Санкт-Петербургский городской суд в составе
Судьи ГУНЬКО Т.А.
С участием прокурора МИЩЕНКО Е.А.,
При секретаре БОРЕНКОВОЙ К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Кена Даниила Олеговича к административному ответчику Территориальной избирательной комиссии N 22 об оспаривании законности и отмене решения Территориальной избирательной комиссии N 22 от 11 августа 2016 года N 19-1 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 Кена Д.О." и обязании зарегистрировать,
УСТАНОВИЛ:
Решением Территориальной избирательной комиссии N 22 от 11 августа 2016 года N 19-1 отказано Кену Д.О. в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 (л.д. 6, 55 ).
Полагая данное решение незаконным, Кен Д.О. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, об отмене решения и обязании ТИК N 22 его зарегистрировать в качестве кандидата (л.д. 1-5 ).
В судебном заседании Кен Д.О. и его представитель Бабенко Е.С. поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представители Территориальной избирательной комиссии N 22, в лице председателя Ткаченко О.В. и по доверенности Карасева Д.Ю ... полагали требования необоснованными и просили в удовлетворении отказать.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, оценив собранные доказательства в совокупности, заслушав заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Мищенко Е.А., полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 15.06.2016 N 378 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва на 18.09.2016. Постановление опубликовано в газете "Санкт-Петербургские ведомости" от 20.06.2016 N 108(5725).
Постановлением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16.06.2016 N 149-2 в соответствии с п. 5 ст. 24 Закона Санкт-Петербурга от 17.02.2016 N 81-6 "О выборах депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 81-6) утвержден перечень окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва (л.д.108 ).
Постановлением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16.06.2016 N 149-3 в соответствии с п.1 ст. 25 Закона N 67-ФЗ, п. 1 ст. 17 Закона N 81-6 полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва возложены на территориальные избирательные комиссии в Санкт-Петербурге.
Постановлением Санкт - Петербургской избирательной комиссии от 21.04.2016 N 141-27 сформирована Территориальная избирательная комиссия N 7 (далее ТИК N 7) (л.д.15).
Решением ТИК N 22 от 11 августа 2016г. N 19-1 отказано Кену Д.О. в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 5, по тем основаниям, что количество представленных для проверки подписей избирателей превышает 10% от общего количества подписей, отобранных для проверки (л.д. 55 ).
Полагая решение неправильным Кен Д.О. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с требованием об отмене решения и обязании его зарегистрировать.
В обоснование своих требований Кен Д.О. указал, что 2 августа 2016 года им представлены в ТИК N22 документы необходимые для регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, в том числе подписные листы с 5028 подписями избирателей, собранных в поддержку его выдвижения.
Необходимое количество подписей для регистрации определено решением ТИК в 4794, максимально возможное для представления 5273. Количество подписей избирателей, подлежащих проверке составило 1199 из 5028 подписей. Рабочей группой ТИК N 22 признаны недостоверными ( недействительными) 216 подписи избирателей, что составляет 18%,т.е. более 10%.
Между тем, Кен Д.О. полагает, что в нарушение требований Федерального законодательства, п.п."в" пункта 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"( далее Закон N 67-ФЗ) подписи в количестве 84 признаны недействительными в отсутствие официальных сведений органа, осуществляющего регистрацию граждан, либо заключения эксперта.
Кроме того, 48 подписей признанных недействительными в связи с неполными данными или неверными сведениями о сборщиках подписей, по мнению Кена Д.О. необоснованно признаны таковыми, т.к. полагает превышением полномочий субъекта РФ по возложению обязанностей предоставления отдельного документа нотариально удостоверенных сведений о лицах, осуществляющих сбор подписей избирателей.
Таким образом, Кен Д.О. полагает, что имеются основания для отмены решения об отказе его регистрации и обязании зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты.
В ходе рассмотрения административного дела установлено, что решением Территориальной избирательной комиссии N 22 от 11.08.2016 N 19-1 Кену Д.О. отказано в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N5 по основаниям представленных недостоверных и недействительных подписей 216 или 18% от общего количества подписей, отобранных для проверки.
В соответствии с п.6 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ( далее Закон N67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушениями требований, предусмотренных п.п. 24-26 ст.38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных названным законом, иным законом.
