Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Лепёшина Д.А.
и судей Сергеевой С.М. и Никулина П.Н.
при секретаре Пурышевой С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 08 сентября 2016 г. дело по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения Владимирской области "Отдел социальной защиты населения по городу Коврову и Ковровскому району" на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 08 июля 2016 г., которым постановлено:
Исковое заявление Чугайновой В.И. удовлетворить.
Признать решение Государственного казенного учреждения Владимирской области "Отдел социальной защиты населения по городу Коврову и Ковровскому району" об отказе в предоставлении Чугайновой В.И. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от **** незаконным.
Заслушав доклад судьи Сергеевой С.М., возражения на жалобу Чугайновой В.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чугайнова В.И. обратилась в суд с иском к Государственного казенному учреждению Владимирской области "Отдел социальной защиты населения по городу Коврову и Ковровскому району" (далее- ГКУ ВО "ОСЗН по г. Коврову и Ковровскому району") о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В обоснование иска указала, что она и члены ее семьи зарегистрированы по месту постоянного жительства в ****. Данное жилое помещение решением администрации Ковровского района от **** признано непригодным для проживания. В связи с тем, что дом был признан непригодным для проживания, ей и членам ее семьи было предоставлено во временное пользование жилое помещение, расположенное по адресу: ****, на основании договора найма жилого помещения маневренного фонда **** от ****. В **** она обратилась в ГКУ ВО "ОСЗН по г. Коврову и Ковровскому району" с заявлением о назначении ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Однако, в предоставлении субсидии ей было отказано, поскольку у нее отсутствует постоянная регистрация по месту жительства в маневренном фонде.
Полагала, что данный отказ является незаконным. Указала, что она одна воспитывает двоих малолетних детей и в силу материального положения не имеет возможности оплачивать в полном объеме коммунальные услуги.
В судебном заседании Чугайнова В.И. поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика- ГКУ ВО "ОСЗН по г. Коврову и Ковровскому району" Евдокимова О.В., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась. Указала, что в силу п.8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 N761, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначаются гражданам по месту постоянного жительства. Поскольку истец и члены ее семьи имеют регистрацию по месту пребывания, оснований для предоставления субсидии не имеется.
Судом постановлено указанное выше решение.
ГКУ ВО "ОСЗН по г. Коврову и Ковровскому району" в лице директора Чернова И.Ю. принесена апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения. Указывает, что судом неверно применены нормы материального права. Субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляется гражданам, зарегистрированным в жилых помещениях по месту постоянного жительства. Истец и члены ее семьи зарегистрированы в жилом помещении по месту пребывания.
В суд апелляционной инстанции представитель ГКУ ВО "ОСЗН по г. Коврову и Ковровскому району", надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился. От него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч.ч.1, 2, 3, 7 ст.159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее- субсидии) предоставляются гражданам в случае, если из расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно- коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно- коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов; собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее- Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N761, для получения субсидии граждане, пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляют в уполномоченных орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением, в том числе, копий документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилым помещением, в котором они зарегистрированы по месту постоянного жительства.
В силу п.3 Правил право на субсидии имеют, в том числе пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Чугайнова В.И. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: ****, находящегося в муниципальной собственности.
Данное жилое помещение предоставлено истцу и членам ее семьи для временного проживания на основании договора найма жилого помещения маневренного фонда **** от ****, в связи с признанием жилого помещения, расположенного по адресу: ****, распоряжением администрации Ковровского района от **** ****-р непригодным для проживания.
В указанном жилом помещении Чугайнова В.И. и члены ее семьи (двое малолетних детей) зарегистрированы по месту пребывания на срок с **** по ****
В подпункте 5 пункта 6 договора найма жилого помещения маневренного фонда **** от **** предусмотрено право нанимателя на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 159 Жилищного кодекса РФ.
**** Чугайновой В.И. ГКУ ВО "ОСЗН по г. Коврову и Ковровскому району" отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по мотиву отсутствия у нее регистрации в указанном выше жилом помещении по постоянному месту жительства. Разъяснено, что по месту временного пребывания граждан субсидии не предоставляются.
Суд пришел к правильному выводу о том, что отказ ответчика в предоставлении субсидии истцу на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является незаконным.
В соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
При этом, под местом пребывания подразумевается временное пребывание гражданина в различного рода учреждениях (в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах и других подобных учреждениях), а также в жилых помещениях, не являющихся местом постоянного жительства.
Гражданский кодекс Российской Федерации признает местом жительства гражданина, где он постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20).
Суд первой инстанции, исходя из того, что Чугайнова В.И. другого жилого помещения для постоянного проживания, кроме жилого помещения, предоставленного на основании договора найма жилого помещения маневренного фонда **** от ****, не имеет, пришел к правильному выводу о том, что данное жилое помещение является местом постоянного жительства истца и членов ее семьи, в связи с чем, истец, являющаяся пользователем жилого помещения, находящегося в муниципальном жилищном фонде, относится к категории граждан, имеющих в силу положений статьи 159 Жилищного кодекса РФ право на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Наличие у Чугайновой В.И. регистрации по месту пребывания в жилом помещении, которое ей предоставлено на основании договора найма жилого помещения маневренного жилого фонда, в связи с признанием иного жилого помещения непригодным для проживания, не может препятствовать ей в реализации права на получение субсидии.
Судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен закон.
Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ковровского городского суда Владимирской области от 08 июля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ГКУ ВО "ОСЗН по г. Коврову и Ковровскому району"- без удовлетворения.
Председательствующий Д.А. Лепёшин
Судьи С.М. Сергеева
П.Н. Никулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.