Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Алексеенко О.В.
судей: Идрисовой А.В.
Пономаревой Л.Х.
при секретаре ФИО1
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" ФИО3 на решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковое заявление Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к ООО "ЭСКБ" о признании действий ООО "ЭСКБ" в части начисления размера платы за электроэнергию на общедомовые нужды незаконными, обязании прекратить взимание платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды удовлетворить.
1. Признать действия ООО "ЭСКБ" по начислению размера платы по услуге "электроэнергия предоставленная на общедомовые нужды" в течение первых шести расчетных периодов, начиная с мая дата года (первоначального выставления Белебеевским межрайонным отделением ООО "ЭСКБ" платежных документов для оплаты напрямую собственникам) по ноябрь дата года включительно, т.е. календарного периода времени, когда не всеми собственниками помещений в адрес ООО "ЭСКБ" своевременно предоставлялись показания индивидуальных приборов учета о ежемесячном потреблении электрической энергии, а в ООО "ЭСКБ" отсутствовали сведения о среднемесячном объеме потребления коммунального ресурса у данных потребителей, незаконными.
2. Обязать ООО "ЭСКБ" произвести перерасчет (возврат) размера платы по услуге "электроэнергия предоставленная на общедомовые нужды" за первые шесть расчетных периодов, начиная с мая дата года (первоначального выставления Белебеевским межрайонным отделением ООО "ЭСКБ" платежных документов для оплаты напрямую собственникам) по ноябрь дата года включительно, в отношении всех собственников жилых помещений, находящихся в многоквартирных домах и обслуживаемых ООО УК "ЖилКомСервис".
Признать действия ООО "ЭСКБ" по выставлению платежных документов населению, проживающему в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении и обслуживании управляющих организаций, по услуге "электроэнергия, предоставленная на общедомовые нужды" незаконными.
Обязать ООО "ЭСКБ" произвести за период времени с момента выставления населению, проживающему в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении и обслуживании управляющих организаций, перерасчет в полном объеме размера платы по услуге "электроэнергия, предоставленная на обще домовые нужды".
Обязать ООО "ЭСКБ" привести платежные документы, выставляемые для оплаты потребителям, в соответствие с пунктами 69, 67 Правил N ...
Взыскать с ООО "ЭСКБ" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
Заслушав доклад судьи Пономаревой Л.Х., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Белебеевский межрайонный прокурор Республики Башкортостан обратился в суд с иском к ООО "ЭСКБ" о признании действий ООО "ЭСКБ" в части начисления размера платы за электроэнергию на общедомовые нужды незаконными, обязании прекратить взимание платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды, мотивируя тем, что по обращению старшей по многоквартирному дому, расположенному по адресу: РБ, адрес, проведена проверка исполнения Белебеевским межрайонным отделением ООО "ЭСКБ" требований федерального законодательства в жилищно-коммунальной сфере при начислении размера платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды. Многоквартирный ФИО8 дом, расположенный по указанному выше адресу, в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, договором управления находится в управлении и обслуживании ООО УК "ЖилКомСервис". В указанном многоквартирном доме установлено одно вводное распределительное устройство (далее - ВРУ), в котором установлен один двухтарифный (день-ночь) электросчетчик марки "Меркурий 230 АКТ - 1 - 03" (заводской N ... ). Данный электросчетчик установлен для определения объема потребления электрической энергии во всем многоквартирном жилом доме (всех жилых и нежилых помещениях), расположенном по указанному выше адресу.
Из писем Белебеевского межрайонного отделения ООО "ЭСКБ" от дата исх. N ... , от дата исх. N ... следует, что при расчете размера платы за коммунальную услугу "электроснабжение на общедомовые нужды" по лицевым счетам жилых помещений, этого дома применяется абз. 4 п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N ... (далее - Правила) тем не менее не представлен протокол общего собрания собственников (решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по указанному выше адресу, о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Исходя из видов оборудования общего имущества адрес (осветительные установки, дверные запирающие устройства), норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды согласно Приложению N ... к Постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от дата N ... "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, на общедомовые нужды и при использовании земельного участка и надворных построек на территории Республики Башкортостан, определенных расчетным методом" с изменениями от дата N ... , составляет 0,224 кВтч/ж.
