Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Дьяконовой З.С.,
при секретаре Романовой Е.П.,
с участием прокурора Рязанской А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению АК "Алроса" (ПАО) о признании недействующим Приложения N 1 к постановлению Правления Государственного комитета по ценовой политике РС(Я) от 30.12.2015 г. N 336 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на 2016 год",
УСТАНОВИЛ:
АК "Алроса" (ПАО) обратилась в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению Приложения N 1 к постановлению Правления Государственного комитета по ценовой политике РС(Я) от 30.12.2015г. N 336 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на 2016 год" (далее - постановление Правления ГКЦ РС(Я)N336). Иск мотивирован тем, что Приказом ФАС России от 29 декабря 2015 N 1345/15 утверждены предельные максимальные и минимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по субъектам Российской Федерации на 2016 год, в том числе по Республике Саха (Якутия). Оспариваемым постановлением Правления ГКЦ РС(Я) N336 установлены единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия), подлежащие применению в 2016 году. Тарифы для потребителей категории "Прочие потребители", к которым относится АК "АЛРОСА" (ПАО) установлены Приложением N 1 к названному Постановлению. Данные тарифы значительно превышают предельные максимальные тарифы, предусмотренные Приказом ФАС России от 29.12.2015 г. Истец считает, что при расчете названного тарифа, ГКЦ РС(Я), в нарушение действующего законодательства, в составе расходов на передачу электроэнергии по сетям территориальных сетевых организаций были учтены расходы на содержание объектов электросетевого хозяйства, отнесенных в установленном порядке к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а именно: ВЛ 220 кВ "Сунтар-Олекминск"; ПС 220/35/6 кВ "Олекминск"; ВЛ 220кВ "Сунтар-Олекминск" с ПС 220/35/6кВ "Олекминск"; Отпайка на НПС N 14. ВЛ 220 кВ "Городская (Ленск) - Пеледуй"; ВЛ 220 кВ "Городская (Ленск) - НПС N 12 - НПС N 13- ПС Олекминск - НПС N 14; ПС 220/10 кВ при НПС N 12 ПС 220/10кВ при НПС N 13; ПС 220/110/10 кВ "Пеледуй". Кроме того, ссылается на то, что на территории Республики Саха (Якутия) установлен один единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год, в то время как по действующим правилам для каждой технологически изолированной территориальной энергетической системы, которых на территории Республики Саха (Якутия) несколько, должен устанавливаться отдельный единый (котловой) тариф.
В судебном заседании представитель административного истца Дедух А.Ю. уточнила требования и просит признать Приложение N 1 к постановлению Правления ГКЦ РС(Я) N336 от 30 декабря 2016 года в части установления для прочих потребителей одноставочного тарифа в размере 3,36руб./кВт. Поддержала доводы искового заявления по изложенным в нем основаниям и, кроме того, указала, что ответчик должен был при установлении тарифа руководствоваться принципом экономической обоснованности, в подтверждение чего должен был представить экспертное заключение.
Представитель административного ответчика Алексеева С.К., действующая на основании доверенности от 18.01.2016 г. N ... , с требованиями административного истца не согласилась и пояснила, что постановление Правления ГКЦ PC (Я) от 30.12.2015г. N336 принято в пределах полномочий уполномоченного органа регулирования субъекта РФ. Приказом ФАС России от 31.12.2015г. было согласовано решение ГКЦ PC (Я) об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФАС России на 2016 год. При этом, в соответствии с порядком согласования решений органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, утвержденным приказом ФСТ России от 07.12.2004г. N 236-э федеральный орган осуществляет проверку обоснованности тарифов, устанавливаемых органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов). Таким образом, ФАС России, проверив обоснованность установленных оспариваемым постановлением тарифов, признал их обоснованными, в связи с чем и согласовал решение ГКЦ PC (Я). Период времени между изменениями цен (тарифов) регулирующими органами, включая единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по каждому уровню напряжения, установлен на период с 1 января по 30 июня на уровне, не превышающем уровень, установленный для указанных цен (тарифов) на период 2 полугодия года, предшествующего году регулирования. Таким образом, единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории PC (Я) на 2016 год, установленные постановлением Правления ГКЦ PC (Я) от 30.12.2015г. N 336, установлены на 1 полугодие на уровне тарифов 2 полугодия 2015г.
Указанные в протоколе Правления ГКЦ PC (Я) от 30.12.2015г. N ... затраты по содержанию линий АО "ДВЭУК" в едином (котловом) тарифе на услуги по передаче электрической энергии учтены с 1 июля 2016 года.
В соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ от 08.04.2016г. N 279 "Об исключении объектов электросетевого хозяйства из реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть", объекты ОАО "ДВЭУК", расположенные в Западном районе PC (Я), ранее отнесенные, согласно Приказу Министерства энергетики РФ от 05.06.2015г. N343, к объектам ЕНЭС и включенные в реестр таких объектов, были исключены из реестра объектов, входящих в ЕНЭС.
Решение об исключении объектов ОАО "ДВЭУК" из ЕНЭС, принятое согласно приказу Минэнерго РФ от 08.04.2016г. N 279, вступило в силу 10 мая 2016г. В этой связи, затраты на содержание объектов ОАО "ДВЭУК", расположенных в Западном районе PC (Я), подлежат учету при регулировании единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии на территории PC (Я) при определении тарифов, применяемых со второго полугодия 2016 года.
Экспертное заключение составляется при установлении индивидуальных тарифов, для конкретной сетевой организации. Для установления единого (котлового) тарифа суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения, для чего экспертное заключение не требуется.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, а также прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, приходит к следующему выводу.
Подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения в сфере электроэнергетики регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Частью 4 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Полномочия органа регулирования на территории Республики Саха (Якутия) осуществляет Государственный комитет по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия), (наименование исполнительного органа государственной власти изменено Указом Президента РС (Я) от 17.12.2015 г. N 851) действующий на основании соответствующего Положения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.11.2007 г. N 468.
Согласно п. 3.1.2 указанного Положения Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) осуществляет, в том числе, полномочия по установлению цен (тарифов), указанных в статье 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Постановлением Правления Государственного комитета по ценовой политике РС(Я) от 30 декабря 2015 года N 336 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на 2016 год" установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия), подлежащие применению в 2016 году. Тарифы для потребителей "Прочие потребители" установлены Приложением N 1 на второе полугодие 2016 года в размере 3,36 руб./ кВт.
Постановление опубликовано в печатном издании "Якутские ведомости" N2, 19.01.2016г.
Абзацем вторым пункта 7 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласование с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов указанного решения осуществляется не позднее чем в течение 30 календарных дней с даты обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Поскольку тарифы, установленные Комитетом в названном постановлении, превышали установленные предельные максимальные тарифы, предусмотренные Приказом ФАС России от 29 декабря 2015 г. N 1345/15, Комитет обратился в ФАС России за согласованием своего решения. Приказом ФАС России от 31.12.2015г. было согласовано решение ГКЦ PC (Я) об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФАС России на 2016год.
АК "Алроса" (ПАО) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании Приказа ФАС России от 31.12.2015 N 1374/15, которым было согласовано оспариваемое постановление Правления ГКЦ N336 незаконным.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24 мая 2016 года, вступившим в законную силу, отказано в удовлетворении требований АК "Алроса" (ПАО).
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Арбитражный суд города Москвы пришел к выводу, что согласование решения ГКЦ РС(Я) о превышении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на 2016 год принято с соблюдением установленной процедуры и соответствует законодательству.
Таким образом, обжалуемое постановление Правления ГКЦ РС (Я) является нормативным правовым актом, поскольку им установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия), рассчитанные на неоднократное применение. Постановление принято уполномоченным органом в предусмотренной форме, принято с соблюдением порядка его принятия.
При расчете единых (котловых) тарифов в составе расходов на передачу электроэнергии по сетям территориальных сетевых организаций были учтены, в том числе расходы на содержание следующих объектов электросетевого хозяйства АО "ДВЭУК": ВЛ 220 кВ "Сунтар-Олекминск"; ПС 220/35/6 кВ "Олекминск"; ВЛ 220кВ "Сунтар-Олекминск" с ПС 220/35/6кВ "Олекминск"; Отпайка на НПС N 14. ВЛ 220 кВ "Городская (Ленск) - Пеледуй"; ВЛ 220 кВ "Городская (Ленск) - НПС N 12 - НПС N 13- ПС Олекминск - НПС N 14; ПС 220/10 кВ при НПС N 12 ПС 220/10кВ при НПС N 13; ПС 220/110/10 кВ "Пеледуй". Истец указывает, что на момент принятия оспариваемого постановления указанные объекты относились на основании Приказа Минэнерго России от 05.06.2015 N 343 к объектам электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть и не могли учитываться в составе расходов на передачу электроэнергии по сетям территориальных сетевых организаций.
Между тем, Приказом Министерства энергетики РФ от 08.04.2016г. N 279 "Об исключении объектов электросетевого хозяйства из реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть", вступившим в силу 10 мая 2016 года, вышеперечисленные объекты электросетевого хозяйства ОАО "ДВЭУК" исключены из реестра объектов, входящих в ЕНЭС, а оспариваемые тарифы, установленные с учетом затрат ОАО "ДВЭУК" должны применяться с 1 июля 2016 года. Таким образом, затраты ОАО "ДВЭУК" отразились в едином (котловом) тарифе, подлежащем применению с 1 июля 2016 года, то есть после исключения ОАО "ДВЭУК" из реестра объектов, входящих в ЕНЭС.
