Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Должикова С.С.,
судей Рогожина Н.А., Хомяковой М.Е.,
при секретаре Киселевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Орла в интересах Кленышевой Анны Васильевны к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации г. Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 07.07.2016, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Орла, действующего в интересах Кленышевой А.В., к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию города Орла предоставить Кленышевой А.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенное изолированное жилое помещение в г. Орле общей площадью не менее 54,9 кв.м, состоящее не менее чем из трех жилых комнат".
Заслушав доклад судьи Должикова С.С., объяснения представителя администрации г. Орла - Додоновой А.Д., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя прокуратуры Железнодорожного района г. Орла - Беликовой А.А., Кленышевой А.В., полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Железнодорожного района г. Орла в интересах Кленышевой А.В. обратился в суд с иском к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Железнодорожного района г. Орла была проведена проверка по обращению Кленышевой А.В., проживающей по адресу: "адрес", в ходе которой установлено, что дом по данному адресу признан аварийным и включен в целевую программу по переселению, однако сроки переселения граждан администрацией г. Орла постоянно откладываются.
Заключением межведомственной комиссии от 03.12.2014 N данный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
31.12.2014 администрацией г. Орла было вынесено постановление N 5463 "О дальнейшем использовании помещений многоквартирного жилого "адрес"", согласно которому срок организации переселения жильцов указанного дома в другие благоустроенные жилые помещения по договору социального найма установлен до 31.12.2015.
В связи с изложенным, прокурор Железнодорожного района г. Орла просил суд обязать администрацию г. Орла предоставить Кленышевой А.В. благоустроенное изолированное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям применительно к условиям населенного пункта г. Орел.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Орла просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Приводит довод о том, что возложение на администрацию г. Орла обязанности по предоставлению истцу вне очереди благоустроенного жилого помещения является вмешательством в деятельность органов местного самоуправления по исполнению указанных полномочий, что исходя из принципа разделения властей недопустимо.
Указывает, что постановлением администрации г. Орла от 18.09.2015 N 4178 срок организации переселения жителей "адрес" установлен до 30.12.2016.
Ссылается, что Кленышева А.В. отказалась от переселения в жилое помещение маневренного фонда, предложенное для временного проживания.
Обращает внимание, что предоставление жилого помещения по договору социального найма возможно только гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) следует, что гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, представляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Исходя из ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, установлено, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, 05.02.2015 между МКУ "Управление коммунальным хозяйством г. Орла" (наймодатель) и Кленышевой А.В. (наниматель) был заключен договор социального найма жилого помещения N, по условиям которого наймодатель передал нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из квартиры, общей площадью 54,9 кв.м, в том числе жилой площадью 38,3 кв.м по адресу: "адрес", для проживания в нем (л.д.23).
Из справки и выписки из поквартирной карточки, выданных МУП "УКХ г. Орла" усматривается, что Кленышева А.В. зарегистрирована в указанном жилом помещении по месту жительства (л.д.10, 11).
Из технического паспорта жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", следует, что оно состоит из трех жилых комнат, имеет общую площадь 54,9 кв.м, жилую 38,3 кв.м (л.д.52-59).
Заключением Межведомственной комиссии от 03.12.2014 N дом N по "адрес" в установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.21-22).
Согласно заключению ООО "Внедренческий научно-технический центр "ИСТОК" от 26.12.2014 N о техническом состоянии основных несущих и ограждающих конструкций жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", физический износ основных несущих и ограждающих конструкций здания, систем инженерного оборудования составляет 69%, что обусловлено процессами естественного старения в связи с эксплуатацией в течение длительного периода времени. Теплоизоляция наружных ограждающих конструкций здания, местами содержит признаки не обеспечения в холодный период года относительной влажности в жилых комнатах не более 60 процентов, температуры в отапливаемых помещениях не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляции от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляции от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома. Жилые помещения имеют деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют о близости к исчерпанию несущей способности и опасности обрушения, содержат признаки непригодности для проживания вследствие признания аварийными и подлежащими сносу.
В результате обследования указанного жилого дома выявлены признаки вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здании в целом эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций, изменения параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества водозаборного устройства и др., нарушения пространственной жесткости и прочности наружных стен, их деформации свидетельствуют о нарушении несущей способности и опасности обрушения, в совокупности являющиеся основанием для признания жилых помещений непригодными для проживания, а жилого дома аварийным (л.д.65-73).
Постановлением администрации г. Орла от 31.12.2014 N "О дальнейшем использовании помещений многоквартирного жилого "адрес"" жилищному отделу администрации г. Орла поручено в срок до 30.12.2015 организовать переселение граждан из дома N по "адрес" в другие благоустроенные жилые помещения по договору социального найма (л.д.61).
Согласно постановлению администрации г. Орла от 18.09.2015 N 4178 "О внесении изменений в постановление администрации г. Орла от 31.12.2014 N 5463 "О дальнейшем использовании помещений многоквартирного жилого "адрес"" срок организации переселения жильцов указанного дома в другие благоустроенные жилые помещения по договору социального найма установлен до 31.12.2015 (л.д.62).
В соответствии с уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.06.2016, Кленышева А.В. на территории Орловской области объектов недвижимости на праве собственности не имеет (л.д.86).
По сведениям Государственного унитарного предприятия Орловской области "Межрегиональное бюро технической инвентаризации" данные о наличии недвижимого имущества в собственности у Кленышевой А.В. в базе данных ГУП ОО "МР БТИ" отсутствуют (л.д.87).
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что жилое помещение, в котором проживает Кленышева А.В., представляет опасность для ее жизни и здоровья по причине нахождения в аварийном состоянии и предоставление ей иного жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от установленного длительного срока расселения дома, в связи с чем возложил на администрацию г. Орла обязанность предоставить Кленышевой А.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенное изолированное жилое помещение в г. Орле общей площадью не менее 54,9 кв.м, состоящее не менее чем из трех жилых комнат.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что возложение на администрацию г. Орла обязанности по предоставлению истцу вне очереди благоустроенного жилого помещения является вмешательством в деятельность органов местного самоуправления по исполнению указанных полномочий, необоснован, поскольку решение суда направлено на понуждение ответчика к исполнению обязанности, отнесенной действующим законодательством к его компетенции.
Кроме того, как следует из разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, однако, в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что жилое помещение предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и об указании в резолютивной части о предоставлении жилого помещения вне очереди, подлежат отклонению, поскольку нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не содержат в качестве обязательного условия внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, нахождение гражданина на учете нуждающихся в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания.
Указание в апелляционной жалобе на то, что Кленышева А.В. отказалась от переселения в жилое помещение маневренного фонда, предложенное для временного проживания до предоставления жилого помещения в постоянное пользование, не может быть принята судебной коллегией во внимание, поскольку возможность предоставления помещения маневренного фонда является временной мерой, не свидетельствующей об исполнении обязанности, предусмотренной ст. 89 ЖК РФ, в связи с чем не лишает истца права на получение благоустроенного жилого помещения в установленном законом порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела (в том числе и те, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе), судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 07.07.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Орла - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.