Анализ информации Белебеевского межрайонного отделения ООО "ЭКСБ" по начислениям за электрическую энергию в разрезе каждого жилого помещения в 2014г. свидетельствует о нарушении организацией порядка предъявления размера платы на общедомовые нужды в соответствии с абз. 2, 3 п. 44 Правил, а именно распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за расчетный период превышает объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления. Установлено, что в течение шести расчетных периодов, начиная с мая месяца дата года (первоначального выставления Белебеевским межрайонным отделением ООО "ЭСКБ" платежных документов для оплаты напрямую собственникам), не всеми собственниками помещений в адрес ООО "ЭСКБ" своевременно предоставлялись показания индивидуальных приборов учета о ежемесячном потреблении электрической энергии. Сами индивидуальные приборы учета были установлены задолго до мая месяца 2014 года и постоянно находились в эксплуатации. Кроме того, ООО УК "ЖилКомСервис" при расторжении указанных выше договорных отношений с ООО "ЭСКБ" представило ООО "ЭСКБ" лишь последние показания индивидуальных приборов учета, сведения о среднемесячных объемах потребления коммунального ресурса потребителей, определенные по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета за период не менее 6 месяцев, представлены не были. При этом, ответчик вопреки положениям пп. "б" п. 59 Правил рассчитывал объем электроэнергии, предоставленный на общедомовые нужды, за указанный период времени, считая нулевое среднемесячное индивидуальное потребление электрической энергии в отношении тех потребителей, которые не предоставили либо несвоевременно предоставили показания своих индивидуальных приборов учета электроэнергии.
Действительные сведения о реальном потреблении потребителями электрической энергии исходя из среднемесячного индивидуального потребления электроэнергии в отношении тех потребителей, которые не предоставили либо несвоевременно предоставили показания своих индивидуальных приборов учета электроэнергии, в ООО "ЭСКБ" отсутствовали. Указанные обстоятельства в конечном итоге также привели к необоснованному начислению ООО "ЭСКБ" в каждом расчетном периоде размера платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды в отношении тех собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме, которые своевременно предоставили показания своих индивидуальных приборов учета. По смыслу формулы, определяющий порядок начисления размера платы за электроэнергию, следует, что плата за коммунальную услугу должна определяться исходя из суммарного объема коммунального ресурса, потребленного во всех квартирах, влияющих на показатели общедомового прибора учета. Иное толкование данной формулы влечет за собой нарушение прав потребителей, добросовестно предоставивших ООО "ЭСКБ" показания индивидуальных приборов учета, (к таковым относится ФИО2), поскольку в состав начисленной ей платы включается не только стоимость коммунального ресурса, использованного в ее квартире и на общие нужды дома, но и стоимость коммунального ресурса, потребленного в квартирах, жильцы которых не предоставили показания индивидуальных приборов учета. Кроме того, проверкой установлены нарушения пп. "а" п. 69, пп. "г" п. 65 Правил N ... по лицевому счету адрес, расположенной в названом выше многоквартирном жилом доме, и которые указаны в акте проверки, а именно, из содержания платежного документа адрес, предъявленного к оплате за май месяц дата года, следует, что предъявляется объем электроэнергии на индивидуальное потребление и на общедомовые нужды за расчетный и оплачиваемый месяц май дата.
Также платежный документ содержит текущий расчетный период - май дата. В нарушение пп. а п. 69 Правил в названном платежном документе указаны лишь инициалы плательщика, а не его полное имя и отчество. Платежный документ за май месяц 2014г. предъявленный ООО "ЭСКБ" потребителю адрес оплате за услуги, отражает результатирующий итог к оплате (графа 20) с учетом истекшего периода и текущего периода и вычетом оплаты, поступившей после закрытия расчетного периода. Кроме того, согласно графе 20 "итого к оплате" потребителю необходимо самостоятельно произвести расчет размера платы за услуги электроэнергия, в том числе предоставленную на общедомовые нужды ... , где ... - сальдо на ... -стоимость электроэнергии за текущий период, 19- оплачено в текущем периоде мае дата. В соответствии 5 разделом "Права и обязанность потребителя" Правил данная функция на потребителя не возложена. В соответствии с пп. г п. 31 Правил данная обязанность возложена на исполнителя. Проверочными мероприятиями установлено, что в аналогичном порядке, то есть с выставлением аналогичных платежных документов, ответчиком осуществляется выставление платежных документов для оплаты всем собственникам помещений многоквартирных домов, у которых заключены договора управления многоквартирными домами с ООО УК "ЖилКомСервис". Требования законодательства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части правильного начисления размера платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды, правильного оформления платежных документов в соответствии с предъявляемыми к ним требованиям, ответчиком должным образом не исполняются. Перечисленные выше недостатки влекут за собой нарушение прав собственников помещений многоквартирных домов на правильное начисление размера платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды и надлежащее оформление платежных документов.
