Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Дьяконовой З.С., при секретаре Романовой Е.П.,
с участием прокурора Ефремова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества "Якутскэнерго" о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению отдельных положений Приложения N 1 к "Порядку определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена на территории Чурапчинского улуса (района)", утвержденного решением N 99 Улусного (районного) Совета депутатов муниципального образования "Чурапчинский улус (район)" Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2014 года,
установил:
Административный истец ПАО "Якутскэнерго" обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению Приложения N 1 к "Порядку определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена на территории Чурапчинского улуса( района)" (далее Порядок определения арендной платы) утвержденного решением N 99 Улусного (районного) Совета депутатов муниципального образования "Чурапчинский улус (район)" Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2014 года, в части установления базовой ставки арендной платы в размере 100% кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предназначенных для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов. Просит признать недействующим нормативный акт и обязать ответчика установить ставки арендной платы не выше предусмотренных приказом Минэкономразвития РФ от 22 сентября 2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)".
По мнению административного истца, вышеприведенная редакция нормативного правового акта нарушает пункт 4 статьи 39.7, пункт 2 статьи 49 Земельного кодекса РФ, которые во взаимосвязи предписывают органам местного самоуправления устанавливать ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения, объектов электроснабжения регионального или местного значения в размере, не превышающем размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Кроме того, указывает на экономическую необоснованность размера арендной платы и нарушение порядка опубликования нормативного акта.
В судебном заседании представитель административного истца Матвеева Т.В., действующая на основании доверенности от 23 июня 2016 года N ... , требования поддержала в полном объеме, указывая на то, что оспариваемые правовые положения нарушают право ПАО "Якутскэнерго", являющегося арендатором земельных участков, предоставленных под размещение электростанций и обслуживающих их сооружений и объектов, на установление действительной обязанности по гражданско-правовым сделкам и ведут к уплате арендных платежей в необоснованно завышенном размере.
Просит административное исковое заявление удовлетворить, признать Приложение N 1 к Порядку определения арендной платы недействующим в оспариваемой части с момента принятия и обязать административного ответчика установить соответствующие ставки арендной платы за земельные участки в размере, не превышающем ставки установленные Приказом Минэкономразвития России от 23.04.2013 г. N 217 и Приказом Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 г. N 507, в соответствии с принципами, изложенными в постановлении Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582, постановлении Правительства РС(Я) от 26.01.2008 N 26.
Представитель административного ответчика Улусного (районного) Совета депутатов муниципального образования "Чурапчинский улус (район)" Республики Саха (Якутия) в судебное заседание не явился, ответчик извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Лица, участвующие в деле об оспаривании нормативного правового акта, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка представителей органа местного самоуправления, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если явка таких лиц не была признана судом обязательной. (ч.5 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, а также прокурора, полагавшего исковое заявление подлежащим удовлетворению частично, приходит к следующему выводу.
Решением N 99 Улусного (районного) Совета депутатов муниципального образования "Чурапчинский улус (район)" Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2014 года, утвержден "Порядок определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена на территории Чурапчинского улуса ( района)".
В пункте 10 Приложения N 1 "Ставки арендной платы за использование земельных участков в категории земель населенных пунктов" к названному Порядку определения арендной платы, указаны земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов с установлением арендной платы в размере 100% от кадастровой стоимости.
Публичное акционерное общество "Якутскэнерго" является арендатором земельных участков, расположенных на территории Чурапчинского района РС(Я), предназначенных для размещения электростанций и линий электропередач, и арендная плата за указанные земельные участки начисляется обществу с 1 января 2015 года в соответствии с оспариваемым нормативным правовым актом Улусного (районного) Совета депутатов МО "Чурапчинский улус" РС(Я), то есть оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права административного истца. Данное обстоятельство подтверждается договорами аренды земельных участков, заключенных между ПАО "Якутскэнерго" и администрацией МО "Чурапчинский улус (район) РС(Я) от 15 августа 2008 года и от 19 июня 2012 года, с указанием кадастровых номеров объектов недвижимости, даты заключения и срока действия договоров.
Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в силу действующих до 1 марта 2015 года положений пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пункт 4 статьи 12 Земельного кодекса РС (Я) относит к полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия) в области земельных отношений установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пунктам 1,2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса РС (Я) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области земельных отношений относятся:
1) управление и распоряжение в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством, законодательством Республики Саха (Якутия) и уставом муниципального района (городского округа), земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена;
2) установление в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия) в пределах полномочий, установленных Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия), базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением Правительства РС(Я) от 26.01.2008 N 26 (в редакции от 09.04.2016г.) утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (далее -Положение).
Пунктом 1.1 названного Положения установлено, что размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки), определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы, утвержденную в установленном порядке органом местного самоуправления.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный акт принят Улусным (районным) Советом депутатов МО "Чурапчинский улус РС(Я)" в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
Вместе с тем, предусмотренные правила введения муниципальных нормативных правовых актов в действие, в частности правила их опубликования, в данном случае ответчиком не соблюдены.
Так, статьей 45 Устава МО "Чурапчинский улус (район) РС(Я) предусмотрено, что официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется путем их опубликования в районной газете "Сана олох" в течение пяти рабочих дней после его подписания.
Пунктом 3 оспариваемого решения Улусного (районного) Совета депутатов МО "Чурапчинский улус (район) РС(Я)" установлено, что настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Данных о том, что оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в каком - либо печатном издании, в том числе в районной газете "Сана олох", не имеется.
