Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего судьи Смоленцева М.В.,
судей Корепановой С.В., Панас Л.Ю.,
при секретаре Бугаевой Н.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Тороховой П.Н. - Удоратина А.В. на решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 18 апреля 2016 г., которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Тороховой П.Н. к администрации муниципального образования "Ленский муниципальный район" об обязании провести обследование жилого помещения и выдать акт обследования квартиры "адрес", о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, к государственному казенному учреждению Архангельской области "Отдел социальной защиты по Ленскому району" о предоставлении благоустроенного жилого помещения на состав семьи 2 человека в пределах МО "Сафроновское" в п. Очея Ленского района Архангельской области, к администрации муниципального образования "Сафроновское" о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, взыскании с ответчиков судебных расходов - отказать."
Заслушав доклад судьи Корепановой С.В., судебная коллегия
установила:
Торохова П.Н. обратилась в суд с иском к ГКУ Архангельской области "Отдел социальной защиты по Ленскому району" о предоставлении благоустроенного жилого помещения, к администрации МО "Сафроновское" об обязании провести обследование жилого помещения, выдать акт обследования квартиры и предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Мотивировала требования тем, что является ветераном войны по категории "бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны". В её собственности с ДД.ММ.ГГГГ. имеется жилое помещение - трехкомнатная квартира, общей площадью ** кв.м., неблагоустроенная, построена в 1971 г., процент износа на указанную дату составлял 35%. В указанном жилом помещении зарегистрирован её сын ФИО. В январе 2015 г. ГКУ Архангельской области "Отдел социальной защиты по Ленскому району" уведомило её о переводе из списка пользующихся первоочередным правом улучшения жилищных условий в список пользующихся общеочередным правом улучшения жилищных условий. Летом 2015 г. комиссией проведено обследование квартиры, однако акт обследования ей не вручили. Полагает, что незаконно была переведена в общую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считает незаконным бездействие администрации МО "Сафроновское" по предоставлению ей во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, оформлению акта обследования квартиры.
Определением суда от 01 марта 2016 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО "Ленский муниципальный район", в качестве третьего лица - межведомственная комиссия администрации МО "Ленский муниципальный район".
В ходе рассмотрения дела по существу истец уточнила заявленные требования. Просила суд обязать администрацию МО "Ленский муниципальный район" провести обследование жилого помещения и выдать акт обследования квартиры "адрес", возложить обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение, обязать ГКУ Архангельской области "Отдел социальной защиты по Ленскому району" предоставить благоустроенное жилое помещение на состав семьи 2 человека в пределах МО "Сафроновское" в п.Очея Ленского района, возложить на администрацию МО "Сафроновское" обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, взыскать с ответчиков судебные расходы.
Истец в судебное суд не явилась. Ее представитель Удоратин А.В. в суде заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика - администрации МО "Сафроновское" Чукичева И.Е. в суде с иском не согласилась.
Представитель ответчика - администрации МО "Ленский муниципальный район" Кокшаров А.В. в суде с исковыми требованиями также не согласился, указав, что истец по вопросу обследования принадлежащего ей жилого помещения не обращалась. Решение вопроса о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Полагает, что предоставление жилого помещения гражданам в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и Указом Президента РФ от 07 мая 2008г. N 714 не входит в компетенцию органов местного самоуправления.
Представитель ответчика ГКУ АО "Отдел социальной защиты по Ленскому району" Семашко Т.Б. в суде с иском не согласилась, указав, что Федеральный закон "О ветеранах" и Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденный Постановлением Администрации Архангельской области от 02 апреля 2007 г. N 58-па, не предусматривают обеспечение жильем несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
Представитель третьего лица - межведомственной комиссии администрации МО "Ленский муниципальный район" в суд не явился.
