Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Болат-оол А.В.,
судей Бады-Сагаана А.В., Ховалыга Ш.А.,
при секретаре Дарган Ч.Л.,
с участием прокурора Ооржак С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. гражданское дело по иску мэрии г. Кызыла к Н., Военному комиссариату Республики Тыва о признании недействительным договора найма служебного жилого помещения по апелляционной жалобе мэрии г.Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 мая 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
-
Мэрия г. Кызыла обратилась в суд с иском к Н. Военному комиссариату Республики Тыва о признании недействительным договора найма служебного жилого помещения, указывая на то, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права квартира по адресу ** является муниципальной собственностью. Согласно поквартирной карточке в указанной квартире зарегистрированы Н. Д. П. При рассмотрении в Кызылском городском суде Республики Тыва гражданского дела N2- **/2015 по иску мэрии г. Кызыла о выселении из жилого помещения мэрии г. Кызыла стало известно о том, что 04 апреля 2013 года между Военным комиссариатом Республики Тыва и Н. заключен договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: ** Постановлением мэрии г. Кызыла от 19 января 2012 года указанная квартира включена в состав специализированного жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности городского округа "Город Кызыл Республики Тыва". Решение о предоставлении Н. жилого помещения мэрией г. Кызыла не принималось. Военный комиссар Республики Тыва не был уполномочен мэрией г. Кызыла на подписание соответствующего договора. Ранее указанную квартиру занимала семья **, впоследствии она передана по акту приема-передачи Военному комиссариату Республики Тыва, а не мэрии г. Кызыла. Как следует из решения суда, данная квартира была предоставлена Н. в связи с прохождением военной службы по контракту. Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ или в рамках делегированных полномочий ФГКУ "Центррегионжилье" вправе осуществлять деятельность, направленную на принятие решений о признании военнослужащего нуждающимся в жилом помещении и заключении с ним договора найма служебного жилого помещения. Заключение договора служебного найма с Н. является незаконным, договор заключен лицом, не имеющим право на его подписание. Военный комиссариат незаконно распорядился квартирой истца. Истец просил признать недействительным договор служебного найма **, заключенный 04 апреля 2013 года с Н. применить последствия недействительности сделки путем выселения Н. со всеми членами семьи и передачи квартиры **.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 мая 2016 года в удовлетворении иска мэрии г. Кызыла отказано.
Мэрия г. Кызыла с решением суда не согласилась и подала апелляционную жалобу, ссылаясь на то, что судом не приняты во внимание доводы истца о том, что спорная квартира является собственностью мэрии г. Кызыла, включена в специализированный жилищный фонд мэрии г. Кызыла. С момента издания постановления мэрии г. Кызыла от 19 января 2012 года об отнесении спорной квартиры к служебному фонду мэрии г. Кызыла Военный комиссариат Республики Тыва не имел права распоряжаться спорной квартирой. Договор оперативного управления в отношении спорной квартиры с Военным комиссариатом Республики Тыва не заключался. Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В судебном заседании представитель мэрии г. Кызыла Кузнецова Е.Н. апелляционную жалобу поддержала, просила отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении иска.
Ответчик Н. и представитель Военного комиссариата Республики Тыва Шумакова Г.И. с апелляционной жалобой не согласились и просили решение суда оставить без изменения.
Третье лицо по делу Н. также просила решение суда оставить без изменения.
Представитель третьего лица - ФГКУ "Центррегионжилье" в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, об уважительности причин неявки не сообщил. Судебная коллегия в порядке ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст. 93 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона-собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
В силу п. 1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В п. 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по действующему до 1 марта 2005 года законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер. После 1 марта 2005 года основанием заключения договора найма конкретного специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является, согласно статье 99 ЖК РФ, решение собственника такого жилого помещения или действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти или уполномоченного органа местного самоуправления либо иного уполномоченного им лица о предоставлении гражданину, не обеспеченному жилым помещением в соответствующем населенном пункте, специализированного жилого помещения.
Нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 2 статьи 99 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке заинтересованными лицами требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.
Такие требования подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.Решение о предоставлении специализированного жилого помещения и, соответственно, договор найма специализированного жилого помещения могут быть признаны недействительными, если будет установлено, что нарушены требования, предъявляемые к форме и порядку принятия указанного решения, а также если отсутствуют необходимые основания для заключения договора специализированного найма жилого помещения (например, гражданин предоставил не соответствующие действительности сведения о заключении трудового договора или назначении на должность, у гражданина имеется иное жилое помещение в данном населенном пункте, гражданин не отнесен законом к категориям граждан, имеющих право на получение специализированного жилого помещения).
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва 27 октября 2015 года, вступившим в законную силу 16 марта 2016 года, отказано в удовлетворении иска мэрии г. Кызыла к Н. Н., Д, о выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Данным решением установлено, что решением исполкома Кызылского городского Совета народных депутатов от 31 января 1975 года N 62 за Кызылским гарнизоном в качестве служебной закреплены жилые помещения, занимаемые лицами кадрового командного и начальствующего состава. В приложенном к указанному решению списке жилых помещений (приложение N1), под номером ** указана квартира **.
