Заместитель председателя Алтайского краевого суда Лобова О.А., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вострово Лес" на решение судьи Алтайского краевого суда от 26 апреля 2016 года, решение судьи Волчихинского районного суда Алтайского края от 19 февраля 2016 года об оставлении без изменения постановления начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края "данные изъяты" А.Н. от 22 сентября 2015 года N 07-1-21/19/2015, которым
общество с ограниченной ответственностью "Вострово Лес" (далее - ООО "Вострово Лес"), юридический адрес: "адрес", ИНН "данные изъяты", ОГРН "данные изъяты",
признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, частью 4 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31, частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от 20 августа 2015 года при проведении 13 июля 2015 года обследования лесных участков "данные изъяты" участкового лесничества "данные изъяты" лесничества установлено, что арендатором лесных участков ООО "Вострово Лес" (договор аренды лесного участка для заготовки древесины, ведения охотничьего хозяйства и заготовки пищевых лесных ресурсов (грибов) от ДД.ММ.ГГ N "данные изъяты") допущены нарушения Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01 августа 2011 года N 337 (далее - Правила заготовки древесины), Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 (далее - Правила санитарной безопасности в лесах), а именно:
- в деляне N 1 выделах NN 10, 13 квартала N 88 (период проведения лесохозяйственного мероприятия 2015 год) на углу поворота лесосеки установлен лесохозяйственный столб неустановленного образца, на другом столбе отсутствует надпись, в границах лесосеки произведена укладка куч порубочных остатков, полученных от заготовки древесины, шириной более 3-х метров (4,6*4, 4*4,4, 5*4, 4*5; 5*4 метров), чем нарушены соответственно пункт 24 Правил заготовки древесины, подпункт "б" пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах;
- в деляне N 3 выдела N 12 квартала N 108 (период проведения лесохозяйственного мероприятия 2014 год) работы по весенней доочистке в лесосеке не проведены, полное сгорание порубочных остатков не обеспечено, порубочные остатки отделены минерализованной полосой шириной менее 1,4 метра, чем нарушены соответственно подпункт "а" пункта 17, пункты 18, 20 Правил пожарной безопасности в лесах;
- в деляне N 4 выдела N 19 квартала N 89 (период проведения лесохозяйственного мероприятия 2015 год) размещен бытовой мусор в виде полиэтиленовых бутылок, резинового шланга, малярной кисти с засохшей краской, старой одежды, полотна кожзаменителя, металлических бутылок из-под дихлофоса, картона, картонных коробок, пильной шины, не обеспечена первоочередная вырубка погибших деревьев (оставлены сухостойные деревья), при сжигании порубочных остатков не обеспечено сохранение подроста (термическое повреждение), в границах лесосеки уложены кучи порубочных остатков, полученных от заготовки древесины, шириной более 3-х метров (5*5, 4*5 метров), при производстве работ по заготовке древесины не обеспечена очистка лесосеки от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины, чем нарушены подпункты "е", "б" пункта 39, пункт 41 Правил санитарной безопасности в лесах, пункт 16, подпункт "б" пункта 17, пункт 18 Правил пожарной безопасности в лесах, пункт 61 Правил заготовки древесины. Кроме того, вышеуказанными действиями (бездействием) нарушены пункты 3.4.14, 3.4.15 вышеуказанного договора аренды лесного участка. Таким образом, ООО "Вострово Лес" допущено использование лесов с нарушениями Правил заготовки леса, санитарной и пожарной безопасности, а также условий договора аренды.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
Решением судьи Волчихинского районного суда Алтайского края от 19 февраля 2016 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ООО "Вострово Лес" - без удовлетворения.
Решением судьи Алтайского краевого суда от 26 апреля 2016 года решение районного суда оставлено без изменения, жалоба ООО "Вострово Лес" - без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, ООО "Вострово Лес" просит постановление должностного лица и судебные постановления отменить, ссылаясь на то, что акты обследования лесного участка являются недопустимыми доказательствами, поскольку составление подобных актов не отнесено к полномочиям лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор, проверка проведена в отсутствие представителя общества, без соответствующего распоряжения либо планового (рейдового) задания, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), подпунктом "в" пункта 10 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394 (далее - Положение), в отсутствие установленного уполномоченным органом порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах; сведения об измерительном приборе, использованном должностным лицом в ходе проверки, его сертификации, прохождении метрологической поверки, допустимой погрешности отсутствуют, что не позволяет проверить достоверность результатов измерений, полученных в ходе обследования; в актах обследований не указана используемая при измерениях методика, содержатся сведения о применении мерной ленты, в то время как в судебных постановлениях дана оценка другому средству измерения - рулетке; дело об административном правонарушении рассмотрено должностным лицом не по месту его совершения; должностным лицом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства ООО "Вострово Лес" о рассмотрении дела по месту совершения (в Волчихинском районе Алтайского края), чем нарушено право общества на представление доказательств; назначенное наказание в виде административного штрафа не соответствует требованиям статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вывод должностного лица о невозможности назначения наказания в виде предупреждения вследствие наличия угрозы окружающей среде не мотивирован; судьей районного суда нарушен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку решение вынесено в отсутствие защитника общества "данные изъяты" Л.В., которая не была извещена о времени и месте судебного заседания, назначенного на 14 часов 30 минут 19 февраля 2016 года.