С учетом уточненных исковых требований истец просил признать действия ООО "ЭСКБ" по начислению размера платы по услуге "электроэнергия предоставленная на общедомовые нужды" в течение первых шести расчетных периодов, начиная с мая дата года (первоначального выставления Белебеевским межрайонным отделением ООО "ЭСКБ" платежных документов для оплаты напрямую собственникам) по ноябрь дата года включительно, т.е. календарного периода времени, когда не всеми собственниками помещений в адрес ООО "ЭСКБ" своевременно предоставлялись показания индивидуальных приборов учета о ежемесячном потреблении электрической энергии, а в ООО "ЭСКБ" отсутствовали сведения о среднемесячном объеме потребления коммунального ресурса у данных потребителей, незаконными; обязать ООО "ЭСКБ" произвести перерасчет (возврат) размера платы по услуге "электроэнергия предоставленная на общедомовые нужды" за первые шесть расчетных периодов, начиная с мая дата года (первоначального выставления Белебеевским межрайонным отделением ООО "ЭСКБ" платежных документов для оплаты напрямую собственникам) по ноябрь 2014 года включительно, в отношении всех собственников жилых помещений, находящихся в многоквартирных домах и обслуживаемых ООО УК "ЖилКомСервис"; признать действия ООО "ЭСКБ" по выставлению платежных документов населению, проживающему в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении и обслуживании управляющих организаций, по услуге "электроэнергия, предоставленная на общедомовые нужды" незаконными; обязать ООО "ЭСКБ" произвести за период времени с момента выставления населению, проживающему в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении и обслуживании управляющих организаций, перерасчет в полном объеме размера платы по услуге "электроэнергия, предоставленная на общедомовые нужды"; обязать ООО "ЭСКБ" привести платежные документы, выставляемые для оплаты потребителям, в соответствие с пунктами 69, 67 Правил.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" ФИО3 просит решение суда отменить, указывая на то, что возможность расторжения договора электроснабжения с управляющей организацией предусмотрена законодательством, также законодательством предусмотрена только письменная форма договора между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией. Управляющая компания становится исполнителем коммунальных услуг только с даты заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. Законом предусмотрена возможность, при которой к предоставлению коммунальных услуг приступает ресурсоснабжающая организация - в случае, если договор с управляющей компанией отсутствует. Положения абз.2,3 п.44 Правил предоставления коммунальных услуг не применимы при расчете за поставленные ресурсы на общедомовые нужды в многоквартирные дома ресурсоснабжающей организацией. В отсутствие заключенного договора управляющей компании с ресурсоснабжающей организацией к предоставлению коммунальной услуги приступает ресурсоснабжающая организация - ООО "ЭСКБ" и договорные отношения возникают непосредственно между гражданами - потребителями и ресурсоснабжающей организацией. Данные обстоятельства не были учтены судом при разрешении спора.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, явившихся на судебное заседание, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что согласно представленным истцом квитанций счета с мая дата г. по ноябрь дата. на оплату за услугу электроснабжение выставляет ООО "ЭСКБ". Между тем, собственниками помещений многоквартирного жилого дома, расположенным по адресу: адрес управляющей организацией выбрано ООО УК "ЖилКомСервис".Разрешая спор и удовлетворяя в исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что собственниками жилья реализовано право выбора способа управления домом, принято решение о заключении договора управления с управляющей организацией, выступающей в роли исполнителя жилищных и коммунальных услуг, в том числе в части выполнения работ по техническому содержанию внутридомовых электрических сетей. Доказательств принятия на общем собрании собственников помещений данного многоквартирного дома решения о внесении платы за коммунальную услугу "электроснабжение" непосредственно ресурсоснабжающей организации - ООО "Энергетической сбытовой компании Башкортостана" суду представлено не было.
Между тем, как установлено судом, ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" в отсутствие правовых оснований производит расчет, требуя от жильцов многоквартирного дома, способ управления которым определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды. Таким образом, ресурсоснабжающая организация ООО "ЭСКБ" осуществляет поставки электроэнергии на общедомовые нужды напрямую собственникам помещений многоквартирных домов, в том числе жителям домов, которые выбрали способ управления многоквартирным домом через управляющую компанию.
Также суд пришел к выводу, что действующее законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом.
Судебная коллегия с изложенными выводами суда соглашается.
Так, в силу ст. ст. 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).
При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, избранная собственниками управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном доме. Условия предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме, которое управляется управляющей организацией определяются договором управления многоквартирным домом (п.9 Правил).
В силу п. 14 Правил управляющая организация, выбранная для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Таким образом, в силу п. 14 Правил предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. Подобное регулирование, в частности, направлено на обеспечение стабильности оказания коммунальных услуг при смене по решению общего собрания собственников помещений одной управляющей организации на другую.
