Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ишимова А.А.,
судей Мироненко М.И., Назарука М.В.,
с участием прокурора Колесникова А.В.,
при секретаре Дубыниной Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении в должности, взыскании оплаты времени вынужденного прогула, компенсации морального вреда и судебных расходов,
по апелляционной жалобе (ФИО)1 на решение Ханты-Мансийского районного суда от 20.04.2016 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Назарука М.В., объяснения истца (ФИО)1 и ее представителя Мартынова А.Г., поддержавших доводы жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
(ФИО)1 обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что состояла с ответчиком в трудовых отношениях в должности "данные изъяты". (дата) получила уведомление об увольнении с (дата) в связи с сокращением должностей гражданской службы. Ответчик предлагал ей вакантные должности, от которых она отказалась. (дата) по электронной почте получила приказ об увольнении, в котором поставила подпись об ознакомлении. Поскольку на момент ознакомления приказ не был подписан руководителем, считает его незаконным. Полагает, ответчиком была нарушена процедура увольнения, поскольку ей не был вручен список вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах за подписью руководителя МРИ ФНС России N 1 по ХМАО-Югре. Незаконным увольнением ей причинен моральный вред. Просит признать незаконным и отменить приказ Ханты-Мансийскстата (номер) от (дата) об ее увольнении; восстановить ее на работе в должности "данные изъяты" в Ханты-Мансийскстате с дислокацией в (адрес); взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей, возмещение расходов по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец (ФИО)1, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств дела, просит решение суда отменить полностью и принять новое решение об удовлетворении иска. Указывает, что ей не был предоставлен список вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах. В ее случае такой список должен был быть подписан руководителем МРИ ФНС России N 1 по ХМАО-Югре. Оспаривает вывод суда о том, что предоставление ей такого списка является дополнительным видом помощи, оказываемой гражданскому служащему при сокращении. Указывает, что была ознакомлена с проектом приказа об увольнении, не согласна, что уволили именно ее.
В письменных возражениях ответчик Ханты-Мансийскстат и Ханты-Мансийский межрайонный прокурор просят решение суда оставить без изменения, указывая на несостоятельность доводов жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав объяснения истца и ее представителя, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
По делу установлено, что (ФИО)1 состояла в трудовых отношениях с Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (Ханты-Мансийскстат) в должности федеральной государственной гражданской службы - "данные изъяты" с дислокацией в (адрес).
В соответствии с уведомлением ответчика (номер) от (дата), полученным ею (дата), истец была извещена о том, что в связи с изменением предельной численности Ханты-Мансийскстата, утверждением новой структуры и введением нового штатного расписания с (дата), заключенный с ней служебный контракт будет прекращен с (дата) в связи с отсутствием в штатном расписании Ханты-Мансийсктата замещаемой ею должности федеральной государственной гражданской службы " "данные изъяты"" с дислокацией в (адрес).
Приказом ответчика (номер) от (дата) постановлено прекратить действие служебного контракта, освободить от замещаемой должности и уволить истца (дата) с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы (п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", далее - Закон).
Оспаривая законность данного приказа и ссылаясь на указанные в исковом заявлении нарушения ее прав, истец обратилась в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с положениями ст.31 вышеуказанного Закона о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч.2). Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, все имеющиеся в том же государственном органе вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством РФ (ч.5). В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п.8.2 ч.1 ст.37 настоящего Закона (ч.6).
Согласно п.8.2 ч.1 ст.37 Закона служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Согласно положениям Правил предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (утв. постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 года N 822) при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности (п.2). Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы (п.4).
Как подтверждается материалами дела и по правилам ч.1 ст.56 ГПК РФ доказательствами опровергнуто не было, при сокращении должности истца приведенные требования законодательства ответчиком были соблюдены.
В частности, сокращение должностей Ханты-Мансийсктата, и в т.ч. должности истца, было осуществлено фактически, в связи с изменением предельной численности работников, утверждением новой структуры и штатного расписания Ханты-Мансийсктата, на основании постановления Правительства РФ от 11.12.2015 года N 1353 и Приказа Росстата N 651 от 24.12.2015 года, что истцом и не оспаривалось.
Решение о сокращении конкретных должностей было принято, в т.ч. с учетом объема и трудоемкости выполнения статистических работ по каждому населенному пункту, в котором дислоцированы специалисты структурных подразделений ответчика. Правильность соблюдения ответчиком правил о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы по правилам ч.1 ст.56 ГПК РФ не опровергнута.
Истец в установленные сроки была уведомлена о предстоящем увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы, ответчиком ей неоднократно предлагались имеющиеся вакантные должности с дислокацией в (адрес), (адрес), от которых истец отказалась.
Кроме того, (дата) истцу было вручено уведомление о предложении вакантной должности федеральной государственной службы в ином государственном органе - в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по ХМАО-Югре, подписанное руководителем ответчика, от которой истец также отказалась.
Довод жалобы о том, что такое уведомление должно было быть оформлено в виде списка, подписанного именно руководителем МРИ ФНС России N 1 по ХМАО-Югре, основан на ошибочном толковании норм Закона и вышеуказанных Правил в их взаимосвязи. Полномочие предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах возложено именно на представителя нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы. Таковым по отношению к истцу на день вручения уведомления являлся именно ответчик.
Свою заинтересованность в предложенных вакантных должностях истец не выразила, на недостаточность предоставленной информации о них не ссылалась. Доказательства наличия иных вакантных должностей непосредственно у ответчика либо в других государственных органах материалы дела не содержат. При этом само по себе несоблюдение формы уведомления о предложении вакантных должностей не может означать нарушение порядка увольнения, влекущего незаконность увольнения.
Вопреки доводу жалобы, материалами дела подтверждается, что увольнение истца было осуществлено на основании оспариваемого приказа, подписанного руководителем и заверенного оттиском печати территориального органа. Именно на таком варианте копии приказа, представленного в материалы дела, имеется подпись истца об ознакомлении с ним.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о несостоятельности доводов апелляционной жалобы. Решение суда основано на правильном применении норм материального права и соответствует установленным обстоятельствам, предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 20.04.2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ишимов А.А.
Судьи коллегии Мироненко М.И.
Назарук М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.