Проверив материалы дела, административный материал, изучив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.
Согласно части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей в момент совершения правонарушения) нарушение правил заготовки древесины влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей в момент совершения правонарушения) использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей в момент совершения правонарушения) нарушение правил санитарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей в момент совершения правонарушения) нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Пунктом 24 Правил заготовки древесины установлено, что углы лесосек закрепляются столбами диаметром не менее 12 см и высотой над землей 1,3 м. На столбах делается надпись с указанием номеров квартала и выдела (выделов), формы рубки лесных насаждений (сплошная рубка, выборочная рубка), года, на который предусмотрена рубка, номеров лесосек и их площади в гектарах.
Очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины (пункт 61 Правил заготовки древесины).
В силу пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В соответствии с подпунктами "а", "б", "в" пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время, укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания. При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона.
При сжигании порубочных остатков должны обеспечиваться сохранность имеющихся на местах рубок (лесосеках) подроста, деревьев-семенников и других несрубленных деревьев, а также полное сгорание порубочных остатков (пункт 18 Правил пожарной безопасности в лесах).
Согласно пункту 20 Правил пожарной безопасности в лесах места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Подпункты "б", "е" пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах предусматривают, что при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации; загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
В силу пункта 41 Правил санитарной безопасности в лесах при выборочных рубках и уходе за лесами в первую очередь вырубаются погибшие и поврежденные деревья.
Пунктами 3.4.14, 3.4.15 договора аренды лесного участка для заготовки древесины, ведения охотничьего хозяйства и заготовки пищевых лесных ресурсов (грибов) от 18 декабря 2008 года N П-8/2 установлено, что арендатор обязан осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом и условиями настоящего договора; соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами, правила заготовки древесины, правила заготовки пищевых лесных ресурсов, правила лесовосстановления и иные нормы и правила, установленные действующим законодательством.
Постановлением администрации Алтайского края от 15 апреля 2015 года N 140 "Об установлении начала пожароопасного сезона 2015 года" началом пожароопасного сезона 2015 года на территории Алтайского края постановлено считать 17 апреля 2015 года.
Факт совершения ООО "Вострово Лес" вмененных правонарушений подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 20 августа 2015 года N 07-1-21/19/2015, копиями технологических карт разработки лесосеки (деляны N 1 выделах NN 10, 13 квартала N 88, деляны N 4 выдела N 19 квартала N 89, деляны N 3 выдела N 12 квартала N 108), кратких таксационных характеристик, актов обследования лесного участка от 13 июля 2015 года NN 1, 2, 3 с фототаблицами, договора аренды лесного участка для заготовки древесины, ведения охотничьего хозяйства и заготовки пищевых лесных ресурсов (грибов) от ДД.ММ.ГГ N "данные изъяты" с приложениями, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, договора передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации от 25 марта 2010 года, устава ООО "Вострово Лес", оцененными должностным лицом и судьями обеих инстанций по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности (статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, вывод должностного лица о наличии в действиях ООО "Вострово Лес" составов административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, частью 4 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31, частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Протокол об административном правонарушении отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен уполномоченным должностным лицом. Составление названного протокола 20 августа 2015 года, то есть с нарушением установленного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока, также не может повлечь признания процессуального документа недопустимым доказательством ввиду того, что такой срок не является пресекательным.
Указание в жалобе на то, что осмотр лесных участков произведен в отсутствие представителя общества, не свидетельствует о наличии процессуальных нарушений, поскольку поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения (пункт 1 часть 1 статья 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Ссылка в жалобе на то, что проверка юридического лица проведена в нарушение положений Федерального закона N 294-ФЗ в отсутствие распоряжения либо планового (рейдового) задания, подлежит отклонению. Правонарушения по настоящему делу выявлены не в ходе проверки в соответствии с данным законом, а в результате текущего патрулирования лесов, которое предусмотрено статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 12 Положения, в качестве самостоятельного мероприятия по контролю в лесах.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
При осуществлении мероприятий по контролю в ходе патрулирования лесов должностные лица не вступали во взаимодействие с юридическим лицом. С учетом изложенного нормы вышеуказанного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, по настоящему делу не подлежат применению.
