Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего судьи Дубинина А.И.
судей Фомина М.В. и Шишовой В.Ю.
при секретаре Дроваль Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 сентября 2016 года
дело по апелляционной жалобе Клюшиной Г.И.
на решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 01 июля 2016 года
по делу по иску Клюшиной Г.И. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов трудовой деятельности в трудовой стаж и назначении досрочной страховой пенсии
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
УСТАНОВИЛА:
Клюшина Г.И. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ по Красногвардейскому району о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов трудовой деятельности в трудовой стаж и назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование требований указала, что решением ГУ - УПФ РФ по Красногвардейскому району N 4 от 03.02.2016 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости со ссылкой на отсутствие у нее требуемого 25-летнего стажа в сельской местности.
По подсчетам пенсионного фонда, стаж ее работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляет 4 года 10 месяцев 13 дней.
При подсчете стажа органом пенсионного обеспечения не включены в стаж лечебной деятельности следующие периоды её работы: с 13.04.1995 по 03.03.1997 (01 г. 10 м. 21 д.) в должности медицинской сестры в Государственном казенном общеобразовательном учреждении Средней общеобразовательной школе N " ... "" " ... " (далее по тексту - ГКОУ СОШ N " ... "); с 19.11.1997 по 31.08.1999 (01 г. 09 м. 13 д.) в должности лаборанта " ... " спецшкола интернат; с 01.09.1999 по 31.07.2010 (10 л. 11 м.) - в должности медицинской сестры - массажистки в период работы в Государственном казенном образовательном учреждении "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N " ... "" с" ... " (далее по тексту - ГКС КОУ ОВОЗ "С(к)О школа-интернат N " ... ""; с 01.08.2010 по 29.01.2016 (05 л. 06 м. 29 д.) в должности медицинской сестры диетической в ГКС КОУ ОВОЗ "С(к)0 школа-интернат N " ... "".
Полагает такой отказ незаконным, поскольку в спорные периоды времени она занималась лечебной деятельностью и деятельностью по охране здоровья населения, что является одним из необходимых условий для досрочного назначения пенсии.
Просила признать незаконным протокол - решение ГУ-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края N 4 от 03.02.2016 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии; зачесть в специальный стаж периоды работы: 13.04.1995 по 03.03.1997 (01г.10м.21д.) в должности медицинской сестры в Государственном казенном общеобразовательном учреждении "Средней общеобразовательной школе N " ... "" " ... "; с 19.11.1997 по 31.08.1999 (01г. 09м. 13 д.) - в должности лаборанта " ... " спецшколы - интернат; с 01.09.1999 по 31.07.2010 (10л. 11м.) в должности медицинской сестры массажистки в период работы в Государственном казенном образовательном учреждении "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N " ... "" " ... "; с 01.08.2010 по 29.01.2016 (05л. 06м. 29д.) в должности медицинской сестры диетической в ГКС КОУ ОВОЗ "С(к)О школа-интернат N 25", как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 29.01.2016, то есть с момента обращения в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края при подсчёте стажа и назначении досрочной трудовой пенсии по старости применить коэффициент 1 и 3, когда год работы в сельской местности или в посёлке городского типа засчитывается в стаж работы как 1 год и 3 месяца (л.д.5-13).
Решением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 01 июля 2016 года в удовлетворении исковых требований Клюшиной Г.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Клюшина Г.И. указывает, что решение суда является незаконным, поскольку выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Суд необоснованно отказал ей в иске только по тем основаниям, что учреждение, в котором она работала, является общеобразовательным учреждением, которое не осуществляло лечебную деятельность.
Разрешая спор, суд не учел, что данное обстоятельство никем не оспаривалось.
Установив, что она занималась лечебной деятельностью в общеобразовательном учреждении, суд отказал ей только по теме "учреждения" - не лечебное.
При этом суд не учел, что вопрос о "типе" учреждения, в частности, "Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - интернат N 25", уже исследовался судом по искам других медработников.