Суд принял указанное выше решение, с которым не согласился представитель Тороховой П.Н. - Удоратин А.В., просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении и суде первой инстанции. Считает ошибочным вывод суда о том, что положение Указа Президента РФ от 07 мая 2008 г. N 714 не распространяется на истца, поскольку в нем нет конкретного упоминания о такой категории, как "бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительных содержаний, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны". Законодатель, приравняв понятие "узник" к статусу "ветеран ВОВ", автоматически распространил на категорию "узник" весь спектр действующих социальных гарантий и льгот, в том числе, которые предусматривались не только Федеральным законом "О ветеранах", но и подзаконными нормативно-правовыми актами, к которым относится и вышеуказанный Указ Президента РФ. Межведомственная жилищная комиссия МО "Ленский муниципальный район" была создана уже в ходе судебного разбирательства в феврале 2016 г., соответственно, требования были заявлены к органу местного самоуправления - администрации МО "Ленский муниципальный район". Не соглашается с определением суда первой инстанции от 18 апреля 2016 г., которым отказано в принятии требований к межведомственной жилищной комиссии МО "Ленский муниципальный район", поскольку обязанность определить права и обязанности стороны по делу и надлежащего ответчика лежит на суде первой инстанции в ходе предварительного судебного разбирательства.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации МО "Ленский муниципальный район" Кудинов Е.Ю. просит оставить ее без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, с учетом изложенных в апелляционной жалобе доводов (ст. 327.1 ГПК РФ), возражений на них, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, следует из материалов дела, что Торохова П.Н. имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Великой Отечественной войны, в связи с чем ей выдано соответствующее удостоверение.
Торохова П.Н. на основании договора на передачу квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ является собственником трехкомнатной квартиры, общей площадью ** кв.м., расположенной по адресу: "адрес".
Распоряжением Главы МО "Сафроновское" от ДД.ММ.ГГГГ N Торохова П.Н. как бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в первоочередном порядке составом семьи 1 человек.
Письмом администрации МО "Сафроновское" от ДД.ММ.ГГГГ N Тороховой П.Н. сообщено о том, что администрация МО "Сафроновское" перевела Торохову П.Н. из списка, пользующейся первоочередным правом на улучшение жилищных условий в общий список.
Согласно информации администрации МО "Сафроновское", Торохова П.Н. состоит в очереди в качестве нуждающейся в жилых помещениях в общем порядке под номером N, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ.
Отказывая истцу в иске к ГКУ Архангельской области "Отдел социальной защиты по Ленскому району" о предоставлении благоустроенного жилого помещения, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что правовые основания обеспечения Тороховой П.Н. жильем во внеочередном порядке в рамках реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 г. N 714 отсутствуют, поскольку на несовершеннолетних узников фашистских концлагерей действие названного правового акта не распространяется.
Суд учел, что названным Указом Президента РФ уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также иных перечисленных в этом Указе лиц.
Поскольку бывшие несовершеннолетние узники фашизма в данном Указе не названы, реализация их права на получение жилого помещения не может осуществляться в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденный Постановлением Администрации Архангельской области от 02 апреля 2007 г. N 58-па, также не содержит положений о внеочередном предоставлении мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем.
При такой ситуации вывод суда о том, что право Тороховой П.Н. на получение установленных законом мер социальной поддержки по обеспечению жильем подлежит реализации в порядке очередности, является правильным.
Судебная коллегия также находит верным выводы суда об отказе истцу в иске к администрации муниципального образования "Ленский муниципальный район" о понуждении провести обследование жилого помещения и выдать акт обследования квартиры, о предоставлении благоустроенного жилого помещения и к администрации муниципального образования "Сафроновское" о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с п. 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям производится на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции (п. 42).
Как установилсуд, Торохова П.Н. не обращалась в администрацию МО "Сафроновское", в администрацию МО "Ленский муниципальный район", а также в межведомственную комиссию администрации МО "Ленский муниципальный район" по вопросу проведения обследования принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения. Отказа компетентного органа в проведении обследования жилого помещения и принятия по его результатам одного из решений об оценке его соответствия (или несоответствия) установленным требованиям, что позволяло бы суду признать действия данного органа незаконными и обязать его провести обследование жилого помещения истца, материалы дела не содержат.
Межведомственной комиссией решения о признании жилого помещения истца непригодным для проживания не принималось.
Поскольку жилое помещение истца в установленном законом порядке не признано непригодным для проживания, то основания, с которыми закон связывает предоставление гражданам жилых помещений во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) отсутствуют. В связи с чем суд, исходя из оснований заявленных требований, правомерно отказал истцу в их удовлетворении.
Довод апелляционной жалобы о создании межведомственной комиссии на основании Постановления администрации МО "Ленский муниципальный район" от 19 февраля 2016 г. N, то есть в период рассмотрения судом настоящего дела, при изложенном выше, выводы суда не изменяет.
Суд первой инстанции верно, в пределах заявленных требований, определилправоотношения сторон, обстоятельства, имеющие значение для дела, установилправильно. Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ, оснований для его отмены по всем приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 18 апреля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Тороховой П.Н. - Удоратина А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Смоленцев
Судьи С.В. Корепанова
Л.Ю. Панас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.