Постановлением председателя администрации г. Кызыла от 14 июля 1999 года N 1026 (абзац 17 раздела 1) принято решение выписать служебные ордера на служебные квартиры Кызылского гарнизона, в том числе на спорную квартиру N **.
На основании указанного постановления администрацией г. Кызыла Кызылскому гарнизону Ресвоенкомата выписан ордер N ** на спорную служебную квартиру.
Согласно Выписке из реестра муниципального жилищного фонда городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", утвержденного решением Кызылского городского Хурала представителей от 17 июля 2008 года N 22, спорная квартира на основании распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Кызыла N ** включена в реестр муниципального жилищного фонда городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" 25 июля 2008 года.
Постановлением мэрии г. Кызыла от 19 января 2012 года N ** жилые помещения, в том числе спорная квартира, включены в состав специализированного жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", с отнесением к муниципальным служебным жилым помещениям.
05 мая 2012 года за муниципальным образованием городской округ "Город Кызыл Республики Тыва" зарегистрировано право собственности на спорную квартиру.
Н. проходит военную службу по контракту в войсковой части ** г. Кызыла, что подтверждается справкой командира войсковой части Пушнякова А. от 30 сентября 2015 года.
04 апреля 2013 года между Военным комиссаром Республики Тыва Марковым Ю.И. и Н. заключен договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: г **. в договоре сказано, что с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: Н. ? жена и Д. - сын; договор заключен на время трудовых отношений.
На основании указанного договора найма служебного жилого помещения 13 апреля 2013 года Н. и члены его семьи зарегистрированы в спорном жилом помещении.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Разрешая исковые требования мэрии г. Кызыла, суд первой инстанции исходил из того, что спорная квартира в 1975 году на законных основаниях была передана администрацией г. Кызыла Кызылскому гарнизону, как служебная, для предоставления военнослужащим. На момент включения мэрией г. Кызыла данной квартиры в состав муниципального специализированного жилищного фонда она была предоставлена по договору найма служебного жилого помещения, заключенному уполномоченным лицом - Военным комиссаром Республики Тыва, Н. права и законные интересы мэрии г. Кызыла заключением данного договора не нарушены.
Судебная коллегия с таким выводами согласна, так как они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют обстоятельствам дела.
Из представленных суду доказательств следует, что спорная квартира изначально находилась в муниципальной собственности г. Кызыла. Решением исполкома Кызылского городского Совета народных депутатов от 31 января 1975 года N 62 она была закреплена за Кызылским гарнизоном в качестве служебной, был выписан служебный ордер, и в дальнейшем спорная квартира предоставлялась Кызылским гарнизоном военнослужащим, как служебная.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда относятся к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Постановлением мэрии г. Кызыла от 19 мая 2015 года N 513 утверждено Положение о порядке предоставления специализированных служебных помещений жилищного фонда на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", в соответствии с п. 1.6 которого ведение учета предоставляемых специализированных служебных жилых помещений, контроль за их использованием и сохранностью, заключение и расторжение договоров найма специализированных жилых помещений осуществляется уполномоченным органом мэрии города Кызыла, осуществляющим полномочия управления и распоряжения муниципальным имуществом.
Однако договор найма служебного жилого помещения между Военным комиссаром Республики Тыва и Н. заключен 04 апреля 2013 года, то есть до принятия указанного Положения, когда существовал прежний порядок предоставления служебных жилых помещений, закрепленных за Кызылским гарнизоном. В соответствии с этим порядком предоставление служебного жилого помещения и заключение с военнослужащим договора найма служебного жилого помещения осуществлялось Кызылским гарнизоном, а именно - Военным комиссаром Республики Тыва, как начальником Кызылского местного гарнизона (приказ начальника Восточно-Сибирского территориального гарнизона от 12 февраля 2011 года N 4).
Таким образом, довод истца о том, что договор найма служебного жилого помещения с Н. заключен неуполномоченным лицом, является необоснованным.
Доводы истца о том, что договор найма служебного жилого помещения с Н. подлежал заключению Департаментом жилищного обеспечения Минобороны РФ или в рамках делегированных полномочий ФГКУ "Центррегионжилье", не могут быть признаны обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 года N 179 (ред. от 07.11.2014) "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти принимают решения по вопросам включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти, а также подведомственными им федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда; предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 приказа Министра обороны Российской Федерации от 27 августа 2010 года N 1135 (ред. от 28.02.2011) "Об утверждении перечней территорий, закрепляемых за федеральными государственными учреждениями жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" на ФГКУ "Центррегионжилье" возложено осуществление деятельности по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации.
Из содержания приведенных выше нормативных правовых актов следует, что как Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ, так и ФГКУ "Центррегионжилье" вправе заключать договоры найма служебных жилых помещений, относящихся к жилищному фонду Российской Федерации.
В данном случае спорная квартира находится в собственности городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" и относится к муниципальному специализированному жилищному фонду.
Н. по настоящее время проходит военную службу по контракту в войсковой части **, что подтверждается представленными суду апелляционной инстанции контрактами о прохождении военной службы от 04 сентября 2013 года и от 04 сентября 2016 года.
Суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства по делу, установилвсе обстоятельства, заслуживающие внимания, всесторонне проверил доводы сторон, дав им надлежащую оценку. Правильно применив нормы материального и процессуального права, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 сентября 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.