Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сивохина Д.А.,
судей - Вачковой И.Г., Маркина А.В.,
при секретаре - Чуркиной С.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Щипановой Н.А. к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконным распоряжения и понуждении предварительно согласовать предоставление земельного участка,
по апелляционной жалобе Щипановой Н.А. на решение Ленинского районного суда г. Самара от 07 июля 2016 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление Щипановой Н.А. оставить без удовлетворения.".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Щипановой Н.А. - Шабановой О.В. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Департамента градостроительства г.о.Самара - Кремневой А.А. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Щипанова Н.А. обратилась в суд с административным иском об оспаривании распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара "Об отказе в предварительном согласовании предоставления бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: "адрес" участок б/н, кадастровый квартал: N", и понуждении предварительно согласовать предоставление указанного земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что Щипанова Н.А., являясь ветераном Великой Отечественной Войны, 29.01.2016 обратилась к Главе администрации г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" участок б/н, кадастровый квартал: N, для целей индивидуального жилищного строительства, предоставив схему его расположения, однако распоряжением руководителя Департамента градостроительства г.о.Самара от 19.02.2016 NРД-90 ей отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, в связи с несоответствием схемы расположения земельного участка действующему законодательству, а также наличием чересполосицы, поскольку между испрашиваемым земельным участком и земельным участком, сведения о котором содержатся в ГКН, образуется территория, которую невозможно использовать рационально. Щипанова Н.А. считает распоряжение незаконным, свои права нарушенными, полагает, что оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка не имеется.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась Щипанова Н.А., в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.
В заседании судебной коллегии представитель Щипановой Н.А. - Шабанова О.В ... (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала и просила решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.
Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара - Кремнева А.А. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Щипанова Н.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии Щипановой Н.А., извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 указанного Кодекса определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельного участка иным не указанным в подпункте 6 данной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно ч. 4 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" в муниципальных районах (городских округах) с численностью населения от 100 тысяч человек земельные участки предоставляются инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны, которые постоянно проживают на территории данных муниципальных районов (городских округов). Земельные участки в соответствии с настоящей частью предоставляются, в том числе, для целей ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства.
Из материалов дела следует, что Щипанова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ветераном - участником Великой Отечественной войны, в связи с этим имеет право на однократное и бесплатное предоставление земельного участка в собственность или в аренду по месту жительства.
29.01.2016 Щипанова Н.А. обратился к Главе администрации г.о.Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, бесплатно расположенного по адресу:. "адрес", участок б/н, кадастровый квартал: N, для целей индивидуального жилищного строительства, предоставив схему его расположения.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 19.08.2015 N929 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", руководитель Департамента градостроительства г.о. Самара наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара, а также по возвращению в течение срока, установленного ЗК РФ, гражданам и юридическим лицам заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ.
Распоряжением руководителя Департамента градостроительства г.о. Самара от 19.02.2016 года NРД-90 Щипановой Н.А. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, на основании п.п.1 п.8 ст.39.15, п.п. 3 п.16 ст.11.10, п. 6 ст.11.9 ЗК РФ, в связи с несоответствием схемы расположения земельного действующему законодательству. Кроме того указано, что между испрашиваемым земельным участком и земельным участком, сведения о котором содержатся в ГКН, образуется территория, которую невозможно использовать рационально, поскольку имеется чересполосица.
В соответствии с п.1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса.
В силу пунктов 1 - 4 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Наличие чересполосицы между испрашиваемым земельным участком и земельным участком, состоящим на государственном кадастровом учете под номером N подтверждено выкопировкой из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара (ИСОГД), схемой расположения земельного участка, графическими и фотоматериалами.
В силу п.1.2, п.1.3 Положения об информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) городского округа Самара, утвержденного распоряжением ДСА г.о.Самара от 11.11.2011 NД05-01-06/93, автоматизированная ИСОГД - это система базы данных со всеми внесенными в нее актуальными документами, материалами, картами, схемами и чертежами информационной системы.
ИСОГД является единственным официальным источником сведений о градостроительных регламентах общего и особого вида, иной регламентной информации об объектах градостроительной деятельности.
При отсутствии подтвержденных в установленном порядке сведений о технической ошибке или о злоупотреблениях со стороны должностных лиц Департамента градостроительства г.о. Самара, правовых и фактических оснований для критической оценки официальной информации ИСОГД г.о.Самара, полученной в результате внесения в систему заявленных Щипановой Н.А. координат поворотных точек, не имеется.
Установлено, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне природных ландшафтов (Р-3) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61.
Основными разрешенными видами использования земельного участка в Р-3 являются: лесопарки, лугопарки, прогулочные аллеи, места для пикников, некапитальные вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха на природе.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 85 ЗК РФ, Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденными Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 года N 61, устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из Основных принципов земельного законодательства
Земли, указанные в п. 1 ст. 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Установлено, что в результате проверки представленных административным истцом документов, административным ответчиком выявлено несоответствие вида разрешенного использования земельного участка территориальной зоне, в которой данный участок расположен, поскольку земельный участок испрашивается в целях индивидуального жилищного строительства.
Вместе с тем, в силу п.1 ч. 10 ст. 39.15 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны.
Исходя из вышеназванных положений, несоответствие вида разрешенного использования земельного участка, установленного для соответствующей территориальной зоны или несоответствие категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию, не является безусловным основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются, в том числе физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Таким образом, Щипанова Н.А. не лишена права обратиться в Комиссию по подготовке проекта Правил застройки и землепользования в городе Самаре с заявлением о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре.
Однако, ошибочность выводов суда о законности оспариваемого распоряжения по мотиву несоответствия вида разрешенного использования земельного участка территориальной зоне, в которой данный участок расположен, на правильность решения суда не влияет при установлении факта наличия чересполосицы.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильным выводам о законности распоряжения Департамента градостроительства г.о.Самара "Об отказе в предварительном согласовании предоставления бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: "адрес", участок б/н, кадастровый квартал: N, и обоснованно отказал в удовлетворении требований, ввиду чего решение суда подлежит оставлению без изменения.
Доводы апелляционной жалобы о фактическом отсутствии чересполосицы между испрашиваемым и смежным земельным участком, не могут быть приняты во внимание, поскольку материалами дела подтверждено и административным истцом не оспаривалось, что наличие чересполосицы выявлено на основании представленного им каталога координат на земельный участок площадью, которые на момент принятия оспариваемого распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара являлись актуальными.
Судебная коллегия отмечает, что Щипанова Н.А. не лишена права повторно обратиться к административному ответчику по вопросу предварительного согласования предоставления земельного участка, приложив схему границ испрашиваемого земельного участка, соответствующую требованиям ст. 11.10 ЗК РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалась истица в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии со ст.84 КАС РФ.
Нарушение норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, в связи с чем, оснований для отмены постановленного решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 07 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Щипановой Н.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.