Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Емельянова А.Ф.,
судей Кандаковой Л.Ю., Ларионовой С.Г.
при секретаре Байгунакове А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова А.Ф. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Беловского городского округа на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 31 мая 2016 года
по иску Федорова А.Ю., Федоровой О.В., действующей в интересах своих и несовершеннолетних детей Федорова Е.А., Федорова Д.А., Федорова А.А., к администрации Беловского городского округа о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Федоров А.Ю., Федорова О.В., действующей в интересах своих и несовершеннолетних детей Федорова Е.А., Федорова Д.А., Федорова А.А., обратились в суд с иском к администрации Беловского городского округа о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и в уточненном исковом заявлении просят обязать администрацию Беловского городского округа предоставить им на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 39 кв.м., отвечающее санитарным нормам и правилам, в пределах территории Беловского городского округа.
В обоснование заявленных требований указали, что с 29.10.2012 года Федоров А.Ю., Федорова О.В., их несовершеннолетние дети Федоров Е.А., Федоров Д.А. проживали в доме по адресу: "адрес", приобретенном на средства материнского капитала.
25.01.2015 года указанный дом сгорел.
24.04.2015 года у Федоровой О.В. родился сын Федоров А.А..
Их сын Федоров Е.А. имеет заболевание, входящее в Перечень заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.05.2006 г. N 378, соответственно, он имеет право претендовать на отдельное жилое помещение вне очереди по договору социального найма.
Полагают, что общественная комиссия по жилищным по вопросам при администрации Беловского городского округа незаконно отказала в постановке их на учет нуждающихся в предоставлении жилья по тем основаниям, что у Федорова А.Ю. имеется в собственности жилой дом площадью 65,7 кв.м. по "адрес" и на каждого члена его семьи приходится по 13,14 кв.м., т.е. выше учетной нормы 12,5 кв.м., т.к. комиссией не учтено, что в указанном доме на законном основании проживают родители Федорова А.Ю. и при расчете нуждаемости причитающаяся им площадь должна быть вычтена из общей площади жилого помещения, в связи с чем на семью истцов, состоящую из 5 человек, будет приходиться по 9,64 кв.м..
Считают, что они имеют право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма жилого помещения общей площадью не менее 39 кв.м..
Истец Федоров А.Ю. в судебное заседание не явился.
В судебном заседании истица Федорова О.В. поддержала заявленные исковые требования.
Представитель ответчика Агалакова Г.В. исковые требования не признала.
Решением суда от 31 мая 2016 года постановлено: обязать администрацию Беловского городского округа предоставить Федорову Е.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным нормам, расположенное в границах г. Белово Кемеровской области, по норме предоставления не менее 21 кв.м., с учетом права на дополнительную жилую площадь, общей площадью не более 39 кв.м.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с администрации Беловского городского округа в пользу Федоровой О.В. государственную пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе администрация Беловского городского округа просит решение суда отменить, указывая, что в установленном законом порядке истцами не обжаловано решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Суд незаконно на основании справки о пожаре признал дом по адресу: "адрес", принадлежащий истцам на праве собственности, непригодным для проживания и не включил площадь этого дома в расчет общей площади для определения нуждаемости истцов в улучшении жилищных условий, поскольку жилое помещение может быть признано непригодным для проживания заключением межведомственной комиссии, которое отсутствует.
Заслушав представителя администрации Беловского городского округа Агалакову Г.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, истцов Федорову О.В., Федорова А.Ю., просивших решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, истцы Федорова О.В., Федоров А.Ю., Федоров Е.А., Федоров Д.А., Федоров А.А. зарегистрированы проживающими в жилом доме по адресу: "адрес" общей площадью 31,9 кв.м., состоящем из двух смежных комнат, в котором 27.01.2015 года произошел пожар.
Согласно справке МСЭ N 2816119 от 04.09.2013 года Федоров Е.А., 04.02.2009 года рождения является ребенком - инвалидом, страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378.
Распоряжением администрации Беловского городского округа N 2191-р от 28.07.2015 года Федоровой О.В. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Разрешая спор, суд пришел к выводу, что Федоров Е.А., страдающий заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма с учетом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь.
Судебная коллегия находит, что решение суда в указанной части принято с нарушением норм материального права.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях.
При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, в том числе установленными нормами, содержащимися в частях 2 и 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, условиями реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда.
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно ч.1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (п. 3 ч.1 ст. 14, п. 3 ч.2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется.
В силу ч.7 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч.2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно п. 3 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 551-О-О, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 376-О-П, от 3 ноября 2009 года N 1367-О-О и N 1368-О-О, от 1 декабря 2009 года N 1548-О-О, от 23 марта 2010 года N 330-О-О и N 331-О-О, от 19 октября 2010 года N 1328-О-О).
С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то право инвалида на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем документы, подтверждающие право Федорова Е.А. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в материалы дела представлены не были, как не были представлены и сведения о признании его в установленном порядке малоимущим, в связи с этим вывод суда о наличии у ответчика обязанности предоставить Федорову Е.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма сделан без установления всех юридически значимых обстоятельств по делу.
Наличие у Федорова Е.А. заболевания, подпадающего под установленный Правительством Российской Федерации Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 3 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанные обстоятельства судом не были учтены.
С учетом изложенного, решение суда в обжалуемой части нельзя признать законным и обоснованным, оно основано на неправильном применении судом норм материального права, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием судебной коллегией по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска Федоровой О.В. в интересах несовершеннолетнего Федорова Е.А. к администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Беловского городского суда Кемеровской области от 31 мая 2016 года в части удовлетворения иска Федоровой О.В. в интересах несовершеннолетнего Федорова Е.А. к администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Федоровой О.В. в интересах несовершеннолетнего Федорова Е.А. к администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке отказать.
Председательствующий: А.Ф. Емельянов
Судьи: Л.Ю. Кандакова
С.Г. Ларионова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.