Отсутствие утвержденного уполномоченным органом порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на момент выявления правонарушений при наличии вышеуказанного правового регулирования не препятствовало, вопреки доводу жалобы, проведению такого мероприятия и привлечению общества к административной ответственности за совершение выявленных правонарушений. При этом ссылка заявителя на Порядок оформления плановых (рейдовых) заданий и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков и Порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, утвержденные приказом Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от 20 июля 2015 года N 720, не может быть принята во внимание, поскольку на момент выявления правонарушения данный нормативно-правовой акт не действовал, был принят позднее.
С учетом вышеизложенного довод жалобы о недопустимости как доказательств актов обследований подлежит отклонению.
Составление по результатам обследования лесных участков соответствующих актов не противоречит действующему законодательству, в том числе статье 96 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений относительно возможности использования указанных актов в качестве доказательств по делу.
Довод жалобы о том, что документы о марке, типе, заводском номере, сертификации и метрологической поверке в отношении измерительного прибора не представлены, не принимается во внимание, поскольку рулетка, с помощью которой производились замеры, по смыслу части 1 статьи 26.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения не отнесена к специальному техническому средству, в отношении которого проводится поверка. В этой связи оснований сомневаться в достоверности данных, полученных с помощью рулетки, не имеется.
То обстоятельство, что в актах обследований лесных участков в отличие от судебных постановлений рулетка поименована как мерная лента, не свидетельствует о наличии противоречий, влияющих на доказанность вины общества в совершении вмененных правонарушений. Из совокупности вышеприведенных доказательств, в том числе фототаблиц к актам следует, что при проведении измерений использовалась рулетка.
Ссылка в жалобе на то, что в актах обследований не указана методика проведения измерений, подлежит отклонению, поскольку действующим законодательством методики измерений при выявлении нарушений Правил заготовки леса, санитарной и пожарной безопасности не регламентированы.
Дело об административном правонарушении, вопреки утверждению заявителя, рассмотрено в соответствии с требованиями статей 29.5, 23.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по месту совершения правонарушения уполномоченным должностным лицом, юрисдикция которого распространяется на всю территорию Алтайского края. При этом ходатайство общества о рассмотрении дела в Волчихинском районе Алтайского края рассмотрено должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения вынесено определение от 22 сентября 2015 года об отказе в удовлетворении ходатайства с приведением мотивов принятого решения, в связи с этим право общества на представление доказательств не нарушено.
Доводы жалобы о суровости назначенного наказания и возможности назначения наказания в виде предупреждения, подлежат отклонению. Правила статьи 4.1, 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении ООО "Вострово Лес" административного наказания в виде административного штрафа соблюдены, наказание назначено в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отвечает целям административного наказания, предусмотренным статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и соразмерно содеянному. При этом угроза причинения вреда объектам животного и растительного мира, окружающей среде в данном случае заключается не в наступлении каких-либо последствий правонарушений, а в ненадлежащем отношении лица к исполнению обязанностей, установленных законодательством.
Ссылка заявителя на то, что решение вынесено судьей районного суда в отсутствие защитника общества - "данные изъяты" Л.В., которая не была извещена о времени и месте судебного заседания, назначенного на 14 часов 30 минут 19 февраля 2016 года, подлежит отклонению в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, о времени и месте вышеуказанного судебного заседания ООО "Вострово Лес" было извещено судебными повестками, направленными почтовой связью по юридическим адресам ООО "Вострово Лес" и управляющей организации - ООО " "данные изъяты"", которые получены адресатами соответственно 04 и 10 февраля 2016 года (л.д.11-12), что в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", свидетельствует о надлежащем извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу, о его рассмотрении.
18 февраля 2016 года в Волчихинский районный суд Алтайского края поступили письменные пояснения по делу от законного представителя ООО "Вострово Лес" - генерального директора ООО "Лесная "данные изъяты"" "данные изъяты" И.М. (л.д.13-19), который в силу части 1 статьи 25.4 Российской Федерации об административных правонарушениях осуществляет защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, отсутствие в материалах дела сведений об извещении защитника ООО "Вострово Лес" "данные изъяты" Л.В. о времени и месте рассмотрения жалобы на постановление не свидетельствует о нарушении права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту и не может повлечь отмену судебных постановлений.
Законность и обоснованность постановления должностного лица проверены судьями районного и краевого судов в соответствии с положениями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом доводов заявителя.
Поскольку нарушений требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено, оснований для отмены либо изменения вынесенных по делу судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь частью 2 статьи 30.13 и пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Алтайского краевого суда от 26 апреля 2016 года, решение судьи Волчихинского районного суда Алтайского края от 19 февраля 2016 года оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вострово Лес" - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Алтайского краевого суда О.А. Лобова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.