Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего - Лазарева Н.А.
Судей - Маркина А.В., Бочкова Л.Б.
с участием прокурора - Тихоновой Ю.В.
при секретаре - Чуркиной С.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области на решение Кошкинского районного суда Самарской области от 11 июля 2016 г., которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Кошкинского района Самарской области в интересах Сутягиной Ирины Ивановны к администрации муниципального района Кошкинский Самарской области о возложении обязанности предоставить Сутягиной Ирине Ивановне жилое помещение удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района Кошкинский Самарской области предоставить Сутягиной Ирине Ивановне, "данные изъяты" года рождения, жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазарева Н.А., обсудив доводы апелляционной жалобы Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области, поддержанные представителем Алексеевой С.А. в суде апелляционной инстанции, заключение прокурора - Тихоновой Ю.В., полагавшей решение оставить без изменения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кошкинского района Самарской области обратился в суд в интересах Сутягиной Ирины Ивановны к администрации муниципального района Кошкинский Самарской области об обязании предоставить жилое помещение.
В обоснование требований указал, что Сутягина И.И. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Собственного жилья, пригодного для проживания, не имеет. В соответствии с постановлением главы муниципального района Кошкинский N от ДД.ММ.ГГГГ Сутягина И.И. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Ссылаясь на положения Жилищного кодекса РФ, ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Закон Самарской области "Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей" прокурор просил обязать администрацию муниципального района Кошкинский предоставить Сутягиной И.И., 11.108.1997 года рождения, жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Администрация муниципального района Кошкинский Самарской области просит отменить решение суда, указывая на то, что на сегодняшний день по объективным причинам отсутствует жилищный фонд, приобретенный за счет субвенций областного бюджета. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено немедленное обеспечение жилым помещениями детей-сирот. Данное обеспечение осуществляется по мере поступления средств из областного бюджета и согласно списку очередности. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Сутягина И.И. состоит в списке под N.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации муниципального района Кошкинский - Алексеева С.А., поддержала доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Тихонова Ю.В. просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание истец Сутягина И.И. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, причину неявки не сообщила, не просила суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия на основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения, исходя из следующего.
Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Удовлетворяя требования прокурора Кошкинского района Самарской области, суд пришел к правильному выводу, что к правоотношениям, сложившимся между сторонами должны быть применены нормы Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года N15-ФЗ), Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Самарской области от 28.12.2012 N135-ГД (в ред. от 10.04.2013) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области", поскольку действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции вышеуказанного Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции вышеуказанного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Так, согласно статьи 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Частями 4,5 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 N135-ГД установлено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно части 9 статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N135-ГД жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру или жилой дом.
Статьями 5,6,8 Закона Самарской области от 05.03.2005 N77-ГД (в ред. от 29.12.2012) "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения" предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
Из материалов дела следует, что Сутягина И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Постановлением Главы муниципального района Кошкинский N от ДД.ММ.ГГГГ Сутягина И.И. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда муниципального района Кошкинский.
Данные обстоятельства признаны и сторонами не оспаривались.
В суде установлено, что в соответствии со Списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, утвержденного постановлением Главы муниципального района на получение жилья среди детей сирот Сутягина И.И. значится под номером N
В настоящее время Сутягина И.И. не имеет в собственности жилого помещения, пригодного для проживания.
Также суду не представлено доказательств того, что Сутягина И.И. является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, судом верно установлено, что Сутягина И.И. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в мерах дополнительной социальной поддержки, жилого помещения на праве собственности или ином вещном праве не имеет, однако после достижения им совершеннолетнего возраста, не обеспечена жилой площадью по учетной норме, установленной ч.5 ст.3 Закона Самарской области N 135-ГД от 28.12.2012г. "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без - попечения родителей, лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области".
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также нормы действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора о предоставлении Сутягиной И.И. жилого помещения на условиях специализированного найма.
Доводы представителя ответчика в апелляционной жалобе о том, действующим законодательством не предусмотрен конкретный срок предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения данной категории граждан, следовательно, по мнению заявителя жалобы, права Сутягина И.И., не нарушены, не может быть принят во внимание, поскольку отсутствие в законе определенных временных рамок, в пределах которых орган местного самоуправления должен обеспечить лицо, относящееся к определенной категории граждан, нуждающихся в мерах дополнительной поддержки, жилым помещением, не свидетельствует о бессрочности исполнения соответствующим органом таких обязанностей, иное бы означало нарушение жилищных прав указанной категории граждан, в силу обстоятельств оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.
Ссылка в жалобе на то, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Сутягина И.И. состоит в списке очередности на получение жилого помещения по договору социального найма под N., поэтому исполнение решения суда нарушило бы права других очередников относящихся к указанной категории лиц, также не может быть принята во внимание, поскольку основана на неверном толковании заявителем жалобы норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, из анализа которых следует, что законодатель не устанавливает очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
При этом, ссылка в жалобе на недостаточность выделяемых областным бюджетом субвенций, также не может быть принята во внимание, поскольку не свидетельствует о незаконности и необоснованности постановленных по делу судебных актов, подтверждающих право истца на вышеозначенные меры социальной поддержки.
Действующее законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.
Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кошкинского районного суда Самарской области от 11 июля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.