Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Титовой В.В., Ковалюк Л.Ю.,
при секретаре Ждановой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ш.Л.А. к Государственной инспекции Алтайского края о признании бездействия незаконным по апелляционной жалобе Ш.Л.А. на решение Центрального районного суда города Барнаула от 22 июня 2016 года.
Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю., судебная коллегия
установила:
Ш.Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Государственной инспекции Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
В обоснование требований указано, что Ш.Л.А. является собственником квартиры "адрес". По итогам заочного голосования собственников помещений многоквартирного дома ДД.ММ.ГГ было принято решение о ликвидации ТСЖ "Маяк-4", создана ликвидационная комиссия, изменен способ управления домом - управление управляющей организацией, в качестве управляющей организации выбрано ООО "Прогресс Плюс", утвержден договор управления с ООО "Прогресс Плюс". В последующем административным истцом в Государственную инспекцию Алтайского края (далее - Инспекция) направлено заявление о ликвидации ТСЖ "Маяк-4", приложен протокол голосования от ДД.ММ.ГГ.
В письме от ДД.ММ.ГГ Инспекция сообщила, что решение о ликвидации ТСЖ должно приниматься членами ТСЖ не менее, чем двумя третями голосов от общего числа голосов товарищества, должна быть указана причина ликвидации ТСЖ. Инспекция также сослалась на ст.61 ГК РФ, согласно которой юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. При этом указано, что факт выхода из членов ТСЖ не может являться нарушением неустранимого характера, поскольку в любой момент собственник вправе обратиться с заявление о вступлении в члены ТСЖ. При соблюдении требований законодательства к принятию решения о ликвидации ТСЖ на общем собрании, такое ТСЖ может быть ликвидировано.
Решение Инспекции Ш.Л.А. полагает незаконным, поскольку для принятия решения о ликвидации ТСЖ необходимо простое большинство голосов, согласно протоколу от ДД.ММ.ГГ такое решение было принято, и протокол соответствует требованиям закона, однако, назначенная ликвидационная комиссия не может самостоятельно обратиться в ИФНС с заявлением о ликвидации ТСЖ, поскольку председатель ТСЖ "Маяк-4" отказывается передать документацию.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ТСЖ "Маяк-4".
Решением Центрального районного суда города Барнаула от 22 июня 2016 года в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Ш.Л.А., от имени которой жалоба подана представителем В.М.В., просит отменить решение, принять новое решение об удовлетворении требований. В обоснование указывает, что осуществление деятельности ТСЖ с числом членов товарищества не превышающим 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме свидетельствует о грубом нарушении ст.135 Жилищного кодекса РФ, что является основанием для ликвидации ТСЖ в судебном порядке на основании ст.61 Гражданского кодекса РФ. При этом для принятия решения о ликвидации ТСЖ достаточного простого большинства голосов членов ТСЖ.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Государственная инспекция Алтайского края, ТСЖ "Маяк-4" просят оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, полагая ее необоснованной.
Ш.Л.А. о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежаще, в судебное заседание не явилась, об отложении не просила, о причинах неявки не сообщила, в связи с чем дело рассмотрено в ее отсутствие.
Рассмотрев дело в соответствии со ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, выслушав пояснения представителя административного истца В.М.В., представителей административного ответчика П.А.А., М.А.С., представителей заинтересованного лица П.М.А., М.А.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГ собственниками помещений многоквартирного дома "адрес" проведено внеочередное общее собрание в заочной форме. Согласно протоколу итогов голосования в голосовании приняло участие 54% от общего числа голосов, принято решение о ликвидации ТСЖ "Маяк-4", сформирована ликвидационная комиссия, в качестве управляющей организации избрано ООО "Прогресс Плюс".
В марте 2016 года собственниками жилых помещений многоквартирного дома по "адрес" Ш.Л.А. и П.Л.Н. в Государственную инспекцию Алтайского края подано заявление о ликвидации ТСЖ "Маяк-4", в котором указано на ненадлежащее управление ТСЖ председателем П.М.А., принятие решения о ликвидации ТСЖ решением общего собрания от ДД.ММ.ГГ, а также содержалась просьба об обращении в суд с исковым заявлением о ликвидации ТСЖ "Маяк-4" в целях защиты прав и свобод жителей дома.
