Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Колосовой М.Е.,
с участием представителей:
административного истца - Семёновой Н.С.
административного ответчика - Фёдорова М.М.
заинтересованного лица - кандидата в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3 Гаффнера И.В. - Малышевой М.В.
прокурора Даниловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3 Антошина А.А. о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии по выборам депутата Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3 от 10 августа 2016 года N 12/39 "О регистрации Гаффнера И.В. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Законодательного Собрания Свердловской области от 15 июня 2016 года N 2946-ПЗС на 18 сентября 2016 года назначены очередные выборы депутатов Законодательного Собрания Свердловской области (опубликовано 17 июня 2016 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru).
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутата Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3 от 04 августа 2016 года N 10/31 Антошин А.А. выдвинутый избирательным объединением "Свердловское региональное отделение политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ", зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3.
Решением этой же окружной комиссии от 10 августа 2016 года N 12/39 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3 зарегистрирован Гаффнер И.В.
18 августа 2016 года Антошин А.А. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением в порядке главы 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Указал, что оспариваемое решение от 10 августа 2016 года N 12/39 принято с нарушением избирательного законодательства, потому что 12 июля 2016 года вместе с заявлением о согласии баллотироваться Гаффнер И.В. не представил все документы, необходимые для выдвижения, которые были представлены позднее - 29 июля 2016 года. По мнению административного истца, это нарушение повлекло за собой незаконное открытие избирательного счёта, незаконную оплату подписных листов, что, в свою очередь, является основанием для признания всех подписей, представленных Гаффнером И.В., недействительными. Ссылаясь на положения подпункта 3 пункта 6 статьи 53 Избирательного кодекса Свердловской области, утверждает, что в регистрации кандидату Гаффнеру И.В. следовало отказать.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала, настаивала на удовлетворении административного искового заявления, просила признать незаконным оспариваемое решение.
Административный ответчик - окружная избирательная комиссия по выборам депутата Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3 (далее - Комиссия), представив письменные возражения, требования административного искового заявления не признала, утверждая о законности принятого решения; о его соответствии требованиям избирательного законодательства.
Заинтересованное лицо - кандидат в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3 Гаффнер И.В. в письменных возражениях просил отказать в удовлетворении административного искового заявления. Считает доводы административного истца необоснованными; оспариваемое решение полагает законным, не нарушающим прав административного истца.
Заинтересованное лицо - Избирательная комиссия Свердловской области в письменных возражениях указала, что доводы административного истца, касающиеся неправомерности открытия избирательного счёта и недействительности подписных листов являются необоснованными. Считает, что кандидатом Гаффнером И.В. был нарушен порядок выдвижения, установленный статьями 44 и 51 Избирательного кодекса Свердловской области. Просила рассмотреть дело без участия своего представителя.
В судебное заседание не явились кандидаты Антошин А.А. и Гаффнер И.В., направив своих представителей. О месте и времени судебного заседания были извещены заблаговременно (19 августа 2016 года) и надлежащим образом. В силу положений части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела. При таких обстоятельствах суд определилрассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, а также заключение прокурора Даниловой А.В., полагавшей, что требования административного искового заявления не подлежат удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено пунктом 2 статьи 45 Избирательного кодекса Свердловской области выдвижение кандидатов при выборах депутатов Законодательного Собрания Свердловской области заканчивается за 50 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени. Выдвижение кандидатов при выборах депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, назначенных на 18 сентября 2016 года, заканчивалось 29 июля 2016 года в 18 часов.
Как видно из материалов рассматриваемого дела, и не оспаривается сторонами, 12 июля 2016 года в Комиссию от Гаффнера И.В. в письменной форме поступило заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3 в порядке самовыдвижения.
Вместе с заявлением Гаффнера И.В. о согласии баллотироваться в Комиссию не были представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
- сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
- сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паёв в уставных (складочных) капиталах организаций), совершённой в течение последних трёх лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка.
Такие сведения - в количестве восьми справок (в отношении самого себя и трёх несовершеннолетних детей) Гаффнер И.В. представил в Комиссию до истечения периода выдвижения - 29 июля 2016 года в 09 часов.
При этом, об отсутствии этих документов (сведений), представление которых в Комиссию для уведомления о выдвижении кандидата предусмотрено законом, Комиссия Гаффнера И.В. никак не уведомляла.
В дальнейшем - 02 августа 2016 года Комиссия приняла от Гаффнера И.В. документы, предусмотренные для регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3, выдвинутого в порядке самовыдвижения.
