Судья Верховного Суда Республики Алтай Чертков С.Н., рассмотрев в судебном заседании жалобу Силаева В.Ю, на решение судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от "дата", которым
постановление заместителя командира ОРДПС ГИБДД МВД по Республике Алтай ФИО3 от "дата", вынесенное в отношении Силаева В.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба Силаева В.Ю. - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя командира ОРДПС ГИБДД МВД по Республике Алтай ФИО3 N от "дата" Силаев В.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере "данные изъяты".
Решением судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от "дата" жалоба Силаева В.Ю. оставлена без удовлетворения, постановление N от "дата" - без изменения.
С вынесенным решением не согласился Силаев В.Ю. и обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Алтай, в которой просит решение судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить. В жалобе указывается на то, что суд не исследовал, имеются ли какие-либо доказательства того, что он непосредственно на легковом автомобиле осуществлял перевозку грузов. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность во вменяемом ему правонарушении. Требование проводить медицинские осмотры водителей распространяется только на организации, осуществляющие перевозки грузов и пассажиров. К перевозкам пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом относятся перевозки автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, всегда носящие возмездный характер. Неверным является вывод суда, что факт совершения Силаевым В.Ю. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами. КоАП РФ не предусмотрено наказание за не прохождение предрейсового медосмотра.
Проверив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, заслушав Силаева В.Ю., инспектора ДПС Грудницкого Д.В., прихожу к мнению, что данная жалоба подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, в виде наложение административного штрафа на граждан в размере 3000 рублей; на должностных лиц - 5000 рублей; на юридических лиц - 30000 рублей.
Материалами дела установлено, что в отношении Силаева В.Ю. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ.
Согласно указанному протоколу об административном правонарушении, "дата" на "адрес", двигаясь в сторону "адрес", Силаев В.Ю., управляя автомобилем марки "данные изъяты" государственный регистрационный знак N, не выполнил требования об обязательном прохождении предрейсового медицинского осмотра, чем нарушил п. 1 ст. 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
Рассмотрев материалы дела, заместитель командира ОРДПС ГИБДД МВД по Республике Алтай ФИО3, с которым согласился судья городского суда, пришел к выводу, что Силаев В.Ю., управляя автомобилем марки "данные изъяты" государственный регистрационный знак N, осуществлял перевозку с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, в связи с чем действия Силаева В.Ю. подлежат квалификации по части 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, которым установлены правила проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 6 указанного Порядка обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
Согласно ч. 1 ст. 213 Трудового кодекса РФ работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, обязаны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры.
Также в ч. 3 ст. 213 Трудового кодекса РФ сказано, что для отдельных категорий работников Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале, в течение или в конце рабочего дня (смены).
Согласно ст. 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" водитель транспортного средства - лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.
Таким образом, из указанных положений во взаимосвязи следует, что проходить указанные медицинские осмотры должны только те работники, которые работают в качестве водителя.
Из материалов дела усматривается, что собственником транспортного средства - автомобиля марки "данные изъяты", государственный регистрационный знак N является ФИО5.
Между тем, из материалов дела об административном правонарушении и пояснений Силаева В.Ю. в ходе судебного разбирательства не следует, что последний работает в ФИО5 в качестве водителя. Согласно материалов дела Силаев В.Ю. работает в ФИО5 "данные изъяты".
Указанное обстоятельство не устанавливалось должностным лицом ОРДПС ГИБДД МВД по Республике Алтай при рассмотрении материалов административного дела.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ предусмотрена ответственность.
Статья 1.6 КоАП РФ предусматривает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченным на то органом или должностным лицом административного наказания осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
Согласно ст. 12.31.1 КоАП РФ административная ответственность наступает за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением соответствующих требований.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьи 12.31.1 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения при организации и осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Субъектом указанного административного правонарушения являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с осуществлением перевозок пассажиров, багажа или грузов, в том числе предприниматели, самостоятельно управляющие транспортным средством при осуществлении такой деятельности, а также должностные лица, на которых возложены обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспорта.
Как следует из протокола об административном правонарушении, Силаеву В.Ю. вменено управление транспортным средством водителем, не прошедшим предрейсовый медицинский осмотр.
Административным органом в вину Силаеву В.Ю. вменено осуществление перевозок с нарушением порядка осуществления предрейсового медицинского осмотра водителя.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт осуществления Силаевым В.Ю. "дата" на "адрес" перевозки пассажиров, багажа либо грузов.
Кроме того, непосредственная деятельность организации - ФИО5 не связана с осуществлением перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом, а сам по себе факт эксплуатации предприятием транспортного средства об этом не свидетельствует, что исключает отнесение Силаева В.Ю. к субъектам административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
Исходя из положений п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 настоящего Кодекса.
На основании изложенного, решение судьи и постановление должностного лица подлежат отмене, производство по делу в отношении Силаева В.Ю. прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от "дата" и постановление заместителя командира ОРДПС ГИБДД МВД по Республике Алтай ФИО3 N от "дата" в отношении Силаева В.Ю, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Силаева В.Ю, прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Верховного Суда
Республики Алтай С.Н. Чертков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.