Письмом от ДД.ММ.ГГ *** инспекция отказала заявителям в обращении в суд с иском о ликвидации ТСЖ "Маяк-4". Отказ обоснован отсутствием предусмотренных законом оснований для обращения в суд, поскольку должны иметь место допущенные при создании ТСЖ грубые нарушения закона, которые носят неустранимый характер. Факт выхода из членов ТСЖ не является нарушением неустранимого характера, так как собственник в любой момент может вступить в члены ТСЖ.
В соответствии с ч.1 ст.141 Жилищного кодекса Российской Федерации ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
В соответствии с п.1 ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Основания ликвидации юридического лица указаны в ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации. Как следует из названной нормы права ликвидация юридического лица возможна по решению учредителей или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, то есть в добровольном порядке, либо по решению суда.
В частности, в соответствии с подпунктами 1, 3 п.3 ст.61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда: по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Государственным органом исполнительной власти Алтайского края в области жилищного надзора, уполномоченным на обращение в суд с заявлением о ликвидации товарищества собственников жилья, является Государственная инспекция Алтайского края.
Так, в соответствии с ч.2 ст.20 Жилищного кодекса РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ч.6 ст.20 Жилищного кодекса РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер.
В соответствии с Положением о Государственной инспекции Алтайского края, утвержденным указом Губернатора Алтайского края от 25.07.2014 N 107, Государственная инспекция Алтайского края является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор за соблюдением требований, установленных жилищным законодательством (в том числе требований об использовании и обеспечении сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности), законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами; лицензионный контроль в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Инспекция имеет право обращаться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Поскольку в данном случае обращение органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в суд о ликвидации юридического лица является санкцией за неисполнение товариществом собственников жилья требований закона, то случаи, при которых возможно обращение в суд, исчерпывающе определены в законе.
При рассмотрении административного дела не установлено, что ТСЖ "Маяк-4" допущены нарушения, указанные в п.2 ч.6 ст.20 ЖК РФ, которые являются основанием для обращения в суд органа регионального государственного жилищного надзора о ликвидации ТСЖ.
При этом из обстоятельств дела следует, что на общем собрании членов ТСЖ "Маяк-4", оформленном протоколом от ДД.ММ.ГГ, принято решение о ликвидации товарищества, назначена ликвидационная комиссия.
В соответствии с ч.1, п.2 ч.2 ст.145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.
К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, назначение ликвидационной комиссии, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов.
В соответствии с ч.2 ст.141 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п.7.1.16 Устава ТСЖ "Маяк-4" принятие решения о ликвидации товарищества относится к компетенции общего собрания членов товарищества.
Таким образом, из обстоятельств дела следует, что органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами, принято решение о ликвидации ТСЖ в добровольном порядке.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Государственной инспекции Алтайского края отсутствуют предусмотренные законом основания для обращения в суд с заявлением о ликвидации юридического лица. При этом суд правомерно указал, что отсутствие у членов ТСЖ пятидесяти и более процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме не является грубым нарушением закона, поскольку лишь свидетельствует о том, что не может быть достигнута цель создания ТСЖ, в то же время указанная ситуация может измениться с течением времени при вступлении в члены ТСЖ большего количества собственников помещений в многоквартирном доме.
Суд правомерно отклонил довод административного истца о том, что ликвидации товарищества в добровольном порядке препятствует нахождение учредительных документов у председателя ТСЖ "Маяк-4", поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует о незаконности ответа, данного Инспекцией, и не является имеющим значение для правильного разрешения административного дела.
Довод жалобы о том, что для принятия решения о ликвидации ТСЖ по основанию, указанному в ч.2 ст.141 ЖК РФ, достаточно простого большинства голосов членов товарищества, с учетом юридически значимых обстоятельств правового значения для дела не имеет и на законность решения суда не влияет.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Барнаула от 22 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ш.Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.