Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Ткаченко Л.И.
судей Мельник Н.И., Поддубной О.А.
при секретаре Бубашвили И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лозан Л.М. к ТСЖ N65 об обязании произвести перерасчет по оплате за жилищно-коммуналные услуги, предоставить документы ТСЖ N65, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов по апелляционной жалобе Лозан Л.М. на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 14 июня 2016 года. Заслушав доклад судьи Мельник Н.И., судебная коллегия
установила:
Лозан Л.М. обратилась в суд с иском к ТСЖ N65 об обязании произвести перерасчет по оплате за жилищно-коммуналные услуги, предоставить документы ТСЖ N65, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указала, что она является собственницей АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
С 2013 г. по настоящее время в вышеуказанной квартире никто не проживает. В периоды, когда она и ее члены семьи отсутствуют в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, заблаговременно ставила об этом в известность председателя ТСЖ-65 в письменной форме и просила не осуществлять начисление денежных средств по определенным позициям. На протяжении длительного времени она неоднократно обращалась к председателю ТСЖ N 65 ФИО5 с письменными заявлениями о производстве перерасчета за периоды отсутствия проживания ей и членов ее семьи АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Однако ФИО5 не отреагировала ни на одно из них, и производила начисление по всем коммунальным услугам и позициям в полном объеме. Также ответчица категорически отказывается предоставить истице ряд документов.
На основании изложенного истица с учетом уточнений исковых требований просила суд обязать ТСЖ N 65 произвести перерасчет по оплате за: нагрев воды (с 2012 г.), электрическую энергию (с 2012 г.), согласно приборам учета на момент вынесения решения суда по настоящему гражданскому делу, водоснабжение с 2012 г., согласно приборам учета (на момент вынесения решения суда по настоящему гражданскому делу), за телевизионную антенну (с августа месяца 2013 г.), за пользование лифтом (с января 2016 г.), в отношении АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Обязать ТСЖ N 65 предоставить: банковские реквизиты ТСЖ N 65 для оплаты коммунальных услуг заверенные печатью ТСЖ, устав ТСЖ N 65, свидетельство о регистрации ТСЖ N 65, список доверенных лиц правления и представителей ТСЖ N 65 (членов ревизионной комиссии, работников ТСЖ N 65), аудиторские заключения бухгалтерской отчетности за 2012, 2013, 2014 2015 гг., отчеты о проделанных ремонтных работах с 2012-2015 г.г, включая смету расходов и всю сопроводительную документацию. Обязать ТСЖ N 65 разъяснить начисление оплаты за теплообмен, счетчики и нагрев воды. Взыскать с ТСЖ N 65 компенсацию морального вреда в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, судебные расходы.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 14 июня 2016 года в удовлетворении исковых требований Лозан Л.М. к ТСЖ N65 об обязании произвести перерасчет по оплате за жилищно-коммунальные услуги, обязании предоставить документы ТСЖ N65, взыскании морального вреда, судебных расходов - отказано.
В своей апелляционной жалобе Лозан Л.М. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении ее исковых требований.
Апеллянт указывает на то, что суд необоснованно не принял во внимание представленные ею доказательства, подтверждающие факт отсутствия ее и членов ее семьи в определенные периоды времени, а также письменные заявления, направленные истцом в адрес председателя ТСЖ с просьбой произвести соответствующий перерасчет.
Указывает, что корреспонденция в адрес ТСЖ была направлена по верному адресу, указанному, в том числе, на сайте ТСЖ в сети Интернет.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца - Зубец Г.А., представителей ответчика - председателя ТСЖ N65 Скогореву Н.В., Кучеренко Ю.В., судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями п.11 ст.155, ч.1,3 ст.143.1, ч.10 ст.161 ЖК РФ, п.86, 91,92 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, п.3,5 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства от 23 сентября 2010 года N 731, и исходил из того, что истицей не было представлено доказательств того, что она обращалась с заявлением с приложенными документами, подтверждающими ее длительное отсутствие, о перерасчете размера коммунальных платежей до подачи истцом указанного иска в суд. Также истцом не представлены доказательства того, что она была лишена возможности ознакомиться с запрашиваемой информацией, с учетом того, что она размещена в открытом доступе в сети Интернет. Истец с заявлением о предоставлении документов к ТСЖ N65 не обращался. Кроме того, ч.3 ст. 143.1 ЖК РФ предоставляет право членам ТСЖ знакомиться с документами ТСЖ, и не обязывает ТСЖ предоставлять по требованию копии этих документов.
