Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан З.Г. Ахатовой,
при секретаре Л.Р. Галиуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Ф.А, Хайруллина, Н.А. Хуснутдиновой к Казанской городской Думе Республики Татарстан о признании недействующей части 6 статьи 41 Правил землепользования и застройки Градостроительного устава города Казани, утвержденных решением Казанского Совета народных депутатов от 22 апреля 2004 года N 51-19, в части, допускающей учет в дежурном плане проектных красных линий, по которым решение об утверждении документации по планировке территории не принято,
УСТАНОВИЛ:
решением Казанского Совета народных депутатов от 22 апреля 2004 года N 51-19 утверждены Правила землепользования и застройки Градостроительного устава г. Казани (далее - Правила).
Указанное решение и Правила опубликованы в печатном издании "Казанские ведомости" от 7 мая 2004 года N 102.
В последующем с соблюдением порядка, процедуры подготовки и принятия в Правила неоднократно вносились изменения.
Согласно части 6 статьи 41 Правил в дежурном плане красных линий отражаются, собираются и хранятся подлинные чертежи планов красных линий, разбивочные чертежи и акты установления (изменения) красных линий, иные материалы по красным линиям.
Ф.А. Хайруллин, Н.А. Хуснутдинова обратились в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействующим указанного положения Правил в части, допускающей учет в дежурном плане проектных красных линий, по которым решение об утверждении документации по планировке территории не принято.
По мнению административных истцов, оспариваемые ими положения Правил противоречат статьям 41, 42, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку градостроительное законодательство не содержит понятия "проектные красные линии". Такие красные линии не имеют статуса утвержденных, а потому не порождают правовых последствий при планировке территорий, формировании земельных участков. Оспариваемая норма нарушает их права и законные интересы в сфере землепользования, создает препятствия в предоставлении в собственность используемых ими земельных участков, на которых расположены их жилые дома.
В судебном заседании представитель административных истцов М.Ф. Сатдинов административные исковые заявления поддержал.
Представители Казанской городской Думы Республики Татарстан М.В. Евграфова, А.А. Латыпова административный иск не признали.
Выслушав представителя административного истца, представителей административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей административные исковые заявления не подлежащими удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых заявлений.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральный закон от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", действовавший на момент принятия Правил, как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации определял роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливал общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
В настоящее время общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ к вопросам местного значения было отнесено регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований.
Пункт 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относит утверждение правил землепользования и застройки.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 26 части 1 статьи 17 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", а также в пункте 26 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования г. Казани, утвержденного решением Представительного органа муниципального образования г. Казани от 17 декабря 2005 года N 3-5.
Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 3 части 1 статьи 8 предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности утверждение правил землепользования и застройки поселений.
В силу статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
Таким же образом было определено место муниципальных правовых актов в правовой системе Российской Федерации в статье 7 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ.
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в городском округе Казани в соответствии со статьей 5 его Устава является Казанская городская Дума.
На основании статьи 23 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ, статьи 28 Устава муниципального образования г. Казани к компетенции Казанской городской Думы отнесено установление общеобязательных правил на территории г. Казани в соответствии с законодательством.
Ранее, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ, данными полномочиями обладал Казанский Совет народных депутатов, как представительный орган местного самоуправления.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Казанским Советом народных депутатов в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам административных истцов о противоречии оспариваемых ими положений Правил статьям 41, 42, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием в градостроительном законодательстве понятия "проектные красные линии", которые не имеют статуса утвержденных, а потому не порождают правовых последствий при планировке территорий, формировании земельных участков, суд приходит к следующему.
В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено понятие "красные линии": к ним законодатель относит линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Согласно статье 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1).
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5).
В соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории состоит из основной части, включающей в себя, в том числе, чертеж или чертежи планировки территории с отображением красных линий, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Следовательно, только после утверждения в составе проекта планировки территории красные линии становятся общеобязательными и обозначают существующие, планируемые границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты.
Основываясь на приведенных законоположениях муниципальный законодатель в статье 41 Правил установил, что красные линии разрабатываются, согласовываются, утверждаются и изменяются в составе проектов планировки территории (часть 1).
На Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани возложена обязанность обеспечения ведения дежурного плана красных линий (часть 5).
Порядок проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации определен в Инструкции (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30.
Данная Инструкция предусматривает, что после утверждения проекта, включающего план красных линий, разработки и утверждения разбивочного чертежа красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий (пункт 4.5).
Подлинные чертежи планов красных линий, разбивочных чертежей и актов установления (изменения) красных линий хранятся в органах архитектуры и градостроительства вместе с соответствующей градостроительной документацией (пункт 4.8).
Градостроительное законодательство не содержит понятия "проектные красные линии". Сводный план красных линий включает в себя только утвержденные в установленном порядке красные линии.
Вместе с этим оспариваемая норма, предусматривающая отражение в дежурном плане красных линий помимо подлинных чертежей планов красных линий, разбивочных чертежей и актов установления (изменения) красных линий, иных материалов по красным линиям, к которым органы местного самоуправления относят документы планировки территорий не прошедшие утверждение, в том числе составленные до принятия Градостроительного кодекса Российской Федерации, прав административных истцов не нарушает.
Согласно пункту 6 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации под информационными системами обеспечения градостроительной деятельности понимается - организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения о документах территориального планирования муниципальных образований, о правилах землепользования и застройки, о документации по планировке территории, дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках, иные документы и материалы (часть 4 статьи 56).
Статьей 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации органам местного самоуправления городских округов предписано ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности (часть 1).
Таким образом, учет в дежурном плане красных линий - части информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, проектных красных линий, по которым решение об утверждении документации по планировке территории не принято, согласуется с нормами градостроительного законодательства.
Ссылаясь на нарушение своих прав оспариваемой частью нормативного правового акта, истцы привели доводы о том, что судебными постановлениями им отказано в удовлетворении требований, заявленных к органам местного самоуправления о предоставлении земли в собственность, по мотиву расположения участков в створе проектных красных линий, обозначающих границы территории планируемого перспективного строительства автомагистрали по улице Лодейной г. Казани.
Вместе с тем проверка правомерности принятия органами местного самоуправления решений об отказе в предоставлении истцам земельных участков на основании плана красных линий, не прошедшего утверждение в составе планировки территории, не входит в предмет судебного разбирательства при осуществлении судом абстрактного нормоконтроля.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия оспариваемого нормативного правового акта нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушения прав административных истцов.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых заявлений Ф.А, Хайруллина, Н.А. Хуснутдиновой к Казанской городской Думе Республики Татарстан о признании недействующим части 6 статьи 41 Правил землепользования и застройки Градостроительного устава города Казани, утвержденных решением Казанского Совета народных депутатов от 22 апреля 2004 года N 51-19, в части, допускающей учет в дежурном плане проектных красных линий, по которым решение об утверждении документации по планировке территории не принято, отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Сборник документов и правовых актов муниципального образования г. Казани Республики Татарстан".
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья Э.С. Каминский
Справка: решение принято судом в окончательной форме 5 сентября 2016 года.
Судья Э.С. Каминский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.