Отказывая ей в иске, суд не принял во внимание сложившуюся судебную практику по данному вопросу. Просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение, которым ее исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края Корягина Н.И. считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, ссылаясь на несостоятельность изложенных в ней доводов. Просит решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, что подтверждается уведомлениями о вручении судебных извещений.
Истица не предоставила доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки, и не просила об отложении дела слушанием.
Начальник ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края Корягина Н.И. направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.
Принимая во внимание, что стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие истца и представителя ответчика, по имеющимся в деле материалам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости частичной отмены вынесенного по делу решения по следующим основаниям.
Судом установлено, что 29.01.2016 Клюшина Г.И. обратилась в ГУ - УПФ Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика N 4 от 03.02.2016 истице отказано в назначении досрочной пенсии из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, который составляет 04 года 10 месяцев 13 дней (при подсчете с применением постановления Конституционного Суда РФ N2-П).
При этом ГУ - УПФ Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края в стаж лечебной деятельности не включены следующие периоды работы истицы:
- с 13.04.1995 по 03.03.1997 (01г. 10м. 21д.) - в должности медицинской сестры в Государственном казенном общеобразовательном учреждении "Средней общеобразовательной школе N " ... "" " ... " (далее по тексту - ГКОУ СОШ N " ... "), поскольку работа проходила в учреждении образования, которое не является учреждением здравоохранения или же учреждением социального обслуживания; в указанный период имел место период отпуска без сохранения заработной платы: с 04.12.1995 по 16.12.1995;
- с 19.11.1997 по 31.08.1999 (01г. 09м. 13д.) - в должности лаборанта " ... " спецшкола интернат, так как работа проходила в учреждении, которое не является учреждением здравоохранения или же учреждением социального обслуживания;
- с 01.09.1999 по 31.07.2010 (10л. 11м. 00д.) - в должности медицинской сестры - массажистки в период работы в Государственном казенном образовательном учреждении "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N " ... "" " ... " (далее по тексту - ГКС КОУ ОВОЗ "С(к)0 школа-интернат N " ... "", так как работа проходила в учреждении, которое не является учреждением здравоохранения или же учреждением социального обслуживания;
- с 01.08.2010 по 29.01.2016 (05л. 06м. 29д.) - в должности медицинской сестры диетической в ГКС КОУ ОВОЗ "С(к)0 школа-интернат N " ... "", поскольку Клюшина Г.И. работала в должности, не предусмотренной Списком N 781; работа проходила в образовательном учреждении, которое не является учреждением здравоохранения или же учреждением социального обслуживания.
Кроме того, органом пенсионного обеспечения указано, что в периоды работы в ГКС КОУ ОВОЗ "С(к)0 школа-интернат N " ... "" с 15.07.1997 по 29.01.2016 имели место периоды отпуска без сохранения заработной платы: с 21.08.2000 по 31.08.2000 (11д.) и с 19.08.2002 по 31.08.2002 (13 д.) -л.д. 16-17.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Клюшиной Г.И. о признании незаконным данного решения органа пенсионного обеспечения и возложении обязанности по включению указанных выше периодов в специальных стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, суд первой инстанции исходил из того, что истицей не представлено доказательств, подтверждающих оказание медицинских услуг образовательными учреждениями, в которых она работала. Кроме того, суд указал, что государственное казённое общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат N " ... "" не осуществляло лечебную деятельность и общеобразовательная школа и коррекционная школа-интернат не включены в Номенклатуру учреждений здравоохранения.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами, ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Закона "О страховых пенсиях") право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Законом предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии.
В соответствии с подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 30 Закона "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (пункт 3 статьи 30 Закона "О страховых пенсиях").
В силу пункта 4 статьи 30 Закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" был утвержден перечень учреждений, организация и должностей, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет.
