Судья Орловского областного суда Сабаева И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда жалобу общества с ограниченной ответственностью " " ... "" на решение судьи Железнодорожного суда г. Орла от 24 августа 2016 года, которым постановлено:
"Постановление N ЭП-112 государственного инспектора отдела государственного энергетического надзора по Орловской области Приокского управления Федеральной службы по экологическому, - технологическому и атомному надзору ШМВ от " ... "2016 года о привлечении ООО "ОТСК" к административной ответственности по ч.7 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения".
Заслушав дело, проверив доводы жалоб, судья,
установил:
постановлением государственного инспектора отдела государственного энергетического надзора по Орловской области Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту - Ростехнадзор) ШМВ от " ... ".2016 общество с ограниченной ответственностью " " ... "" (далее по тексту - ООО "ОТСК") привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере " ... " рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО "ОТСК" обжаловал его в районный суд.
Судьей постановлено обжалуемое решение.
В жалобе, поданной в Орловский областной суд, ООО "ОТСК" просит решение районного суда отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Указывает на то, что вывод судьи районного суда о необходимости участия в процедуре допуска в эксплуатацию приборов учета источника теплоты представителя организации, осуществляющей монтаж и накладку сдаваемого в эксплуатацию оборудования, является немотивированным. Суд неверно истолковал п. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Ссылается на то, что для ввода в эксплуатацию узла учета законодательно предусмотрено создание комиссии и издание акта комиссии. Указные акты имеются в материалах дела об административном правонарушении.
Приводит доводы о том, что действующими нормативными актами не предусмотрено, что работы по замене преобразователя давления, что имело место в данном случае, должны осуществляться только специализированными организациями.
Кроме того, указывает на то, что Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден "Перечень видов работ по инженерным изыскания, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", который является закрытым. В данном перечне отсутствуют работы, связанные с ремонтом приборов учета тепловой энергии.
Таким образом, работы связанные с заменой преобразователя давления прибора учета на аналогичный, не требуют получения свидетельства СРО о допуске к таким видам работ и могут быть произведены самостоятельно.
Полагает, что на момент проведения проверки ООО "ОТСК" не осуществляло коммерческие расчеты по приборам учета теплоты, все имущество включая тепломагистраль ТМ2, ООО "ОТСК" сдавало в аренду ПАО " " ... "" по договору аренды N " ... " от " ... ".2015.
Указывает на то, что районным судом также были нарушены нормы процессуального законодательства, поскольку отклонено ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью подготовить мотивированный отзыв на письменные объяснения Ростехнадзора от " ... ".216.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав объяснения защитников ООО "ОТСК" СОЮ и МЕВ, поддержавших доводы жалобы, возражения представителей Ростехнадзора ФРЮ и ШМВ, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 7 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 23.11.2009 N 261ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа, которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
Из материалов дела усматривается, что постановлением государственного инспектора Ростехнадзора ШМВ от " ... ".2016 ООО "ОТСК" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере " ... " рублей.
Из материалов дела усматривается, что в период с " ... ".2016 по " ... ".2016 на основании распоряжения и.о. заместителя руководителя Ростехнадзора БОК N " ... " от " ... ".2016 государственным инспектором Ростехнадзора - ШМВ была проведена плановая выездная проверка в отношении юридического лица ООО "ОТСК" с целью осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области энергосбережения и энергетической эффективности.
По результатам данной проверки " ... ".2016 государственным инспектором Ростехнадзора - ШМВ был составлен акт проверки N " ... " и предписание N " ... " по устранению выявленных нарушений.