В свою очередь, в соответствии с п. 17 Правил, ресурсоснабжающая организация императивно является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги только в следующих случаях: при непосредственном управлении, в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления, в жилых домах (домовладениях).
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домом в коммунальной услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Решение собственников помещений в МКД о смене управляющей организации на какую- либо другую не принималось и в материалах дела доказательства этого отсутствуют.
Согласно п.31 Правил, исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, Правилами и договором управления многоквартирным домом; б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; в) осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных сетей; г) производить в установленном порядке расчет платы за коммунальные услуги.
В силу абзаца 2 п.44 Правил, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме.
Согласно ч.7.1. ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме ресурсоснабжающей организации). При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 569-0, положение ч.7.1 ст.155 ЖК РФ, корреспондирующей ст.312 ГК РФ, в которой закреплена возможность исполнения обязательства лицу, управомоченному на принятие исполнения, направлено на обеспечение баланса интересов потребителей коммунальных услуг, управляющих организаций и ресурсоснаюжающих организаций общедомовые нужды, и не регулируя отношения, связанные предоставлением ресурсоснаюжающими организациями коммунальных услуг на общедомовые нужды в отсутствие договора, заключенного с ней управляющей организацией, само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права и свободы гарантирующего поставщика.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений ч.1, 2.1, 2.3 ст.161, ч.2 ст. 162 ЖК РФ раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в многоквартирном доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом и достижению целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирным доме, решение вопросов пользования эти имуществом, а также предоставления коммунальных услуг.
Из системного толкования приведенных выше норм права следует, что в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, ресурсоснабжающая организация не может быть признана исполнителем коммунальной услуги. Между тем, фактическим исполнителем коммунальной услуги остается, по- прежнему, управляющая организация, избранная в соответствии с решением общего собрания собственников помещений многоквартирного, оформленного протоколом, и превышение объема, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги оплачивает управляющая организация за счет собственных средств.
Доводы апелляционной жалобы ООО "ЭСКБ" о возможности расторжения договора энергоснабжения в одностороннем порядке, судебная коллегия находит несостоятельными.
Так, в соответствии со ст.ст.426, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным договором.
Согласно п.3 ст.450 Гражданского кодекса Российской Федерации расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом, другими законами или договором. По общему правилу односторонний отказ от исполнения договора и одностороннее изменение его условий не допускаются (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации). Однако, договор электроснабжения, являющийся публичным договором, заключен по поручению и в интересах собственников и нанимателей помещений, для предоставления коммунальной услуги электроснабжения конечным потребителям в целях благоприятного и безопасного проживания в многоквартирном доме ( ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
С учетом положений п.1. ст.456 Гражданского кодекса Российской Федерации, и учитывая статус управляющей организации как исполнителя коммунальной услуги, приобретающей коммунальный ресурс для предоставления коммунальной услуги, гражданским законодательством не предусмотрено право ресурсоснабжающей организации в одностороннем порядке расторгать с исполнителем коммунальной услуги договор энергоснабжения.
Из смысла ч.1, 2 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, если абонентом выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе оказаться от исполнения договора в одностороннем порядке, предусмотренном ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Часть 1 ст.523 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что односторонний отказ от исполнения договора поставки допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
В силу п.53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 442 от 4 мая 2012 года (далее - Основные положения) в случае если по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенному с гарантирующим поставщиком, потребителем (покупателем) не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора.
Расторжение договора реализуется в претензионно - исковом порядке по правилам установленным ст.450-452 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, п.20 Основных Положений, предусматривает, что прием на обслуживание потребителей- граждан осуществляется только в отношении потребителей, которые не находятся на обслуживании исполнителей коммунальных услуг в лице управляющих организаций, ТСЖ либо жилищных кооперативов или иных специализированных кооперативов.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что действующим законодательством не предусмотрено одностороннее расторжение договора энергоснабжения, являющегося публичным договором. Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 ст. 155 ЖК РФ).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ООО "ЭСКБ" производит расчет, требуя от жильцов многоквартирных домов, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, в отсутствие на то правовых оснований.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и доказательств и основаны на неверном толковании норм права и не могут являться основанием для отмены решения суда первой инстанции. Других оснований, влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что, разрешая спор, суд первой инстанции на основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств постановилрешение, отвечающее нормам материального права, применяемого к спорным правоотношениям, при соблюдении требований процессуального законодательства.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий Алексеенко О.В.
Судьи Идрисова А.В.
Пономарева Л.Х.
Справка: судья ФИО5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.