты"
Так, в решении исполнительного комитета Калининского областного Совета народных депутатов от 10 мая 1989 года N "О первоочередных мерах по стабилизации экологической обстановки в районе озера Селигер в 1989-1995 годах" и Положении о комплексном государственном заказнике острова "данные изъяты", утвержденном решением исполнительного комитета Калининского областного Совета народных депутатов N от 25 апреля 1990 года, описание границ государственного природного заказника остров "данные изъяты" отсутствует. Действия по установлению и согласованию границ особо охраняемой природной территории остров "данные изъяты" после принятия указанных решений совершены не были.
В лесохозяйственном регламенте Осташковского лесничества, разработанном ФГУП "Рослесинфорг", имеются сведения о том, что кварталы "данные изъяты" Островного участкового лесничества площадью "данные изъяты" га относятся к особо охраняемой природной территории регионального значения остров "данные изъяты" Однако, совокупная площадь указанных кварталов составляет "данные изъяты" га, при этом площадь острова "данные изъяты" по паспорту особо охраняемой природной территории от 15 декабря 2000 года равна "данные изъяты" га, в то время как по Положению о комплексном государственном заказнике остров "данные изъяты" имеет площадь в "данные изъяты" га.
Судебная коллегия отмечает, что указанные документы сами по себе не определяют на местности границы заказника остров "данные изъяты" поскольку в полномочия ФГУП "Рослесинфорг" при разработке лесохозяйственного регламента Осташковского лесничества не входило определение границ особо охраняемых природных территорий, а на самом острове находится ряд населенных пунктов, участки под которыми не могут являться землями особо охраняемых территорий.
Как следует из письменных объяснений ФГУП "Рослесинфорг", поскольку в лесохозяйственном регламенте Осташковского лесничества должны были быть отражены сведения о заказнике остров "данные изъяты", а сведения о границах заказника отсутствовали, постольку в качестве такой территории были указаны целые лесные кварталы без проведения каких-либо работ и иных обоснований этому.
Вместе с тем, решением Осташковского городского суда Тверской области от 07 мая 2015 года по заявлению Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области были обязаны установить и описать границы особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника "Остров "данные изъяты"", площадью "данные изъяты" тыс. га, с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, после чего ответчики обязывались незамедлительно предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в охраняемую природную территорию регионального значения - территорию государственного природного заказника "Остров "данные изъяты"", для постановки на государственный кадастровый учет границ особо охраняемой природной территории регионального значения - территории государственного природного заказника "Остров "данные изъяты"", поскольку судом было установлено, что возложенная на упомянутые органы исполнительной власти в силу закона (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", ст. ст. 1, 13 Закона Тверской области от 02 августа 2011 года N 44-ЗО "О Правительстве Тверской области", Законом Тверской области от 08 декабря 2010 года N 108-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области" и Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года N, п. 3 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") обязанность не исполнена, в связи с чем отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения с ограничениями режима их использования может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях.
Ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций не представлено доказательств исполнения Правительством Тверской области и Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области названного решения суда, то есть установления и описания границ особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника остров "данные изъяты" с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, внесения данных сведений в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что вывод суда о вхождении арендованного ответчиком земельного участка в состав земель особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника "Остров "данные изъяты"", как не подтвержденный надлежащими доказательствами, не соответствует обстоятельствам дела.
Изложенное позволяет признать обоснованными доводы апелляционных жалоб, приводившиеся ответчиками и в суде первой инстанции, о том, что в отсутствие сведений о границах особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника "Острова "данные изъяты"", нельзя согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что предоставленный в аренду ООО "ЮСК" участок лесного фонда находится на землях данной особо охраняемой природной территории, в связи с чем на него распространяется режим государственного природного заказника, ООО "ЮСК" нарушен режим его использования, требования земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях.
