Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Быковой И.В.
Судей: Зуевой С.М., Жегалова Е.А.
При секретаре Б.Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в "адрес" 14 июля 2016
года дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "адрес" на решение Венгеровского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
Иск Лепёшкиной И. И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в "адрес" удовлетворить.
Признать решение УПФ РФ (ГУ) в "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Обязать УПФ РФ (ГУ) в "адрес":
-включить в стаж работы Лепёшкиной И.И., дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п/п 20 п. 1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в календарном порядке, периоды нахождения в отпусках по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в льготном исчислении, как 1 год за 1 год и 6 месяцев:
-назначить Лепёшкиной И.И. пенсию по старости по основанию, предусмотренному п/п 20 п.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Зуевой С.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лепёшкина И.И. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в "адрес" о признании незаконным решения УПФ РФ (ГУ) в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и досрочном назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику за назначением досрочной страховой пенсией по старости по п/н 20 п.1 ст.30 Федерального Закона "О страховых пенсиях", как лицу осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В назначении пенсии ей было отказано, в связи с отсутствием требуемого стажа.
Считает неправомерным исключение из специального стажа периода нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и периодов декрета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном порядке.
Просила признать указанное решение УПФ незаконным, включить в специальный стаж период нахождения на курсах повышения квалификации в календарном порядке, засчитать периоды декрета в льготном исчислении, обязать УПФ РФ назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласно УПФ РФ (ГУ) в "адрес" НСО и в апелляционной жалобе просит решение суда отменить.
В обоснование доводов жалобы указывает, что при вынесении решения о зачете в специальный стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации, судом были применены нормы трудового законодательства, что не допустимо, поскольку данные отношения регулируются Федеральным законом N400-ФЗ, а отношения, в части не урегулированные законом, Правилами, утвержденными постановлением Правительства от 11.07.2002 N516, вступившими в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Что касается периода исчисления декрета (больничного листа) в льготном исчислении с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, то в соответствии с разъяснением от 29 ноября 1989 N 23/24-11 "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет" отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет может быть учтен в стаж на льготных основаниях за период до 06 октября 1992 года.
А также спорный период по своей правовой природе не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. В данный период сохраняются только трудовые отношения. При этом не осуществляется лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения.
Т.е. отсутствует факт работы в должности и в учреждении в сельской местности, поселке городского типа.
Таким образом, спорный период засчитывается в стаж работы дающей право для назначения трудовой пенсии по старости в календарном порядке.
В соответствии со ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Лепёшкина И.И. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в "адрес" с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости на основании пп.20 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по указанному основанию (далее - специальный стаж) правомерно и бесспорно включены периоды работы (нахождения) истицы: с ДД.ММ.ГГГГ но ДД.ММ.ГГГГ - в должности "данные изъяты" (1 год за 1 год и 3 месяца); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации (1 год за 1 год), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности "данные изъяты" (1 год за 1 год и 6 месяцев) с 16,06.1997 по ДД.ММ.ГГГГ - в должности медицинской "данные изъяты" (1 год за 1 год и 6 месяцев), с 24,02,1998 по ДД.ММ.ГГГГ - в должности "данные изъяты" (1 год за 1 год и 6 месяцев), с ДД.ММ.ГГГГ по 24,05.1999 - отпуск по беременности и родам (1 год за 1 год); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности "данные изъяты" (1 год за 1 год и 6 месяцев), с ДД.ММ.ГГГГ по 03,07.2008 отпуск по беременности и родам (1 года за 1 год), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. с по ДД.ММ.ГГГГ - в должности "данные изъяты" (I год за 1 год и 6 месяцев), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности "данные изъяты" (1 год за 1 год) (24 года 6 мес.5 дней).
Факты работы нахождения на курсах повышения квалификации и в отпусках по беременности и родам истицы в указанные периоды подтверждены в судебном заседании трудовой книжкой Лепёшкиной И.Й. (л.д.15-20), справкой ГБУЗ НСО Кыштовская ЦРБ, уточняющей особый характер работы и условия груда, (л.д.12-14),
Решением УПФ РФ (ГУ) в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии по старости истице отказано в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ, поскольку специальный стаж составил 24 года 06 месяцев 05 дней при требуемом стаже не менее 25 лет.
При этом в специальный трудовой стаж не включен период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, а периоды нахождения истицы в отпусках по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исчислены в календарном порядке (1 год за 1 год).
Страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации "О страховых пенсиях" от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах независимо от возраста.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на момент возникновения спорных отношений, трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 27 названного закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила).
В соответствии с разделом "Наименование должностей" Списка право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено среднему медицинскому персоналу, работающему в учреждениях, перечисленных в том же списке в разделе "Наименование учреждений".
На основании пункта 5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев (подпункт "б" пункта 5 Правил).
Приложением к названным Правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и б месяцев.
В данном перечне в числе наименований структурных подразделений указаны отделения анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, а в числе наименований должностей - должности медицинских сестер-анестезистов.
Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применялся и при ранее установленном правовом регулировании данных отношений.
Так, исчисление специального стажа предусматривалось для медицинских сестер-анестезистов, медицинских сестер отделений анестезиологии-реанимации, отделений реанимации и интенсивной терапии Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1066 (пункт 3 Правил). Названные Правила действовали в период работы Лепешкиной И.И. в должности медицинской сестры палатной в палате реанимации и интенсивной терапии отделения анестезиологии-реанимации Кыштовской ЦРБ и нахождения ее при этом в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Отпуска по беременности и родам в силу статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляются женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Исходя из приведенного выше правового регулирования, в случае предоставления женщинам отпусков по беременности и родам в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж на льготных условиях, периоды таких отпусков также подлежат включению в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.
Из материалов дела следует, что истица находилась в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Информационному письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 04 ноября 2002 г., период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о незаконности включения в подсчет специального стажа периодов нахождения истца в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении, - являются несостоятельными.
Так же, включая периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации в специальный стаж, суд первой инстанции правильно применил положения статьи 187 Трудового кодекса РФ, предусматривающей, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Суд обоснованно признал, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель обязан производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, поэтому эти периоды подлежат включению в специальный стаж в таком же порядке, как и время работы.
В соответствии с требованиями ст.54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 N 5487-1, приказа Минздрава РФ от 09 августа 2001 года N314 "О порядке получения квалификационных категорий" повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности.
Право лица на назначение досрочной трудовой пенсии на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании должностной инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности.
В этой связи ссылка в жалобе на необоснованность включения в специальный стаж указанных периодов является несостоятельной.
Утверждения ответчика о том, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации не могут быть включены в специальный стаж, основан на неправильном толковании норм пенсионного законодательства, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом доказательств и иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения или опровергали бы выводы суда, повторяют основания отказа пенсионного органа, получили должную оценку и поэтому не могут служить основаниями, предусмотренными ст.330 ГПК РФ к отмене решения суда в силу ч. ч.3,6 ст.330 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Венгеровского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в пределах доводов жалобы оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.