Пунктом п.п. 6.3, 6.4 ст.38 Закона N 67-ФЗ недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица, другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей. Недействительными признаются: подписи лиц, не обладающие активным избирательным правом, правом на участие в референдуме; подписи избирателей, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан РФ, либо на основании заключения эксперта; подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписном листе; подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума не собственноручно на основании заключения эксперта; подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами осуществляющими сбор подписей избирателей, подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, на основании заключения эксперта.
В соответствии с п.5 ст.36, п.2 ст.37 Закона Санкт-Петербурга от 17.02.2016 N 81-6 " О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" в поддержку выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу, в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве, составляющем 3% от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Решением Территориальной избирательной комиссии N 22 от 23.06.2016 N 11-5 установлено, что в поддержку выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу должны быть отобраны подписи избирателей в количестве 4794.
Кеном Д.О. представлено 5028 подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения.
В соответствии с п.7 ст.40 Закона Санкт-Петербурга от 17.02.2016 N 81-6 " О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" из указанного числа отобрано 25 % подписей, что составило 1199.
Согласно итогового протокола проверки подписных листов от 09.08..2016г. 216 подписей из отобранных 1199 подписей признаны недействительными.(л.д. 34 ).
В ходе судебного разбирательства установлено, что территориальной избирательной комиссией N22, исходя из представленной 5.08.2016г.за N 15/10-981 Управлением по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области информации о проверке достоверности сведений, содержащихся в подписных листах в поддержку кандидата Кена Д.О. с приложением проверенных подписей признаны недействительными 84 подписи избирателей. (л.д.38-52 ).
Кроме того, ТИК N22 недостоверными признаны 52 подписи избирателей в связи с неполными или неверными данными о месте жительства сборщиков подписей, указанных в нотариально удостоверенном списке сборщиков.
Между тем, административный истец полагает, что представленные Управлением по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу информация не может быть признана официальным документом, так как не имеет надлежащего оформления и удостоверения, в связи с чем подписи не могут быть признаны недействительными.
Суд не может согласиться с данным доводом, поскольку основания ставить под сомнение представленную информацию не имеется.
Управление по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу является органом, осуществляющем регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и места жительства, именно этот орган обладает полнотой информации и сведениями, необходимыми при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты, в связи с чем располагает необходимой информацией для осуществления проверки представленных сведений.
В соответствии с п.п. "в" пункта 6.4 статьи 38 Закона N 76-ФЗ подпись избирателя признается недействительной при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. Материалами, представленными в ходе судебного разбирательства, подтверждается, что документ из Управления по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 5.08.2016 N 15/10-981 поступил в ТИК N 22 на официальном бланке за подписью врио начальника Пуцко О.Н. с приложением на 14 листах, имеющих нумерацию, порядковые номера и графы таблиц. На каждой странице имеется дата и подпись проверяющего(л.д.38 ).
Предметом Соглашения о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной миграционной службы от 29 декабря 2009 года является организация взаимодействия избирательных комиссий, комиссий референдума и органов ФМС России в целях обеспечения гарантий реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, соблюдения законности при их проведении.
Согласно п.4.1.1.4 данного Соглашения ФМС России и ее территориальные органы по запросам избирательных комиссий осуществляют проверку сведений о наличии гражданства Российской Федерации у кандидатов, месте их жительства, а также документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации.
В силу п.4.1.1.5 Соглашения в рамках работы по регистрации ( учету) избирателей, участников референдума территориальные органы ФМС России представляют органам местного самоуправления сведения об избирателях, участниках референдума в порядке, установленном статьей 16 Федерального Закона " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Положения о Государственной системе регистрации ( учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации. УФС России и ее территориальные органы по запросам ЦИК России и органов местного самоуправления в течение тридцати и десяти дней с момента получения запроса соответственно осуществляют проверки сведений о месте жительства избирателей, участников референдума и о документе, удостоверяющем личность избирателя, участника референдума.
Статья 40 Закона Санкт-Петербурга от 17.02.2016г. N 81-6 " О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга регулирует порядок проведения избирательными комиссиями достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями.