Неправильный вывод суда явился основанием для удовлетворения всех заявленных прокурором требований в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Тверской области, Росводресуров, Тверской области в лице Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области к ООО "ЮСК", Министерству лесного хозяйства Тверской области об истребовании из чужого незаконного владения водного объекта, о признании недействительными приказа Министерства лесного хозяйства Тверской области от 31 мая 2013 года и заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов от 31 мая 2015 года, признании недействительным проекта освоения лесов лесного участка, возложении обязанности освободить лесной участок от хозяйственных построек и сооружений и запрете строительства временных и капитальных сооружений в границах лесного участка.
Судебная коллегия считает, что оснований для признания недействительными приказа Министерства лесного хозяйства Тверской области от 31 мая 2013 года N "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов, переданных в аренду ООО "ЮСК", заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов от 31 мая 2013 года и Проекта освоения лесного участка площадью "данные изъяты" га, переданного в аренду ООО "ЮСК", разработанного в 2012 году Тверским филиалом ФГУП "Рослесинфорг", не имелось.
В основу вывода суда первой инстанции об их недействительности положен довод о том, что при их подготовке и принятии не учтен режим охраны государственного природного заказника "Остров "данные изъяты"", который с учетом вышеперечисленных обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции, об отсутствии описания границ данной особой охраняемой природной территории нельзя признать верным.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что содержание Проекта освоения лесного участка, переданного в аренду ООО "ЮСК", не противоречит законодательству об особо охраняемых природных территориях, Положению о комплексном государственном заказнике остров "данные изъяты", порядок проведения государственной экспертизы проекта и ее утверждения соответствовал ст. 89 Лесного кодекса РФ, Порядку государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденному приказом Рослесхоза N от 22 декабря 2011 года.
Передавая в аренду ООО "ЮСК" лесной участок для осуществления рекреационной деятельности, осуществляя государственную экспертизу проекта освоения арендованного лесного участка, Министерство лесного хозяйства Тверской области действовало в пределах предоставленных ему действующим лесным законодательством полномочий, что не было опровергнуто при рассмотрении дела.
Ввиду недоказанности нарушения ООО "ЮСК" режима использования предоставленного ему в аренду государством лесного участка, наличия в проекте освоения лесов арендованного лесного участка возможности возведения комплекса временных сооружений, необходимых для функционирования лесного участка в качестве объекта рекреации, представленных ООО "ЮСК" рабочей документации по комплексу объектов на арендованном участке, заключения по обследованию комплекса объектов на том же участке, подтверждающих, что возведенные ООО "ЮСК" объекты на спорном участке не относятся к объектам капитального строительства, являются временными строениями и сооружениями, могут быть разобраны и перемещены на другие земельные участки без несоразмерного ущерба, не подлежали удовлетворению и требования прокурора об освобождении участка от расположенных в "данные изъяты" квартале "данные изъяты" выделах Островного участкового лесничества (Островное по материалам лесоустройства) ГКУ "Осташковское лесничество Тверской области" в пределах участка с кадастровым номером N (предыдущий N) на острове "адрес" хозяйственных построек и сооружений, запрете строительства временных и капитальных сооружений в границах лесного участка.
Вместе с тем, судебная коллегия также учитывает, что доказательств возведения ООО "ЮСК" причального сооружения (пирса), расположенного на участке водного объекта озера Селигер, примыкающего к "данные изъяты" выделу "данные изъяты" квартала Островного участкового лесничества, при рассмотрении дела представлено не было, поэтому основания для возложения на ООО "ЮСК" обязанности по освобождению участка от указанного пирса отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в настоящем споре не имелось оснований для применения ст. 301 ГК РФ об истребовании собственником имущества из чужого незаконного владения.