10 августа 2016 года Комиссия, рассмотрев документы, представленные для выдвижения и регистрации Гаффнером Ильёй Владимировичем, кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N" 3, решилазарегистрировать Гаффнера Илью Владимировича кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3, о чём приняла решение N 12/39.
Утверждая о незаконности такого решения, административный истец указывает, что одним из оснований отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Порядок рассмотрения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регулирует Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (такие дела рассматриваются по правилам главы 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из положений части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, может обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) одним из оснований отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Аналогичные положения установлены в подпункте 3 пункта 6 статьи 53 Избирательного кодекса Свердловской области.
Как предусмотрено в статье 33 Федерального закона о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Установлена обязанность подать заявление в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
При этом, в соответствии с требованием пункта 3 1 статьи 33 названного Федерального закона при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместе с заявлением выдвинутого лица о согласии баллотироваться в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паёв в уставных (складочных) капиталах организаций), совершённой в течение последних трёх лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка.
Аналогичные положения установлены в пунктах 1 и 2-1 статьи 44 Избирательного кодекса Свердловской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона регистрация кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 2, 2 3, 3 и 3 1 статьи 33 названного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Аналогичные положения установлены в части 2 пункта 1 статьи 53 Избирательного кодекса Свердловской области.
Как предусмотрено пунктом 1 1 статьи 38 Федерального закона кандидат не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нём, а также представить соответствующие документы, об отсутствии которых он был своевременно уведомлен избирательной комиссией.
С учётом правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 01 июня 2010 года N 784-О-О, такая гарантия направлена на обеспечение всем кандидатам равных возможностей по реализации своего пассивного избирательного права, также и в тех случаях, когда имеют место недостатки в представленных документах или их отсутствие. Это предполагает наличие у кандидата права восполнить недостающие сведения и обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота - недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов.
По своей сути, деятельность по выдвижению кандидатов и предоставлению документов для выдвижения в соответствующую избирательную комиссию носит уведомительный характер; избирательные комиссии принимают от кандидатов документы в том виде, в котором они представлены.
С учётом того, что в период выдвижения кандидатов (до 18 часов 29 июля 2016 года) Гаффнером И.В. в Комиссию были представлены все необходимые документы, и каких-либо претензий Комиссия к Гаффнеру И.В. не предъявляла, а на момент рассмотрения вопроса о регистрации Комиссия располагала всеми документами, указанными и перечисленными в пунктах 2 2, 2 3, 3 и 3 1 статьи 33 Федерального закона, то и оснований отказывать в регистрации кандидату Гаффнеру И.В. на основании подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона, по мнению суда, не имелось.
Само по себе несоблюдение Гаффнером И.В. условия предоставления документов, копий документов, сведений, вместе (то есть, одновременно) с заявлением о согласии баллотироваться, как справедливо отмечено в письменных возражениях Избирательной Комиссии Свердловской области, не соответствует установленному порядку выдвижения. Однако, при таком несоответствии основание отказать в регистрации кандидату в данном случае не возникает: об отсутствии необходимых документов, в числе документов, представленных для уведомления о выдвижении, утверждать невозможно; предусмотренные документы были представлены до 18 часов 29 июля 2016 года и имелись в наличии; кроме того, о недостатках в первоначально представленных документах Комиссия не извещала Гаффнера И.В. и поводов для утверждения о существенном нарушении норм избирательного законодательства, влекущих признание незаконным оспариваемого решения Комиссии, суд не усматривает.
Также не могут быть приняты во внимание и отклоняются как несостоятельные доводы административного истца о неправомерности открытия избирательного счёта Гаффнером И.В., потому что кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией (пункт 1 статьи 58 Федерального закона и аналогичное требование части 1 пункта 1 статьи 73 Избирательного кодекса Свердловской области). Следовательно, и взаимосвязанное суждение административного истца о недействительности подписей, представленных Гаффнером И.В. в поддержку самовыдвижения, не соответствует действительности и не основано на положениях избирательного законодательства.
Не усматривая возможности для признания оспариваемого решения Комиссии незаконным, суд также учитывает, что вопреки утверждениям административного истца о нарушении его прав оспариваемым решением никакие права кандидата Антошина А.А. в данном случае не были нарушены. Установленное в статье 39 Федерального закона равенство кандидатов, также как и гарантированный законом равный объём прав и обязанностей кандидатов, оспариваемое решение Комиссии не нарушает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 243, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление кандидата в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3 Антошина А.А. о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии по выборам депутата Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3 от 10 августа 2016 года N 12/39 "О регистрации Гаффнера И.В. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3" оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.
Мотивированное решение изготовлено 24 августа 2016 года.
Судья
М.В. Старков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.