Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Бабойдо И.А.,
судей Кинчаровой О.Е. и Пулькиной Н.А.,
при секретаре Шумеевой Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 6 мая 2016 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 20 июня 2016 года, по которому постановлено:
Иск прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Алексеенковой О*** Ю*** удовлетворить.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии N *** от 26.11.2015 г. о признании многоквартирного дома N *** по *** в *** районе города Ульяновска подлежащим капитальному ремонту.
Возложить на межведомственную комиссию, назначенную Главой города Ульяновска N 5972 от 29.12.2006, обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу провести оценку соответствия жилого дома N *** по *** в *** районе города Ульяновска требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47.
Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е., пояснения представителей администрации города Ульяновска Белякова В.В., Цыпловой М.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Сальникова А.А., представителя Алексеенковой О.Ю. - Бирюковой Г.Г., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действующий в интересах Алексеенковой О.Ю., обратился в суд с иском к администрации г.Ульяновска, в котором просил признать незаконным заключение межведомственной комиссии от 26 ноября 2015 года N 63 о признании жилого дома N *** по *** в г.Ульяновске подлежащим капитальному ремонту, обязать ответчика рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о возможности признания жилого дома N *** по *** в г. Ульяновске аварийным и подлежащим сносу.
В обоснование требований указал, что проведенной прокуратурой проверкой соблюдения администрацией города Ульяновска требований жилищного законодательства при признании жилого дома N *** по *** в г. Ульяновске аварийным и подлежащим сносу в деятельности администрации города Ульяновска выявлены нарушения. Проведенной по инициативе собственников жилых помещений в указанном доме экспертизой установлено, что спорный многоквартирный жилой дом является ветхим и непригодным для постоянного проживания, степень физического износа дома составляет более 70% (акт экспертного заключения ФБУ УЛСЭ Минюста России от 19 декабря 2014 года N 2014/03-6).
Однако, заключением межведомственной комиссии от 26 ноября 2015 года N63 спорный жилой дом, в отсутствие подтверждающих документов и без проведения дополнительного обследования, признан подлежащим капитальному ремонту. Кроме того, вопреки требованиям приложения N 1 к Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, данное заключение мотивированного обоснования принятого комиссией решения не содержит.
Ра ссмотрев заявленные требования по существу, суд постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Ульяновска просит отменить принятое по делу решение. В обоснование жалобы указывает на то, что оспариваемое решение межведомственной комиссии вынесено в соответствии с нормами Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Межведомственной комиссией выполнены все требования, предусмотренные указанным нормативным правовым актом. В соответствии с п. 7 данного Положения решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции законодатель относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии и федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления. Оснований не доверять решению межведомственной комиссии у суда не имелось.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы администрации города Ульяновска, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в соответствии с п. 7 которого уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
В соответствии п. 42 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном п. 47 Положения.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43 Положения).
Пунктом 44 Положения установлена процедура проведения оценки соответствия помещения, которая, в числе прочих, предусматривает: определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Материалами дела установлено, что постановлением Главы города Ульяновска от 29 декабря 2006 года N 5972 создана межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу муниципального жилищного фонда.
Решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 октября 2015 года, вступившим в законную силу, был удовлетворен иск прокурора Ленинского района, признано незаконным заключение межведомственной комиссии N *** от 28 мая 2015 года о признании многоквартирного дома N *** по *** в *** районе города Ульяновска подлежащим капитальному ремонту, на межведомственную комиссию возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу провести оценку соответствия жилого дома N *** по *** в *** районе города Ульяновска требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47.
Межведомственной комиссией по результатам рассмотрения заключения о признании жилого помещения непригодным для проживания, утвержденного начальником Управления регионального Государственного жилищного надзора, и иных представленных документов 26 ноября 2015 года дано заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома N *** по *** в *** районе города Ульяновска подлежащим капитальному ремонту.
Суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии данного заключения Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом районного суда, поскольку он основан на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым дана в решении верная оценка, и соответствует положениям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В нарушение п. 43 Положения заключение дано межведомственной комиссией без надлежащей оценки степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов и прочих факторов.
Заключение межведомственной комиссии N 63 от 26 ноября 2015 года является немотивированным, оно не содержит выводов и обоснований, послуживших к принятию решения о возможности капитального ремонта жилого дома N *** по *** в г. Ульяновске.
Суд первой инстанции, признавая оспариваемое заключение незаконным, обоснованно сослался на акт экспертного исследования N *** от 19 декабря 2014 года, выполненного экспертом ФБУ Ульяновской лаборатории судебной экспертизы, из которого следует вывод о нецелесообразности и невыгодности с экономической точки зрения восстановления жилого дома N *** по *** с учетом степени его износа (71%) и стоимости восстановительного ремонта.
Следует указать, что районный суд , принимая приведенное выше решение от 27 октября 2015 года об удовлетворении иска прокурора района, основывался, в том числе, на указанном акте экспертного исследования.
Несмотря на это обстоятельство, межведомственной комиссией при проведении во исполнение данного решения суда оценки соответствия жилого дома N *** по *** в городе Ульяновске требованиям, установленным Положением, было дано заключение о признании жилого дома подлежащим капитальному ремонту без привлечения специалистов для проведения дополнительных исследований технического состояния жилого дома, что свидетельствует о необоснованности указанного заключения.
Кроме того, многоквартирный жилой дом N *** по *** в г.Ульяновске включен в Перечень многоквартирных домов, снос, реконструкция которых планируется на территории муниципального образования "город Ульяновск", являющийся приложением к муниципальной адресной программе "О перечне многоквартирных домов, снос, реконструкция которых планируется на территории муниципального образования "город Ульяновск", утвержденной решением Ульяновской Городской Думы от 25 марта 2015 года N 21.
В силу установленных по делу обстоятельств, приведенных норм права, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое истцом заключение межведомственной комиссии незаконным, обязав межведомственную комиссию, провести оценку соответствия жилого дома N *** по *** в *** районе города Ульяновска требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Решение суда принято на основании объективной оценки представленных в дело доказательств, верном применении норм материального и процессуального права и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 6 мая 2016 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 20 июня 2016 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.