Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Джарулаева А-Н.К., судей Хаваева А.Г. и Ибрагимовой А.М., при секретаре ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО7 по доверенности в интересах ФИО9 о признании незаконным решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД от "дата" N об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и обязании осуществления кадастрового учета объекта недвижимости, по апелляционной жалобе представителя административного истца ФИО7 на решение Кировского районного суда г. Махачкалы от "дата", которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К., объяснения представителя административного истца ФИО6, судебная коллегия
установила:
ФИО7 по доверенности в интересах ФИО9 обратилась в суд с административным иском о признании незаконным решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД от "дата" N об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и обязании осуществления кадастрового учета объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по адресу: г. Махачкала, "адрес".
Решением от "дата" N филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД отказано в осуществлении кадастрового учета, ссылаясь на то, что в соответствии с п. 1 ч. 17 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" имеются основания для отказа во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - указанного земельного участка. Отказ обоснован необходимостью представления документов, содержащих описание ранее учтенного земельного участка, вносимого в государственный кадастр недвижимости с учетом, предусмотренного ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" состава сведений, выданные уполномоченными органами, и отвечающие требованиям законодательства, действовавшего в момент их издания.
Считая отказ в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка незаконным, заявитель обратился в суд.
Судом в удовлетворении требований заявителя отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО7 ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, в связи с неправильным применением норм материального права, с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении иска.
Возражения на доводы апелляционной жалобы не поданы.
Дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания истца ФИО9 и представителя филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД (ст. 150 КАС РФ).
Проверив материалы дела согласно ст. 308 КАС РФ в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя административного истца ФИО6, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, а доводы жалобы - без удовлетворения ввиду следующего.
Так, согласно ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из позиции Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении Пленума от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, признание судом незаконным решения государственного органа, возможно при наличии совокупности двух условий: несоответствие их закону и нарушение прав, свобод заявителя оспариваемыми действиями (бездействием).
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из тех обстоятельств, что в представленных в кадастровую палату документов отсутствовали сведения, позволяющие достоверно считать земельный участок как ранее учтенный, из них не усматривается принадлежность земельного участка к определенной категории земель, площадь ранее предоставленного заявителю земельного участка, а также его местоположение, что, по мнению суда первой инстанции, свидетельствует о законности обжалуемого решения.
С данными выводами соглашается судебная коллегия, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на нормах материального права.
Как следует из материалов дела, "дата" ФИО8 в интересах истца ФИО9 обратилась в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, расположенном по адресу: г. Махачкала, "адрес". При этом был представлен документ - решение Исполкома Махачкалинского городского ФИО1 народных депутатов ДАССР от "дата" N-б.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
По смыслу ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон о кадастре) государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не прекращены и, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в государственный кадастр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (ч. 18 ст. 45 Закона о кадастре).
В случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости, заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган кадастрового учета, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в срок, установленный ст. 17 настоящего Федерального закона для постановки на учет объекта недвижимости, со дня получения органом кадастрового учета соответствующих документов обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости на основании: имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости; документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном ч. 2 ст. 22 настоящего Федерального закона), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п. 2 ст. 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета; документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти (в том числе органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган кадастрового учета по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости.
Перечень документов, на основании которых принимается решение о внесении сведений в реестр о ранее учтенном земельном участке, установлен п. 21 названного Порядка.
Указанным пунктом Порядка предусмотрено, что решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления заинтересованного лица и следующих документов: свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения"; государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленного в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей"; свидетельства на право собственности на землю, оформленного в соответствии с Указом Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России"; документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания; выписки из похозяйственной книги, форма которой устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; договора аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учета; иных документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок.
Из разъяснений Росреестра от 10.03.2010 N 14-1644-ГЕ "О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках" следует, что сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в Государственный кадастр недвижимости на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий земельный участок, содержащего: описание ранее учтенного земельного участка, вносимое в Государственный кадастр недвижимости с учетом предусмотренного ст. 7 Закона о кадастре состава сведений, такой документ должен быть выдан уполномоченным органом (организацией), отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания. Таким образом, такой документ должен содержать сведения в объеме, необходимом для принятия органом кадастрового учета решения о включении соответствующих сведений и документов в Государственный кадастр недвижимости.
Из приведенных норм законодательства следует, что основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости могут являться документы, содержащие описание ранее учтенного объекта, которые выданы уполномоченными органами, и отвечающие требованиям законодательства, действовавшего в момент их издания.
При обращении в орган кадастрового учета ФИО9 не представлено сведений, предусмотренных ст. 45 Закона о кадастре и п. 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, подтверждающих, что указанный земельный участок имеет признаки ранее учтенного объекта недвижимости,
В соответствии с п. 17 ст. 45 Закона о кадастре, орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, если имеется несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания.
Судебная коллегия приходит к выводу, что действиями административного ответчика права и охраняемые законом интересы ФИО9 не нарушены, поскольку оспариваемое заявителем решение принято уполномоченным органом и в соответствии с положениями действующего законодательства.
С учетом изложенного, у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения заявленных требований. Решение суда постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, фактическими обстоятельствами и письменными материалами дела. Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ для отмены судебного решения, не имеется.
Решение суда требованиям ч. 1 ст. 176 КАС РФ о законности и обоснованности соответствует.
Руководствуясь ст.ст. 308-309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Махачкалы от "дата" по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.