В результате проверки ООО "ОТСК" были установлены нарушения требований ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении требований по оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. В ООО "ОТСК" не организован обязательный учет передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, а именно:
не соблюдено требование по оснащенности прибором учета потребляемой тепловой энергии административного здания, гаража с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: г. Орел, ул. " ... ", д. " ... "", подключенного к системе центрального теплоснабжения, в процессе его эксплуатации;
не соблюдено требование по оснащенности приборами учета потребляемой электрической энергии в административном здании с кадастровым номером " ... ", гаражах с кадастровым номером " ... ", складе с кадастровым номером " ... ", мастерских, гаражах с кадастровым номером " ... ", проходной с кадастровым номером " ... ", механической мастерской с кадастровым номером " ... ", складе (ангар) с кадастровым номером " ... ", гараже с кадастровым номером " ... ", мастерских-гаражи с кадастровым номером " ... ", расположенных по адресу: г. Орел, ул. " ... ", д. " ... "", подключенных к системе центрального электроснабжения, в процессе их эксплуатации;
не соблюдено требование по оснащенности приборами учета потребляемой холодной воды в административном здании с кадастровым номером " ... ", гаражах с кадастровым номером " ... ", мастерских-гаражах с кадастровым номером " ... ", расположенных по адресу: г. Орел, ул. " ... ", д. " ... "", подключенных к системе центрального холодного водоснабжения, в процессе их эксплуатации;
не соблюдено требование по оснащенности приборами учета передаваемой тепловой энергии по тепломагистрали ТМ-2, с кадастровым номером " ... " в процессе ее эксплуатации, расположенной по адресу: г. Орел, подключенной к системе централизованного теплоснабжения с источником тепловой энергии " " ... "".
Вместе с тем, согласно технических условий суммарная тепловая нагрузка здания с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: г. Орел, ул. " ... ", д. " ... "" составляет 0.150886 Гкал/час, а, следовательно, вывод суда о том, что требование об организации потребляемых энергетических ресурсов с применением прибора учета на указанном выше здании в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ не применяется, является правильным.Из представленного акта допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии N " ... " от " ... ".2015 следует, что допуск прибора учета электрической энергии на административном здании с кадастровым номером " ... ", гаражах с кадастровым номером " ... ", складе с кадастровым номером " ... ", мастерских, гаражах с кадастровым номером " ... ", проходной с кадастровым номером " ... ", механической мастерской с кадастровым номером " ... ", складе (ангар) с кадастровым номером " ... ", гараже с кадастровым номером " ... ", мастерских-гаражи с кадастровым номером " ... ", расположенных по адресу: г. Орел, ул. " ... ", д. " ... "", подключенных к системе центрального электроснабжения осуществлялся в присутствии представителя сетевой организации - ПАО " " ... "", гарантирующего поставщика электроэнергии - ООО " " ... "" и потребителя ООО "ОТСК", а, следовательно вывод суда о том, что допуск в эксплуатацию прибора учета электрической энергии осуществлялся в соответствии с пунктом 152 Постановления Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 является правильным.
Также правильным является и вывод суда о том, что на зданиях с кадастровыми номерами " ... ", " ... ", " ... " расположенными по адресу: г. Орел, ул. " ... ", д. " ... "" требование по оснащенности приборами учета холодной воды не является необходимым, поскольку из технических паспортов на указанные выше здания усматривается, что водопровод в них автономный, вышеуказанные здания не входят в систему центрального холодного водоснабжения, подача холодной воды в данных зданиях осуществляется от артезианской скважины ПАО " " ... "", которая имеет лицензию.
Наряду с этим, в протоколе об административном правонарушении должностным лицом Ростехнадзора указано также о не соблюдении требований по оснащенности приборами учета передаваемой тепловой энергии тепломагистрали с кадастровым номером " ... " в процессе ее эксплуатации, расположенной по адресу: г. Орел, подключенной к системе централизованного теплоснабжения с источником тепловой энергии " " ... "".