При этом следует принять во внимание обстоятельства, на которые ссылается представитель ответчика и установленные решением Арбитражного суда г. Москвы о том, что государственное регулирование тарифов, в том числе установление предельных уровней тарифов на федеральном уровне, установление тарифов, на основании предельных уровней тарифов, на уровне субъекта РФ, процесс трудоемкий и длительный. Прежде чем установить названные тарифы ведется совместная, согласительная работа федеральных органов и органов исполнительной власти субъекта РФ, на проектной стадии нормативных актов, касающихся, в данном случае, вопросов электроэнергетики. Так, ГКЦ РС(Я), при разработке проекта нормативного акта об установлении единых тарифов пришел к выводу о том, что в связи с отнесением объектов АО "ДВЭУК" к единой национальной (общероссийской) электрической сети, крупные промышленные потребители электрической энергии, получающие электрическую энергию на высоком уровне напряжения, стали бы оплачивать услуги по передаче электрической энергии по тарифам ПАО "ФСК ЕЭС" и не оплачивать единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии республики. Это имело бы крупные негативные последствия для оставшихся потребителей республики - рост среднегодового тарифа за счет этого фактора для них составил бы 17,1%.
В связи с указанным Правительство Республики Саха (Якутия) обратилось в Минэнерго РФ с просьбой собрать совещание и обсудить возможные варианты развития тарифной политики в связи с вводом электросетевого комплекса ОАО "ДВЭУК" в действие и отнесением его к ЕНЭС, выбрать наиболее приемлемый сценарий развития.
На совещании под председательством заместителя Министра энергетики Российской Федерации В.М. Кравченко, которое состоялось 12.10.2015 года, были рассмотрены три варианта дальнейшего развития ситуации с участием электросетевого комплекса АО "ДВЭУК".
Обсудив и проанализировав последствия реализации этих трех вариантов, решением совещания, согласно протоколу от 12.10.2015 г. N N ... Комитету, при установлении тарифов на электрическую энергию, было рекомендовано принять 1 вариант сценарной модели тарифного регулирования в части объектов ОАО "ДВЭУК", а именно: включение затрат по содержанию данных объектов в расчет единого котлового тарифа на передачу электрической энергии Республики Саха (Якутия). Пунктом 2 резолютивной части протокола совещания ГКЦ-РЭК PC (Я) было рекомендовано направить запрос в ФАС России о необходимости учета затрат на содержание объектов АО "ДВЭУК" при утверждении предельного максимального уровня цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии в Республике Саха (Якутия) на 2016 год, что Комитетом было сделано.
Таким образом, решение о включении затрат по содержанию объектов ОАО "ДВЭУК" в расчет единого (котлового) тарифа принималось ГКЦ РС(Я) не по своему усмотрению, произвольно, а в результате работы по согласованию такого решения, в том числе с федеральными органами государственной власти.
Согласно п.81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (ред. от 17.05.2016) "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы.
Согласно п. 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии, независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (далее - единые (котловые) тарифы), производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации.
Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.
Из протокола заседания Правления ГКЦ РС(Я) от 30 декабря 2016 года следует, что для расчета единых (котловых) тарифов учтены затраты 14 сетевых компаний, в том числе АО "ДВЭУК".
Таким образом, при установлении единого (котлового) тарифа тарифное дело, в рамках которого проводится экспертиза предложений, не открывается, экспертиза предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней не проводится, в связи с чем довод представителя истца об отсутствии в данном случае экспертного заключения не может свидетельствовать об экономической необоснованности установленных тарифов.
Пунктом 49 Методических указаний также предусмотрено, что расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 настоящих Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Таким образом, довод истца о незаконности установления одного единого (котлового) тарифа для всех "прочих потребителей" республики, а не по каждому энергорайону, является необоснованным.
Следует также учесть, что Приказом ФАС России от 29 декабря 2015 N 1345/15 утверждены предельные максимальные и минимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по субъектам Российской Федерации на 2016 год, а не по энергорайонам.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца о признании оспариваемого акта недействующим.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 179-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления АК "Алроса" (ПАО) о признании недействующим Приложения N 1 к постановлению Правления Государственного комитета по ценовой политике РС(Я) от 30.12.2015г. N 336 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на 2016 год" - отказать.
Решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию Государственным комитетом по ценовой политике комиссии Республики Саха (Якутия) в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья З.С. Дьяконова
Решение суда принято в окончательной форме 1 сентября 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.