Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Литвиновой М.В., Поляниной О.А.,
рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства материал по административному исковому заявлению Виненко Г.В. к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация) об оспаривании постановления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по частной жалобе Виненко Г.В. на определение Волжского районного суда города Саратова от 08 августа 2016 года, которым отказано в принятии административного искового заявления.
Исследовав материалы дела и доказательства в письменной форме, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия
установила:
Виненко Г.В. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным постановление администрации от 12 июля 2016 года N "Об отказе Виненко Г.В. в утверждении схемы расположения земельного участка.
В обоснование требований Виненко Г.В. указала, что ей на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", дом N, которому распоряжением администрации Фрунзенского района города Саратова от 09 апреля 2008 года присвоен новый почтовый адрес с указанием номера жилого дома - N/1. Арендаторами земельного участка общей площадью 507 кв.м по адресу: "адрес", являются Виненко Г.В., ФИО1 и ФИО2 Решением суда определен порядок пользования указанным земельным участком, согласно которому в пользовании Виненко Г.В. выделен земельный участок площадью 102 кв.м.
В июне 2016 года административный истец обратилась в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 102 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", дом N/1. Однако постановлением администрации в утверждении схемы испрашиваемого земельного участка Виненко Г.В. было отказано на том основании, что образуемый в результате раздела земельный участок располагается в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, в связи с чем на утверждение в муниципальный орган власти необходимо предоставлять проект межевания территории. С данным постановлением Виненко Г.В. не согласилась, полагала его незаконным, поскольку она в силу закона не обязана исполнять требование администрации о необходимости предоставления на утверждение проекта межевания территории.
Определением Волжского районного суда города Саратова от 08 августа
2016 года отказано в принятии административного искового заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, как не подлежащего рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства, поскольку оно рассматривается и разрешается в ином судебном порядке - в порядке искового производства в рамках ГПК РФ.
В частной жалобе Виненко Г.В. просит определение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что в данном случае отсутствует какой-либо спор о правах на земельный участок, его границах или о его месте расположения.
Частная жалоба рассмотрена судебной коллегией по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства (часть 2 статьи 315 КАС РФ).
Проверив законность и обоснованность обжалуемого определения в соответствии со статьей 308 КАС РФ в полном объеме, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1).
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Однако из этого не следует возможность выбора заинтересованным лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которой к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции Российской Федерации, федеральных законов.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона
от 07 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В соответствии с частью 1 статьи 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Частью 4 статьи 1 КАС РФ установлено, что не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.
В частности, не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке (часть 6 статьи 218 КАС РФ).Статьей 22 ГПК РФ предусмотрена подведомственность гражданских дел. Так, в соответствии с пунктом 1 части 1 названной статьи, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.В силу пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.Разрешая вопрос о принятии к производству административного искового заявления Виненко Г.В., суд первой инстанции правильно исходил из того, что споры об осуществлении гражданских прав и обязанностей, возникающих из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 ГК РФ), соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.Как следует из оспариваемого постановления администрации N от
12 июля 2016 года, Виненко Г.В. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", дом N/1, в связи с тем, что образуемый земельный участок располагается в границах элемента планировочной структуры, ограниченного улицами "адрес", застроенного многоквартирными домами, что свидетельствует о наличии спора о праве, так как затрагивает права Виненко Г.В. на предоставление земельного участка в собственность. К законам, рассматривающим акты органов государственной власти,
органов местного самоуправления и действия должностных лиц этих органов в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, относится,
в частности, Земельный кодекс Российской Федерации (далее ЗК РФ). В пункте 2 статьи 9, пункте 2 статьи 10 и пункте 2 статьи 11 ЗК РФ предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований. Одновременно в пункте 1 статьи 25 ЗК РФ закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно указанной выше норме Гражданского кодекса Российской Федерации, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица. Акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, изданный этим органом в ходе реализации полномочий, установленных в пункте 2 статьи 9, пункте 2 статьи 10 и пункте 2
статьи 11 ЗК РФ, является основанием, в частности, для регистрации права собственности на земельный участок, которая подтверждает соответствующее гражданское право, основанное на данном акте. Право на земельный участок на основании акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица приобретается и регистрируется гражданами и юридическими лицами своей волей и в своем интересе (пункт 2 статьи 1 ГК РФ). При этом обращение заинтересованного в предоставлении земельного участка лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка, является одним из этапов, предшествующих предоставлению земельного участка заинтересованному лицу в собственность путем его продажи или в аренду. Защита гражданских прав, основанных на акте (действии) органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, а также защита гражданских прав, нарушенных актом, действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица должна осуществляться, соответственно, способами и в сроки, которые установлены гражданским законодательством, и в процедуре, установленной процессуальным законом для разрешения споров о гражданских правах и обязанностях.Учитывая изложенное, районный суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные Виненко Г.В. требования вытекают из гражданско-правовых отношений, влекущих спор о праве собственности на земельный участок, в связи с чем они не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, поскольку подлежат рассмотрению и разрешению в ином порядке - в порядке гражданского судопроизводства.При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе Виненко Г.В. в принятии административного искового заявления к производству суда.Доводы частной жалобы сводятся к неправильному толкованию ее автором норм действующего материального и процессуального законодательства, что не может служить основанием к отмене определения суда первой инстанции.Руководствуясь статьей 316 КАС РФ, судебная коллегия,определила:
определение Волжского районного суда города Саратова от 08 августа
2016 года оставить без изменения, частную жалобу Виненко Г.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.