Приведенное обстоятельство послужило основанием для привлечения ООО "ОТСК" к административной ответственности.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Из положений пункта 53 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (вместе с "Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя") (далее по тексту - ПП РФ от 18.11.2013 N 1034), для ввода в эксплуатацию узла учета, установленного на источнике тепловой энергии, владельцем источника тепловой энергии назначается комиссия по вводу в эксплуатацию узла учета (далее - комиссия) в следующем составе:
а) представитель владельца источника тепловой энергии;
б) представитель смежной теплосетевой организации;
в) представитель организации, осуществляющей монтаж и наладку сдаваемого в эксплуатацию оборудования.
Приходя к выводу о виновности ООО "ОТСК" в совершении вмененного административного правонарушения, должностное лицо Ростехнадзора, а затем и судья исходили из того, что поскольку были внесены изменения в измерительную систему учета, а именно: "КРТ-1 подача" N " ... "преобразователь давления) был заменен на преобразователь давления - СДВ обр.крайн. N " ... ", необходимо участие в комиссии представителя организации, осуществляющей монтаж и накладку сдаваемого в эксплуатацию оборудования. Такой представитель не участвовал в процедуре допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии на источнике теплоты, а, следовательно, прибор учета тепловой энергии на источнике теплоты магистрали ТМ-2 допущен к эксплуатации с нарушением Правил.
Вместе с тем, в суде первой инстанции защитник ООО "ОТСК" выражал несогласие с обстоятельствами вмененного Обществу административного правонарушения, заявляя о том, что вина Общества не доказана. Имеющиеся в деле доказательства, в частности, акт от " ... ".2014 и последующие акты, которые послужили основанием для привлечения ООО "ОТСК" к административной ответственности, свидетельствуют о том, что Обществом не нарушены положения пункта 53 Правил. Тепломагистраль оснащена узлом учета, данный узел находится и принадлежит источнику тепловой энергии ПАО " " ... "". Прибор учета есть, и он введен в эксплуатацию. При этом не требуется создание комиссии, так как узел учета уже введен в эксплуатацию. Процедура ввода узла в эксплуатацию была соблюдена. Работы, связанные с заменой датчиков давления прибора учета на аналогичный, не требуют получения свидетельства СРО о допуске к таким видам работ и могут быть произведены самостоятельно, что и было сделано в данном случае мастером цеха, который имеет право в силу своих должностных обязанностей на ремонт оборудования. Узел учета вводился в эксплуатацию один раз в 2002 году, а затем осуществлялась повторная процедура ввода.
Из ответа Ассоциации Саморегулируемой организации регионального отраслевого объединения работодателей "Орловское региональное объединение строителей" от 29.08.2016 следует, что для проведения работ по замене преобразователя давления, являющегося составным элементом узла учета тепловой энергии на источнике теплоты на аналогичный получения Свидетельства о допуске к видам работ не требуется.
Таким образом, несмотря на заявленные защитником ООО "ОТСК" указанные выше доводы, судьей они были оставлены без внимания и проверки.
Мотивы, по которым судья пришел к выводу о виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в судебном акте не приведены.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства с учетом позиции защитника ООО "ОТСК" не позволяют признать обоснованным привлечение Общества к административной ответственности за совершение вмененного административного правонарушения.
В силу частей 1, 3 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора отдела государственного энергетического надзора по Орловской области Приокского управления Федеральной службы по экологическому, - технологическому и атомному надзору Шеломанова М.В. от 21.06.2016 и решение судьи Железнодорожного районного суда г. Орла от 24.08.2016, вынесенные в отношении ООО "ОТСК" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены указанные постановление и решение.
Руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
установил:
жалобу общества с ограниченной ответственностью " " ... "" удовлетворить.
постановление государственного инспектора отдела государственного энергетического надзора по Орловской области Приокского управления Федеральной службы по экологическому, - технологическому и атомному надзору ШМВ от 21 июня 2016 года и решение судьи Железнодорожного районного суда г. Орла от 24 августа 2016 года вынесенные в отношении ООО "ОТСК" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях-отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Орловская теплосетевая компания" прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
областного суда И.Н. Сабаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.