Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Ю.П.,
судей Бурматовой Г.Г.,
Кайгородовой Е.В.
при секретаре судебного заседания Каломасовой Л.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гензе А.Н. , Гензе Т.А. к администрации Березовского городского округа, Министерству физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области о признании права, возложении обязанности
по апелляционной жалобе истцов на решение Кировского районного суда
г. Екатеринбурга от 07.06.2016.
Заслушав доклад судьи Кайгородовой Е.В., объяснения истца Гензе Т.А., представителя истцов Демчука С.В., судебная коллегия
установила:
Гензе А.И., Гензе Т.А. обратились в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что постановлением администрации Березовского городского округа N от 08.06.2011 в соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей в Свердловской области" на 2011-2015 годы областной целевой программы "Развитие жилищного комплекса в Свердловской области" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N, истцы были включены в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по Березовскому городскому округу. Постановлением администрации Березовского городского округа от 27.08.2013 N был утвержден список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату на погашение основного долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) по Березовскому городскому округу. Постановлением администрации Березовского городского округа от 14.04.2015 N в постановление от 27.08.2013 N были внесены изменения, семья Гензе Т.А. была включена в состав молодых семей - участников подпрограммы на 2015 год. Постановлением администрации Березовского городского округа N от 05.08.2015 семья Гензе Т.А. была снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с исключением из списка молодых семей - участников подпрограммы, в связи с достижением возраста 36 лет одним из членов молодой семьи - Гензе Т.А. Считая данное постановление незаконным, истцы просили восстановить их право на участие в подпрограмме "Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)" государственной программы Свердловской области "Развитие физической культуры, спора и молодежной политики в Свердловской области до 2020 года", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N, в хронологической последовательности по дате постановки, в которой семья Гензе Т.А. стояла до момента исключения из списка 05.08.2015, обязать администрацию Березовского городского округа включить семью в составе Гензе А.И., Гензе Т.А., Г.Е.А. , Г.Э.А. в указанную подпрограмму в хронологической последовательности по дате постановки, в которой семья Гензе Т.А. стояла до момента исключения из списка 05.08.2015, обязать Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области включить семью в составе Гензе А.И., Гензе Т.А., Г.Е.А. , Г.Э.А. в список молодых семей - участников указанной подпрограммы в хронологической последовательности по дате постановки, в которой семья Гензе Т.А. стояла до момента исключения из списка 05.08.2015.
Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 07.06.2016 исковые требования Гензе А.И., Гензе Т.А. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением, истцы подали на него апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, нарушением норм материального права. Указали, что ответчиком не были представлены сведения о дате принятия решения о включении семьи Гензе Т.А. в список претендентов на получение социальной выплаты в 2015 году. Также ответчик, ссылаясь на достижение Гензе Т.А. возраста 36 лет как на основание исключения семьи Гензе Т.А. из списка молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты, не представил доказательств в подтверждение указанного довода. Выводы суда первой инстанции о том, что Порядком формирования списков молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, не установлен конкретный срок формирования списков претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, не соответствуют действительности.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Гензе Т.А. и представитель истцов доводы апелляционной жалобы поддержали.
Истец Гензе А.И., представители ответчиков администрации Березовского городского округа, Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Поскольку в материалах дела имеются доказательства их заблаговременного извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав истца Гензе Т.А., представителя истцов, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, верно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в результате чего пришел к обоснованным выводам.
Как правильно установлено судом первой инстанции, постановлением администрации Березовского городского округа N от 08.06.2011 семья Гензе в составе трех человек (Гензе Т.А. ... 1979 года рождения, Гензе, А.И, ... 1979 года рождения, и Г.Е.А. , ... ) включена в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) по Березовскому городскому округу.
Постановлением администрации Березовского городского округа N от 14.04.2015 в постановление администрации Березовского городского округа N от 08.06.2011 внесены изменения, а именно, семья Гензе включена в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) по Березовскому городскому округу в составе четырех человек (Гензе Т.А. ... 1979 года рождения, Гензе, А.И, ... 1979 года рождения, Г.Е.А. , ... и Г.Э.А. , ... ).
