Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего ФИО16,
судей ФИО19. и ФИО15,
при секретаре ФИО12
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 также действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5 на неправомерные действия Управления ФМС России по Республике Ингушетия и Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия по апелляционной жалобе представителя Управления ФМС России по Республике Ингушетия на решение Магасского районного суда от 24 февраля 2016 г.
Заслушав доклад судьи ФИО15, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО7 А.Т. и члены её семьи до 1994 г. проживали в Чеченской Республике. В результате разрешения кризиса в 1994 г. покинули место постоянного проживания в Чеченской Республике и временно обосновались на территории Республики Ингушетия, где предоставлен статус вынужденного переселенца. Срок действия статуса вынужденного переселенца продлен до 5 марта 2016 г. Управлением ФМС России по Республике Ингушетия они не включены в сводный список на 2016 г. ввиду выплаты в 2002 г. компенсации за утраченное жилье и имущество в размере 135000 руб. и выдачи в 2000 г. долговременной беспроцентной возвратной ссуды в размере 35769 руб. Кроме того, при обращении в Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия с заявлением о восстановлении в сводном списке вынужденных переселенцев из Чеченской Республики в удовлетворении заявления также отказано. Полагая свои права нарушенными, истцы обратились в суд с исковым заявлением, в котором просят обязать Управление ФМС России по Республике Ингушетия восстановить их в сводном списке вынужденных переселенцев из Чеченской Республики и обязать Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия восстановить их в сводном списке вынужденных переселенцев, состоящих на учёте для улучшения жилищных условий с 23 мая 2006 г.
Решением Магасского районного суда от 24 февраля 2016 г. требования истцов удовлетворены. Указанным решением на ответчиков возложена обязанность восстановить ФИО7 А.Т., ФИО7 А.М., ФИО7 А.М., ФИО7 Д.М. и ФИО7 Д.М. в сводном списке вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, состоящих на улучшение жилищных условий с момента постановки на учёт, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
В апелляционной жалобе представителя Управления ФМС России по "адрес" ставится вопрос об отмене решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований на том основании, что истцам в 2002 г. выплачена компенсация за утраченное жилье и имущество в размере N руб., а также в 2000 г. выдана долговременная беспроцентная возвратная ссуда в размере N руб.
ФИО7 А.М., ФИО7 А.М., ФИО3 М., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя Управления ФМС России по Республике Ингушетия ФИО13, представителя Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия ФИО14, просивших решение отменить, ФИО7 А.Т., и ФИО7 Д.М., полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, истцы являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики, срок действия статуса вынужденного переселенца продлён до 5 марта 2016 г. Управлением ФМС России по Республике Ингушетия они не включены в сводный список на 2016 г. ввиду выплаты в 2002 г. компенсации за утраченное жилье и имущество в размере 135000 руб. и выплаты в 2000 г. долговременной беспроцентной возвратной ссуды в размере 35769 руб. Министерством по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия 22 октября 2015 г. истцы исключены из сводного списка граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах", пришел к выводу об обоснованности исковых требований, поскольку доказательства, подтверждающие правомерность их исключения из сводного списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, материалы дела не содержат.
Данный вывод суда судебная коллегия полагает правильным ввиду следующего.
В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах" (в редакции от 9 декабря 2015 г. по 9 января 2016 г.) статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные ст. 7 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Согласно п. 5 Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 апреля 1997 г. N 510 (далее - Порядок), компенсация за утраченное жилье устанавливается из расчета расходов на строительство (приобретение) жилья исходя из нормы 18 кв. метров общей площади на каждого члена семьи (для граждан, зарегистрированных (прописанных) на занимаемой ранее площади в единственном числе, - 29 кв. метров общей площади), но не более 120000 руб. на семью.
Между тем статьей 38 Жилищного кодекса РСФСР, имеющим наивысшую юридическую силу (в редакции, действовавшей на момент выплаты компенсации), установлен минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, который составлял в 2002 г. 12 кв.м. на одного человека.
Так, рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в среднем по России на начало 2002 г. установлена постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 30 ноября 2001 г. N 123 "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на I квартал 2002 г. для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета" и составляет 7990 руб.
Из уведомления Управления ФМС России по Республике Ингушетия усматривается, что истцы исключены из сводного списка вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с получением в 2002 г. компенсации за утраченное жилье и имущество в размере N руб. и выплаты в 2000 г. долговременной беспроцентной возвратной ссуды в размере N руб.
Между тем семья ФИО7 А.Т. на день подачи заявления о выплате компенсации состояла из 3 человек.
В силу п. 5 Порядка право на получение компенсации за утраченное жилье распространяется на членов семьи, состоящих в ней на день подачи заявления. Соответственно размер компенсации, подлежащий выплате заявителям при учетной норме 12 кв.м. на каждого члена семьи, должен составлять 287640 руб.
Согласно п. 6 Порядка компенсация за утраченное имущество устанавливается в размере 5000 руб. на каждого члена семьи для семей, имеющих в своем составе до 3 человек включительно, и в размере 1000 руб. на каждого последующего члена семьи, но не более 20000 руб. на одну семью.
Таким образом, компенсация за утраченное жилье за вычетом суммы компенсации за утраченное имущество в размере 15000 руб. выплачена заявителям в размере 120000 руб. (15 кв.м.), недоплата при учетной норме 12 кв.м. на одного человека при стоимости 7990 руб. за 1 кв.м. в Российской Федерации на начало 2002 года составляет 167640 руб. (20,98 кв.м).
Согласно выписке из списка лиц, получивших долговременную беспроцентную возвратную ссуду, ФИО7 А.Т., ФИО7 Д.М., ФИО7 Д.М., ФИО7 А.М., ФИО7 А.М., ФИО7 М.М. 14 декабря 2000 г. выплачена ссуда в размере N коп.
Рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья в среднем по России на первое полугодие 2000 г. установлена постановлением Госстроя РФ от 15 февраля 2000 г. N 15 "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на I квартал 2000 года для расчета размера безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений, предоставляемых участникам президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" и составляет 3500 руб.
Таким образом, ссуда, выплачена истцам в размере N руб., (10 кв.м.) недоплата при учетной норме 12 кв.м. на одного человека при стоимости 3500 руб. за 1 кв.м. по России в первом полугодии 2000 г. составляет N руб. (60.9 кв.м.).
Согласно подп. "ж" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-1015 годы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (далее - Правила) право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
В силу п. 8 ч. 2 Порядка ведения территориальными органами Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), и предоставления им указанного жилья, утвержденного приказом Минфедерации РФ от 10 апреля 2001 г. N 31 "Об утверждении нормативного акта о постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев" вынужденные переселенцы включаются в сводные списки исходя из даты принятия их органом местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).
При таких обстоятельствах, учитывая, что истцы исключены ответчиками из сводных списков до истечения срока предоставления статуса, общая сумма выплаченной им компенсации и ссуды составляет стоимость лишь 25 кв.м., а также учитывая, что других доказательств, свидетельствующих о том, что истцы обустроены на новом месте жительства, материалы дела не содержат, судебная коллегия находит необоснованными доводы жалобы об отсутствии обстоятельств, препятствующих истцам в обустройстве на новом месте жительства.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает решение суда, которым признаны неправомерными действия ответчиков, выразившиеся в исключении вынужденных переселенцев из сводного списка, законным и обоснованным, доводы жалобы - несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магасского районного суда от 24 февраля 2016 г. по делу по иску ФИО4, также действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5 на неправомерные действия Управления ФМС России по Республике Ингушетия и Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
Копия верна:
Судья ФИО15
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.