В соответствии с разделом 3 перечня право на льготную пенсию предоставлялось врачам, фельдшерам, медицинским сестрам и лаборантам, работавшим в учреждениях социального обеспечения, в том числе в домах и школах для детей-инвалидов.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066.
Согласно действовавшему до 01 ноября 1999 года правовому регулированию (Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет") в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464).
При этом абзацем вторым пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 было установлено, что исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, производится по следующим правилам: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
С 01.11.1999 был введен в действие Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066.
В настоящее время данный документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, которым утверждены новые Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно Списку должностей, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066, к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены, в частности, учреждения социального обслуживания: дом-интернат для детей с физическими недостатками (пункт 31 Списка, раздел "Наименование учреждений"), к должностям - медицинская сестра, медицинская сестра по массажу, а также лаборант.
Аналогичное правовое регулирование было предусмотрено и пунктом 32 раздела "Наименования учреждений", действовавшего на время возникновения спорных отношений Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.
Из приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы не только в учреждениях здравоохранения, но и в иных указанных в законе учреждениях, в том числе - в учреждениях социального обслуживания.
Таким образом, в периоды работы истицы с 13.04.1995 по 03.03.1997 и с 19.11.1997 по 31.08.1999 действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет".
Согласно пункту 1 Списка предусмотрены "врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности".
Принимая во внимание, что действовавшим в период работы истицы законодательством, также как и действующим в настоящее время Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, действовавшим ранее Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах, детских комбинатах, а также в общеобразовательных школах; детские сады и общеобразовательные средние школы не включены в Номенклатуру учреждений здравоохранения, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии предусмотренных законом оснований для включения в стаж лечебной деятельности Клюшиной Г.И. периода работы истицы с 13.04.1995 по 03.03.1997 (01г. 10м. 21д.) - в должности медицинской сестры в Государственном казенном общеобразовательном учреждении "Средней общеобразовательной школе N " ... "" " ... ".
Проверяя законность и обоснованность отказа во включении в специальный стаж истицы периода работы Клюшиной Г.И. с 19.11.1997 по 31.08.1999 (01г. 09м. 13 д.) в должности лаборанта в " ... " спецшколе - интернате и периода работы с 01.09.1999 по 31.07.2010 (10л. 11м.) в должности медицинской сестры массажистки в Государственном казенном образовательном учреждении "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N " ... "" " ... ", судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 27.08.1992 N 634, 22.09.1993 N 953) право на льготную пенсию было предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Исходя из положений данного Постановления Правительства Российской Федерации в стаж работы для назначения досрочной пенсии подлежит включению время работы истицы в должности среднего медицинского персонала (в должности лаборанта) в период действия указанного выше Постановления.
Данный вывод соответствует указанию, содержащемуся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в соответствии с абзацем третьим которого по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов, а согласно абзацу шестому этого же пункта в соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464.
Из этого следует, что период работы истицы с 19.11.1997 по 31.08.1999 (01г. 09м. 13д.) подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии на льготных условиях.
Судебная коллегия также не может согласиться с отказом суда первой инстанции о включении в стаж периода работы Клюшиной Г.И. с 01.09.1999 по 31.07.2010 (10л. 11м. 00д.) - в должности медицинской сестры - массажистки в Государственном казенном образовательном учреждении "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N " ... "" " ... ", поскольку как уже указывалось выше, истица работала в должности, предусмотренной Списком и в учреждении социального обслуживания, предусмотренном Списком: в доме-интернате для детей с физическими недостатками (пункт 31 Списка, раздел "Наименование учреждений").
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 N 288.
Данный нормативный правовой акт утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.03.2014 N 245, вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 02.04.2014).
В соответствии с Положением, действовавшим в спорные периоды работы истицы) для детей с ограниченными возможностями здоровья могут создаваться специальные (коррекционные) образовательные учреждения следующих видов: для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших, незрячих, слабовидящих и поздноослепших, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и другие.