Постановлением администрации Березовского городского округа N от 05.08.2015 семья Гензе в составе четырех человек снята с учета граждан, изъявивших желание получить социальную выплату на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) по Березовскому городскому округу, в связи с достижением предельного возраста 36 лет одним из членов молодой семьи (Гензе Т.А.).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрацией Березовского городского округа принято правомерное решение о снятии семьи истцов с учета молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) по Березовскому городскому округу, поскольку на момент формирования списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты Гензе Т.А. достигла 36-летнего возраста. При этом, само по себе включение молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что истцы обладают субъективным правом на получение социальной выплаты.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, соответствует обстоятельствам дела и подтвержден исследованными доказательствами.
Суд первой инстанции правильно истолковал подлежащие применению в данном случае нормативные правовые акты: Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы", Постановление Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N "Об утверждении областной целевой программы "Развитие жилищного комплекса в Свердловской области" на 2011 - 2015 годы", Постановление Правительства Свердловской области от 29.10.2013 г. N "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2020 года".
В соответствии с п. 6 Правил, являющихся приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы, участником подпрограммы может быть семья, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет, семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил, наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 20 Правил).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (п. 22 Правил).
Утверждение списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году осуществляется после определения размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый год (пункт 23 Правил).
Из указанных норм следует, что списки молодых семей уже в качестве претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом предоставления субсидий в пределах лимита бюджетных средств.
В соответствии с п. 18 указанных Правил несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
При этом, федеральным законодательством предусмотрено, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 21 Правил).
В настоящее время на территории Свердловской области действует Постановление Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2020 года", в состав которой входит Подпрограмма 7 "Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)". Данной программой утвержден Порядок формирования списков молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание подучить социальную выплату на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам), по муниципальному образованию в Свердловской области, сводного списка молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам), по Свердловской области, и списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) в планируемом году по Свердловской области (далее - Порядок).
Согласно данному Порядку, органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в срок до 15 августа года, предшествующего планируемому, осуществляют формирование списка молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) (далее - социальная выплата), по муниципальному образованию в Свердловской области в планируемом году по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
Список молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, по муниципальному образованию в Свердловской области формируется в хронологической последовательности по дате постановки на учет молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, утверждается решением органа местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области и направляется в Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области.
Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области на основании списков молодых семей - участников Подпрограммы по муниципальным образованиям в Свердловской области, поступивших от органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, формирует сводный список молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, по Свердловской области по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
На основании сводного списка с учетом средств, предусмотренных на финансирование мероприятий Подпрограммы в областном бюджете и местных бюджетах муниципальных образований в Свердловской области на планируемый год, Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году по Свердловской области по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
При составлении списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году по Свердловской области возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье не должен превышать 35 лет.
Таким образом, до утверждения списка претендентов на получение социальной выплаты по Свердловской области в конкретном году, орган местного самоуправления вправе вносить изменения в список молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области, в том числе путем исключения семей в связи с достижением предельного возраста для участия в подпрограмме, поскольку данный список по своей природе является предварительным, включение в него не может рассматриваться как безусловное основание для предоставления социальной выплаты.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку по сведениям Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области истцы состояли лишь в списках участников указанной выше подпрограммы и никогда не включались в списки претендентов на получение социальной выплаты. Документально подтверждается лишь то, что семья Гензе была включена в список участников указанной выше подпрограммы в составе четырех человек, в том числе Гензе Т.А., которая ... 2015 достигла возраста 36 лет. Таким образом, семья Гензе перестала отвечать условиям участия в подпрограмме, и это произошло до момента формирования списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в конкретном (планируемом) году. С учетом изложенного, органом местного самоуправления, отвечающим за формирование такого списка, обоснованно было принято решение о внесении соответствующих изменений в список участников подпрограммы и об исключении из него семьи Гензе.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 07.06.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Гензе Александра Ивановича, Гензе Татьяны Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий: Ю.П. Москаленко
Судьи: Г.Г. Бурматова
Е.В. Кайгородова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.