Согласно требованиям п.п.6, 8 названной статьи избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и ( или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности, содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, избирательные комиссии используют ГАС " Выборы", включая государственную систему регистрации ( учета) избирателей.
По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и ( или) недействительной.
В силу п.п. "в", "з" п.12 ст.40 Закона Санкт-Петербурга недействительными признаются: подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию.
Требования указанного Закона ТИК N 22 не нарушены. Процедура проверки осуществлена в соответствии с перечисленными выше нормами.
Из представленных Управлением по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области материалов проверки усматриваются осуществление проверки подписей избирателей, указано сколько и какие подписи признаны не соответствующими действительности( номер строки, номер подписного листа, номер папки). В основе нарушений усматривается недостоверность паспортных данных, указанных избирателями, несоответствие адреса регистрации и места жительства.
Таким образом, суд полагает, что Управление по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области является компетентным органом, представившим информацию.
При этом следует отметить, что для проверки были направлены сведения, содержащиеся в подписных листах из которых Кен Д.О. оспаривает 84 признанные недействительными подписи по основаниям ненадлежащего оформления материалов проверки, в то время как материалы проверки, имеющие аналогичное оформление и не признанные недействительными Кентом Д.О. не оспариваются, что свидетельствует об отсутствии единообразного подхода у административного истца, его добросовестности при оценке представленных УФМС ГУ МВД сведений.
Согласно п.17 ст.40 Закона Санкт-Петербурга от 17.02.2016 N 81-6 по окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, списку кандидатов составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется избирательной комиссии для принятия решения о регистрации или об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов. В протоколе указываются количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей избирателей, признанных недостоверными и ( или) недействительными, с указанием оснований( причин) признания их таковыми. Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов или об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов.
Из итогового протокола проверки подписных листов от 9.08. 2016г. следует, что в результате проверки подписных листов 216 подписей из выбранных 1199 подписей, признаны недействительными., т.е. 18% (л.д. 63).
В ходе судебного разбирательства были проверены доводы административного истца с исследованием подлинных подписных листов и материалов проверки УФМС ГУ МВД и установлены 10 подписей избирателей, которые ошибочно признаны ТИК N 22 как недостоверные, с чем объективно согласились участники процесса. Тем ни менее, данное обстоятельство не влияет на выводы комиссии об отказе в регистрации Кена Д.О., поскольку недействительные подписи в количестве 206 ( или 17,18%) не позволяют Кену Д.О. быть зарегистрированным.
Довод административного истца о том, что региональный законодатель вышел за пределы своей компетенции установив требование по представлению самостоятельного ( отдельного) документа - нотариально удостоверенных сведений о лицах, осуществляющих сбор подписей избирателей, и их подписей и признала недействительными 48 подписей из-за недействительности сведений сборщика суд полагает ошибочными, основанными на вольном толковании закона.
Согласно п.16 статьи 37 Закона N 67-ФЗ при проведении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума обязаны составить и представить в комиссию список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, участников референдума, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществляющих сбор подписей, и подписи этих лиц, а также представить в комиссию список указанных лиц в машинописном виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум.
С указанной нормой федерального законодательства согласуется норма Закона Санкт-Петербурга. Согласно п.п. "в" п.1 ст.39 Закона Санкт-Петербурга от 17.02.2016 N 81-6 " О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию в том числе, список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществляющих сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц. При этом сведения о лицах, осуществляющих сбор подписей избирателей, включают в себя перечень сведений, предусмотренный пунктом 4 статьи 38 настоящего Закона Санкт-Петербурга, а именно: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа.
На основании изложенного, суд полагает доводы, изложенные Кеном Д.О. в административном исковом заявлении, а также в ходе судебного разбирательства необоснованным, лишенными правовой объективности.
Руководствуясь ст.244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Кена Даниила Олеговича к административному ответчику Территориальной избирательной комиссии N 22 об оспаривании законности и отмене решения Территориальной избирательной комиссии N 22 от 11 августа 2016 года N 19-1 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 Кена Д.О." и обязании зарегистрировать оставить без удовлетворения.,
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 5 дней.
СУДЬЯ Т.А.ГУНЬКО
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.