Согласно пункту 4 указанного выше Положения коррекционное учреждение обеспечивает воспитанникам условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.
Медицинское обеспечение в коррекционном учреждении осуществляют штатные медицинские работники, которые совместно с администрацией коррекционного учреждения отвечают за охрану здоровья воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания и закаливания, питания, в том числе диетического (пункт 30 Положения).
Пунктом 32 Положения предусмотрено, что в коррекционных учреждениях всех видов проводятся медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, климатолечение и закаливание, лечебная физкультура, массаж и психотерапия.
В Уставе государственного казенного общеобразовательного учреждения "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N" ... "" указано, что данное учреждение создано приказом отдела народного образования Ставропольского края N " ... " от " ... ", как " ... " специальная школа-интернат, после чего неоднократно переименовывалось (л.д. 19-20).
Учреждению выдана лицензия на осуществление медицинской деятельности, включая оказание первичной, в том числе - доврачебной, врачебной, специализированной, медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях (л.д. 22-23).
Таким образом, к уставной деятельности государственного казенного общеобразовательного учреждения "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N" ... "" относится не только общеобразовательная деятельность, но и оказание медицинской помощи.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2014 N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 36, ст. 4853) установлена тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в общеобразовательных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляющих в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность детей по адаптированным образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, профессиональной деятельности, выполнявшейся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии (школа; школа-интернат), предусмотренных пунктом 1.5 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Системный анализ законодательства, регулирующего правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, приводит судебную коллегию к выводу о том, что истица имеет право на включение в медицинский стаж периода работы в должности медицинской сестры по массажу в государственном казенном общеобразовательном учреждении "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N" ... "" с 01.09.1999 по 31.07.2010 (10л. 11м. 00д.).
При этом из указанного периода подлежат исключению 24 дня нахождения в отпуске без сохранения заработной платы: с 21.08.2000 по 31.08.2000 (11д.) и с 19.08.2002 по 31.08.2002 (13 д.) за время работы в должности медицинской сестры массажистки в Государственном казенном образовательном учреждении "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N " ... "" " ... ".
Следовательно, подлежащий включению в специальный медицинский стаж составляет не 10 лет 11 месяцев, а 10 лет 10 месяцев 06 дней.
В связи с чем, решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Клюшиной Г.И. о включении в трудовой стаж периодов трудовой деятельности: с 19.11.1997 по 31.08.1999 (01г. 09м. 13 д.) в должности лаборанта в " ... " спецшколе - интернате и с 01.09.1999 по 31.07.2010 (10л. 10м. 6д.) в должности медицинской сестры массажистки в Государственном казенном образовательном учреждении "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N " ... "" " ... " подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ, с вынесением по делу в этой части нового решения об удовлетворении данных требований.
Решение в части отказа в удовлетворении иска Клюшиной Г.И. о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении на орган пенсионного обеспечения обязанности по включению в льготный стаж периода работы с 01.08.2010 по 29.01.2016 (05л. 06м. 29д.) в должности медицинской сестры диетической в Государственном казенном образовательном учреждении "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N " ... "", исчислении ей пенсии в льготном порядке - один год работы за один год и три месяца, а также назначении пенсии с 29.01.2016 является законным и обоснованным, в связи с чем не подлежит отмене, ввиду следующего.
Правовых оснований для включения в льготный стаж периода работы с 01.08.2010 по 29.01.2016 (05л. 06м. 29д.) в должности медицинской сестры диетической в Государственном казенном образовательном учреждении "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N " ... "" не имеется, поскольку такая должность не предусмотрена Списком должностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.
Доводы жалобы истицы о том, что в указанный период работы она занималась лечебной деятельностью, не влекут отмену решения, поскольку действующим Списком предусмотрена только должность медицинской сестры, которая не тождественна должности медицинской сестры диетической.