Определением Верховного Суда РС(Я) от 27 июня 2016 года административное исковое заявление ПАО "Якутскэнерго" было оставлено без движения, в том числе, по тому основанию, что в нем не указаны источник и дата опубликования оспариваемого нормативного акта.
Устраняя недостатки искового заявления, истец указал на то, что нормативный акт был опубликован в печатном издании ГАУ РИО "Сана олох" Чурапчинского улуса (района) в марте 2016 года.
Между тем, к моменту рассмотрения дела указанным учреждением представлена справка о том, что их печатным изданием "Сана олох" оспариваемый нормативный правовой акт не публиковался.
Ответчиком, по запросу суда, представлена справка о том, что оспариваемое решение Улусного (районного) Совета депутатов МО "Чурапчинский улус (район)" РС(Я) от 20.11.2014г. было размещено на официальном сайте администрации МО "Чурапчинский улус (район)" http:old.sakha.gov.ru/chyrapchinsky в ноябре 2014 года.
Однако доказательств размещения нормативного акта в сети Интернет на официальном информационном портале Республики Саха (Якутия) в разделе муниципальное образование "Чурапчинский улус (район)" или на официальном сайте администрации МО "Чурапчинский улус (район)" http:old.sakha.gov.ru/chyrapchinsky, не имеется.
Судом установлено, что решение N 99 Улусного (районного) Совета депутатов МО "Чурапчинский улус (район)" РС(Я) от 20.11.2014г. размещено на сайте portal.b14/ru (портал малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия) 09 августа 2016 года.
Данное обстоятельство подтверждается информацией, предоставленной ******** Агентства информационно-консультационной поддержки ГКУ "Центр поддержки среднего и малого предпринимательства РС(Я) Л. о том, что решение Улусного (районного) совета депутатов МО "Чурапчинский улус (район)" Республики Саха (Якутия) N99 от 20.11.2014 "Об утверждении Порядка определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, на территории Чурапчинского улуса (района)" загружено на портал малого и среднего предпринимательства РС(Я) 09 августа 2016 года.
Таким образом, оспариваемый акт был опубликован ответчиком после обращения ПАО "Якутскэнерго" в суд с настоящим иском и получения запроса суда о необходимости представить сведения об опубликовании этого акта.
Из пояснений представителя истца в судебном заседании следует, что о наличии оспариваемого решения истцу стало известно в апреле 2016 года, когда Администрация Чурапчинского улуса РС(Я) выставила счета по договорам аренды земельных участков за 2015 год, то есть лицу, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием своевременно не была обеспечена.
Таким образом, оспариваемый Порядок определения арендной платы был опубликован с нарушением правил опубликования муниципальных правовых актов, поскольку опубликован по истечении 1 года и 9 месяцев после его принятия, не в том печатном издании, в котором, согласно Уставу, должны опубликовываться муниципальные нормативные акты МО "Чурапчинский улус РС(Я)". При этом, оспариваемое решение распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года, и в размере, установленном указанным Порядком определения арендной платы, рассчитана и предъявлена истцу, как арендатору, к оплате сумма арендной платы за 2015 год.
Нарушение правил опубликования нормативного правового акта является основанием, влекущим признание акта недействующим.
Кроме того, суд находит обоснованным довод истца о том, что оспариваемый акт принят с нарушением требований постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, которым утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К этим основным принципам определения арендной платы при аренде государственных земельных участков в указанном Постановлении Правительства Российской Федерации, отнесены:
- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться;
- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Оспариваемым актом установлена ставка арендной платы в размере 100% кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов. При этом указанный размер ставки арендной платы ответчик не обосновал. На запрос суда представить экономически обоснованный расчет названной ставки, ответчик не ответил, запрошенные сведения не представил.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что при принятии нормативного акта в оспариваемой его части ответчиком не соблюдены установленные федеральным законодательством принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и собственность на которые не разграничена.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении иска ПАО "Якутскэнерго" в части требования о признании оспариваемого акта недействующим.
Учитывая, что одним из оснований для признания Порядка определения арендной платы в части недействующим, является нарушение порядка его введения в действие, суд приходит к заключению, что недействующим следует признать оспариваемый акт с момента его принятия, с 20 ноября 2014 года.
В части требований о возложении обязанности на ответчика установить размер ставки арендной платы не выше установленных приказом Минэкономразвития РФ от 22 сентября 2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" следует отказать, исходя из конституционных принципов разделения властей и самостоятельности местного самоуправления (статьи 10, 12 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 179-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
требования Публичного акционерного общества "Якутскэнерго" о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению отдельных положений Приложения N 1 к "Порядку определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена на территории Чурапчинского улуса (района)", утвержденного решением N 99 Улусного (районного) Совета депутатов муниципального образования "Чурапчинский улус (район)" Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2014 года, удовлетворить частично.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с 20 ноября 2014 года пункт 10 Приложения N 1 к "Порядку определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена на территории Чурапчинского улуса (района)", утвержденного решением N 99 Улусного (районного) Совета депутатов муниципального образования "Чурапчинский улус (район)" Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2014 года, в части установления ставки арендной платы в размере 100% кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.
В остальной части исковых требований отказать.
В течение одного месяца после вступления в законную силу настоящего решения, сообщение о его принятии, в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию Улусным (районным) Советом депутатов МО "Чурапчинский улус (район) РС(Я)" в печатном издании ГАУ РИО "Сана олох" Чурапчинского улуса (района) РС(Я).
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный суд РС (Я) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья З.С. Дьяконова
Решение изготовлено в окончательной форме 24 августа 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.