На основании положений ст.151 ГК РФ суд отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда, поскольку истцом не доказан факт причинения ему морального вреда (физических или нравственных страданий) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Судом установлено, что истец является собственницей АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Управление многоквартирным домом по указанному адресу осуществляет ТСЖ-65. Являясь потребителем предоставляемых ответчиком услуг, истец в период с 01.08.2013 года по 28.02.2015 года оплату за жилищно-коммунальные услуги не производила, в связи с чем за ней образовалась задолженность в размере 97975,34 рублей, которая взыскана решением Таганрогского городского суда от 09.04.2015г. (дело N2-3008\2015) в пользу ТСЖ -65. Решение суда вступило в законную силу. Возражая против представленного ТСЖ-65 расчета в апелляционной жалобе (по делу N2-3008\2015) Лозан Л.М. ссылалась на то, что она и члены семьи длительное время в квартире не проживают, о чем она своевременно ставила в известность председателя ТСЖ-65. Между тем в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 20 января 2016г. было указано на то, что к жалобе не приложены доказательства того, что она обращалась в суд с заявлением о перерасчете размера коммунальных платежей до подачи иска в установленном Правилами N354 порядке. В связи с чем Лозан Л.М. вновь обратилась в суд в апреле 2016г. с настоящими требованиями. В уточненных исковых требованиях она просила обязать ТСЖ N65 произвести перерасчет по оплате за: нагрев воды (с 2012 г.), электрическую энергию (с 2012 г.), согласно приборам учета на момент вынесения решения суда по настоящему гражданскому делу, водоснабжение с 2012 г., согласно приборам учета (на момент вынесения решения суда по настоящему гражданскому делу), за телевизионную антенну (с августа месяца 2013 г.), за пользование лифтом (с января 2016 г.) Ранее она уже обращалась в суд с иском об обязании произвести перерасчет по оплате за жилищно-коммунальные услуги: водоснабжение; нагрев воды, электрическую энергию: мусор ТБО; лифт за исключением периода ее не проживания в принадлежащей ей квартире с 2010г. по 2013г., а также членов ее семьи - дочери и сына в 2013. (л.д.42-45). Ей в этой части иска было отказано решением Таганрогского городского суда от 8 июля 2014г. по тем основаниям, что она не представила доказательств тому, что в спорный период плата начислялась по количеству лиц, проживающих в квартире и отсутствия перерасчета.
В настоящем деле ею заявлен иск уже по новым основаниям с представлением документов, которые были приложены к заявлениям, адресованным в ТСЖ N65 для перерасчета в виду отсутствия ее и членов ее семьи. Увеличен период, за который истец просит произвести перерасчет за жилищно-коммунальные услуги. Между тем, требуя произвести перерасчет по оплате за: нагрев воды (с 2012 г.), электрическую энергию (с 2012 г.), согласно приборам учета на момент вынесения решения суда по настоящему гражданскому делу, водоснабжение с 2012 г., согласно приборам учета (на момент вынесения решения суда по настоящему гражданскому делу), истец не представляет доказательств, подтверждающих показания счетчиков в ее квартире и то, что эти счетчики прошли соответствующую поверку. Из представленных ответчиком сведений, отраженных в журнале, следует, последний раз показания были предоставлены на октябрь 2013г. Какие показания приборов учета на день вынесения решения суда, сведений не представлено. В деле имеются многочисленные акты, составленные комиссионно в 2014, в 2015г. о том, что собственником квартиры доступ в квартиру не был предоставлен. В отдельные дни, когда осуществлялся выход комиссии, дверь квартиры никто не открывал (л.д.59-63). Указанные в актах сведения ничем не опровергнуты, сам контррасчет задолженности истцом также не представлен.
В силу части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании пунктов 86, 92 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "е" и "д" пункта 4 настоящих Правил.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя. При этом потребитель обязан предоставить сведения о показаниях приборов учета и поверке этих приборов учета.
Между тем, каких-либо доказательств обращения к ответчику в установленном порядке с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги с представлением таких сведений истец не представила.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска в этой части суд обоснованно не нашел. Принимая во внимание, что на истце как собственнике жилых помещений в многоквартирном доме, лежит предусмотренная п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество, в состав которого согласно подп. 4 п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации входит и плата за обслуживание телевизионной антенны (с августа месяца 2013 г.), за пользование лифтом, то временное отсутствие собственника не освобождает его от несения этих расходов.
В соответствии с п. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.
Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
По п. 10.1 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчет в системе (п.11 ст. 162 ).
Согласно п. 5.1 и п. 6 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731 (далее Стандарт) товариществами и кооперативами информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива:
сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность;
б) размещения информации на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме (далее - информационные стенды);
в) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном виде, а при наличии технической возможности - также в электронном виде.
Информация размещается кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном товариществом из числа сайтов, указанных в подпункте "А" пункта 5 и подпункте "А" пункта 5.1 настоящего постановления.
При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.
Раскрытие информации путем ее опубликования в сети Интернет и взаимодействие уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных органов местного самоуправления с управляющими организациями, товариществами и кооперативами при раскрытии информации путем ее опубликования в сети Интернет осуществляется в соответствии с регламентом, утверждаемым Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны сообщить по запросу потребителей - граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме, адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация.
Обязанность направления по письменному запросу копий документов собственнику жилого помещения, в частности устава ТСЖ N 65, свидетельства о регистрации ТСЖ N 65, списка доверенных лиц правления и представителей ТСЖ N 65 (членов ревизионной комиссии, работников ТСЖ N 65), аудиторского заключения бухгалтерской отчетности за 2012, 2013, 2014 2015 гг., отчетов о проделанных ремонтных работах с 2012-2015 г.г, включая смету расходов и всю сопроводительную документацию., действующими нормами, не предусмотрено. При таких обстоятельствах и в этой части иска отказано обоснованно. Доводы жалобы о том, что действующим законодательством предусмотрен порядок перерасчета за отдельные виды коммунальных услуг в отношении граждан, временно отсутствующих в жилом помещении, являются обоснованными, но для удовлетворения этих требований, как заявлено в исковом заявлении по показаниям приборов учета на день вынесения судом решения, необходимо представить показания этих приборов учета, что истцом сделано не было. Доводы жалобы о том, что истцу не предоставлен адрес сайта, и что на сайте отсутствует необходимая информация, не могут быть приняты во внимание, поскольку таких требований в исковом заявлении не содержалось. Ранее действующее законодательство также не содержало обязанности ТСЖ представлять собственникам помещений копий этих документов по их письменным запросам.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 14 июня 2016г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Лозан Л.М. - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 августа 2016г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.