Анализ должностных обязанностей медицинской сестры диетической, медицинской сестры раздела "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н, а также должностных обязанностей истицы (л.д. 24-27) свидетельствует о том, что в обязанности Клюшиной Г.И., как медицинской сестры диетической, входило осуществление контроля за работой школьной столовой, осуществление контроля за соблюдением санитарно-гигиенических правил работниками школьного учреждения, осуществление контроля за качеством, безопасностью и количеством поставляемой и приготовленной продукции и т.п., то есть исполнение обязанностей, напрямую не связанных с осуществлением лечебной деятельности в отличие от обязанностей медицинской сестры.
Назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста связано не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ); при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2010 г. N 520-О-О, от 18 апреля 2006 г. N 84-О, от 29 января 2009 г. N 67-О-О и др.).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществлявших такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
Поскольку выполнявшаяся истицей в период с 01.08.2010 по 29.01.2016 (05л. 06м. 29д.) работа не соответствует установленным законом условиям, оснований для отмены решения в данной части коллегия не усматривает.
Отказ органа пенсионного обеспечения в исчислении стажа работы Клюшиной Г.И. в льготном порядке также является законным и обоснованным.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 (далее - Правила), периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением, в частности, следующего случая: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Разъяснения относительно применения указанного подпункта Правил содержатся в абзаце втором пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в котором указано, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
При этом в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, может быть засчитан период работы в сельской местности до 01 ноября 1999 года (абзац седьмой пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30).
Таким образом, после 01 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников допустимо только при наличии смешанного стажа, то есть при выполнении соответствующей работы и в городе, и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке).
Поскольку трудовая деятельность Клюшиной Г.И. осуществлялась только в сельской местности, правовых оснований для льготного исчисления оспариваемых периодов работы, подлежащих включению в специальный стаж лечебной деятельности, не имеется.
Следовательно, решение об отказе в удовлетворении данных требований истицы не подлежит отмене или изменению.
Поскольку при суммировании указанного стажа со стажем работы, включенным ответчиком, специальный стаж истицы составляет менее требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости, решение суда в части отказа в возложении на ответчика обязанности по назначению Клюшиной Г.И. досрочной страховой пенсии с 29.01.2016, а также в части отказа в признании незаконным решения органа пенсионного обеспечения N 4 от 03.02.2016 об отказе в досрочном назначении пенсии подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 01 июля 2016 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Клюшиной Г.И. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; включении в трудовой стаж периодов трудовой деятельности в должности медицинской сестры с 13.04.1995 по 03.03.1997 (01 год 10 месяцев 21 день) в Государственном казенном общеобразовательном учреждении "Средней общеобразовательной школе N " ... "" " ... "; в должности медицинской сестры диетической с 01.08.2010 по 29.01.2016 (05 лет 06 месяцев 29 дней) в Государственном казенном образовательном учреждении "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N " ... "" " ... "; возложении обязанности по досрочному назначению пенсии с момента обращения, т.е. с 29.01.2016 и назначении пенсии в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца) - оставить без изменения.
Это же решение в части отказа в удовлетворении исковых требований Клюшиной Г.И. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края о включении в трудовой стаж периодов трудовой деятельности: с 19.11.1997 по 31.08.1999 в должности лаборанта в Красногвардейской спецшколе - интернате и с 01.09.1999 по 31.07.2010 в должности медицинской сестры массажистки в Государственном казенном образовательном учреждении "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N " ... "" " ... "отменить и вынести по делу в этой части новое решение об удовлетворении данных требований.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, следующие периоды работы Клюшиной Г.И.: с 19.11.1997 по 31.08.1999 (01 год 09 месяцев 13 дней) в должности лаборанта в " ... " спецшколе - интернате; с 01.09.1999 по 31.07.2010 (10 лет 10 месяцев 6 дней) в должности медицинской сестры массажистки в Государственном казенном образовательном учреждении "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N " ... "" " ... ".
Апелляционную жалобу Клюшиной Г.И. - удовлетворить частично.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.