Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Полтевой В.А.,
судей Морозовой Л.В., Инякина Н.А.,
при секретаре Бобылевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 26 апреля 2016 года по гражданскому делу по иску Кавериной Е.И. к администрации города Оренбурга об обеспечении по месту жительства жилой площадью.
Заслушав доклад судьи Полтевой В.А., судебная коллегия
установила:
Каверина Е.И., (дата) года рождения, обратилась в суд с иском к администрации города Оренбурга об обеспечении ее по месту жительства жилой площадью, указав, что является лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в силу того, что ее мать К.А.В ... и ее отец К.И.В. решением Октябрьского районного суда (адрес) от (дата) были лишены родительских прав в отношении дочери.
Несмотря на то, что истец достигла 18-летнего возраста, в нарушение закона жилым помещением не обеспечена. Просила обязать администрацию г. Оренбурга предоставить ей за счет расходных обязательств Оренбургской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в пределах территории муниципального образования город Оренбург не ниже установленных норм предоставления жилой площади.
Определением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 25 марта 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, были привлечены Правительство Оренбургской области, Министерство социального развития Оренбургской области, в порядке ст. 43 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В судебное заседание истец Каверина Е.И. не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом.
Представитель истца Пчелинцев А.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал и просил удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г. Оренбурга Горшенина О.А., действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска возражала.
Представители третьих лиц Министерства социального развития Оренбургской области, Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения были извещены надлежащим образом.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 26 апреля 2016 года исковые требования Кавериной Е.И. к администрации города Оренбурга об обеспечении по месту жительства жилой площадью удовлетворены.
Суд обязал администрацию города Оренбурга предоставить Кавериной Е.И., (дата) года рождения, за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в пределах территории муниципального образования "город Оренбург" общей площадью на одного человека не ниже установленных норм предоставления жилой площади.
В апелляционной жалобе администрация г. Оренбурга просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом не учтено, что обеспечение жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения должно осуществляться в порядке очередности; жилого помещения, которое могло быть предоставлено лицам указанной категории незамедлительно, не имеется; на отсутствие материально-финансовой обеспеченности.
В суд апелляционной инстанции Каверина Е.И., представители администрации г. Оренбурга, Министерства социального развития Оренбургской области, Правительства Оренбургской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили. На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 3 той же статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8).
В силу положений абз. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-ОЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Оренбургской области по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в соответствующем населенном пункте.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются вышеперечисленным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абз. 2 ч. 1 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-ОЗ).
По заявлению в письменной форме указанных лиц достигших возраста 18 лет, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз.3 ч. 1 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-ОЗ).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 5 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-ОЗ).
Включение в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке очередности по соответствующему муниципальному образованию (городской округ, муниципальный район) в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере образования решения о включении в Список (ч. 6 ст. 2 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-ОЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Каверина Е.И. включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство подтверждается протоколом заседания комиссии Министерства образования Оренбургской области N (дата) года.
В соответствии с уведомлением Управления жилищной политики администрации г. Оренбурга от (дата) Каверина Е.И. включена в вышеуказанный список под номером N.
Окончание Кавериной Е.И. в 2016 году ГАПОУ "Оренбургский автотранспортный колледж" г. Оренбурга по профессии "Повар, кондитер", подтверждено дипломом о среднем профессиональном образовании, выданным (дата).
Из материалов дела следует, что жилая площадь за Кавериной Е.И. не закреплена.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Оренбургской области N от (дата) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Кавериной Е.И. на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты недвижимого имущества.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных выше норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, принимая во внимание, что Каверина Е.И. до настоящего времени не обеспечена жильем, соответствующим социальным и санитарно-техническим нормам, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что истцу должно быть предоставлено жилое помещение исходя из нормы предоставления общей площади на одного человека, и обязанность по предоставлению указанного жилого помещения следует возложить на администрацию г. Оренбурга за счет средств бюджета Оренбургской области.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку эти выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы администрации г. Оренбурга о том, что не предусмотрен внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть признаны состоятельными.
В соответствии с приведенными положениями законодательства указанной категории лиц жилые помещения предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, соответственно, после достижения Кавериной Е.И. восемнадцатилетнего возраста у органа местного самоуправления возникла обязанность по обеспечению ее специализированным жилым помещением, которая на момент обращения в суд с иском ответчиком не исполнена. Кроме того, действующим законодательством очередность предоставления указанной категории лиц жилых помещений по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, исходя из времени включения в список, не предусмотрена.
Довод апелляционной жалобы администрации г. Оренбурга о недостаточности финансирования на реализацию полномочий по обеспечению жильем вышеуказанной категории граждан, не является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения.
Приведенные ответчиком обстоятельства не свидетельствуют о том, что предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть отложено на неопределенный срок, поскольку в силу вышеприведенных положений закона указанным лицам жилые помещения предоставляются по достижении ими восемнадцатилетнего возраста, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей - оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения начального (профессионального) образования.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо принятого судом решения, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 26 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Оренбурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.