Истребуя из владения ООО "ЮСК" участок площадью "данные изъяты" га, прокурор ссылался на то обстоятельство, что выдел "данные изъяты" квартала "данные изъяты" Островного участкового лесничества ГКУ "Осташковское лесничество Тверской области, площадью 2,5 га, является землями водного фонда озеро "данные изъяты", соответственно, Министерство лесного хозяйства Тверской области было не вправе предоставлять указанный участок по договору аренды лесного участка от 29 апреля 2011 года ООО "ЮСК". С этими доводами суд первой инстанции согласился. Однако, такие выводы суда первой инстанции обстоятельствам дела не соответствуют.
Как разъяснено в п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", имущество может быть истребовано из чужого незаконного владения, если отсутствуют обязательственные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки.
В соответствии со ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В силу п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных названным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Как следует из ст. 7 Лесного кодекса РФ, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 данного Кодекса.
Договор аренды от 29 апреля 2011 года, являющийся основанием для владения и пользования ООО "ЮСК" участком лесного фонда площадью "данные изъяты" га недействительным не признан, требований о применении последствий его недействительности по мотиву включения в лесной участок земель водного фонда прокурором предъявлено не было.
При производстве в суде апелляционной инстанции было установлено, что арендованный ООО "ЮСК" участок образован из состава земель лесного фонда. Озеро Гнилецкое в соответствии с материалами лесоустройства, данными государственного лесного реестра располагается в границах земель лесного фонда и является выделом "данные изъяты" квартала "данные изъяты" Островного участкового лесничества.
Кроме того, виндикационный иск представляет собой требование не владеющего вещью собственника к владеющему вещью лицу, не являющемуся собственником. Цель предъявления такого иска - возврат конкретной вещи во владение лицу, доказавшему свои права на истребуемое имущество. В связи с этим объектом виндикации во всех случаях может быть только индивидуально-определенная вещь, существующая в натуре.
Часть земельного участка лесного фонда площадью "данные изъяты" га, предоставленного в аренду ООО "ЮСК", в отношении которой заявлены требования по настоящему иску, входит в состав предмета договора аренды, но ее нельзя признать индивидуально-определенной вещью по смыслу ст. 301 ГК РФ, поэтому не могла быть истребована.
Таким образом, не подлежали удовлетворению требования природоохранного прокурора об истребовании у ООО "ЮСК" водного участка и возложении на него обязанности передать "данные изъяты" выдел "данные изъяты" квартал Островного участкового лесничества ГКУ "Осташковское лесничество Тверской области" ТУ Росимущества Тверской области.
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новое решение.
В силу ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Учитывая изложенное, следует апелляционные жалобы удовлетворить, решение Осташковского городского суда Тверской области от 19 января 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Тверской области, Федерального агентства водных ресурсов, субъекта Российской Федерации - Тверской области в лице Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Южный складской комплекс", Министерству лесного хозяйства Тверской области об истребовании из чужого незаконного владения водного объекта, о признании недействительными приказа Министерства лесного хозяйства Тверской области от 31 мая 2013 года и заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов от 31 мая 2015 года, признании недействительными проекта освоения лесов лесного участка, возложении обязанности освободить лесной участок от хозяйственных построек и сооружений и запрете строительства временных и капитальных сооружений в границах лесного участка отказать.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционные жалобы ответчика Министерства лесного хозяйства Тверской области и представителя ответчика ООО "Южный складской комплекс" Махалева А.В. удовлетворить.
Решение Осташковского городского суда Тверской области от 19 января 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Тверской области, Федерального агентства водных ресурсов, субъекта Российской Федерации - Тверской области в лице Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Южный складской комплекс", Министерству лесного хозяйства Тверской области об истребовании из чужого незаконного владения водного объекта, о признании недействительными приказа Министерства лесного хозяйства Тверской области от 31 мая 2013 года и заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов от 31 мая 2015 года, признании недействительными проекта освоения лесов лесного участка, возложении обязанности освободить лесной участок от хозяйственных построек и сооружений и запрете строительства временных и капитальных сооружений в границах лесного участка отказать.
Председательствующий Е.В. Козлова
Судьи Т.В. Кубарева
А.В. Кулаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.