Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Федоровой Г.А.,
судей Холмогорова И.К., Местниковой С.А.,
при секретаре Комюстюровой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика на решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2016 года, которым по гражданскому делу по иску Грязновой А.В. к ******** Дзюба Л.И. о признании отношений трудовыми, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, возложении обязанности произвести обязательные платежи и внести записи в трудовую книжку,
ПОСТАНОВЛЕНО:
Исковое заявление Грязновой А.В. - удовлетворить частично.
Признать факт трудовых отношений между Грязновой А.В. и ******** Дзюба Л.И. в период времени с 10.05.2015 года по 03.01.2016 года.
Взыскать с ******** Дзюба Л.И. в пользу Грязновой А.В. невыплаченную заработную плату в размере 6000 рублей, компенсацию за неиспользованные отпуска в размере 17 891,9 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
Обязать ******** Дзюба Л.И. произвести обязательные платежи, в соответствии с налоговым и пенсионным законодательством, за период трудовых отношений с Грязновой А.В..
Взыскать с ******** Дзюба Л.И. в доход государства госпошлину в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Местниковой С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Грязнова А.В. обратилась в суд с иском к ******** Дзюба Л.И. о признании отношений трудовыми в период с 10.05.2015 по 03.01.2016, взыскании заработной платы в размере 23 891,90 рубль, включающей заработную плату за декабрь 2015 года в размере 6 000 рублей и отпускные в размере 17 891,90 рубль, компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей, возложении обязанности произвести обязательные платежи за период работы в соответствии с налоговым и пенсионным законодательством, а также внести записи в трудовую книжку о приеме на работу с 10 мая 2015 г., об увольнении с 03 января 2016 г. по собственному желанию, записи N ... и N ... признать недействительными, внести отметки "Район Крайнего Севера", указывая, что работала в гостинице " ********" у ******** Дзюба Л. И. в качестве администратора гостиницы в период времени с 10 мая 2015 года по 03 января 2016 года с установлением графика работы 1 сутки через 2-е и заработной платы в размере ******** рублей в сутки, что составляла ******** рублей в месяц. Считает, что сложившиеся правоотношения с ответчиком являются трудовыми, однако ответчиком трудовые правоотношения надлежащим образом не оформлены.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением суда, представитель ответчика Андрейчук Г.Д. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Так, при оценке показаний свидетеля К. суд не принял во внимание имевшийся ее конфликт с ответчиком, при этом критически отнесся к показаниям свидетелей со стороны ответчика, указав на их зависимость от ответчика. Записи в трудовую книжку были внесены ошибочно, учитывая, что кадровый работник находится в городе ... , заявления о приеме на работу не было. Из представленных ответчиком документов следует, что Грязнова А.В. не являлась их работником. Более того, истец стажировку проходила осенью 2015 года, то есть состоять в трудовых отношениях с мая 2015 года не могла. Оклад сотрудников в должности администратор составляет ******** рублей, представленный истцом расчет неправильный. Кроме того, требования о возложении обязанности произвести обязательные платежи необоснованны в силу отсутствия полномочий от соответствующих организаций.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения представляют собой отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора, заключаемого им в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 56 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Требования к содержанию трудового договора изложены в статье 57 Трудового кодекса РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 8 и в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2, если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части четвертой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель (или его уполномоченный представитель) обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (часть вторая статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из анализа вышеприведенных норм следует, что отличительными признаками трудового договора (контракта) являются личное выполнение трудовой функции; выполнение конкретной работы в соответствии со специальностью, квалификацией на определенной должности; подчинение работника в процессе выполнения трудовой функции правилам внутреннего трудового распорядка; оплата труда по установленным нормам.
В силу части 1 статьи 19.1 Трудового кодекса РФ признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями может осуществляться судом в случае, если физическое лицо, являющееся исполнителем по указанному договору, обратилось непосредственно в суд, или по материалам (документам), направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами.
В данном случае из материалов дела и установленных судом обстоятельств по делу следует, что в период с 10.05.2015 по 03.01.2016 истец Грязнова А.В. выполняла обязанности администратора гостиницы " ********" в г. ... у ******** Дзюба Л.И., подчинялась внутреннему трудовому распорядку и получала фиксированную заработную плату.
Факт нахождения в трудовых отношениях истца с ответчиком в период с 10.05.2015 по 03.01.216 подтверждается свидетельским показаниями К., Е., У., а также заключением предварительного медицинского осмотра о профпригодности ... центральной больницы от 07.05.2015, направлением ******** Дзюба Л.И. на прохождение медосмотра Грязновой А.В. от 25.06.2015 года, реестрами авансовых счетов, выставленных по договору энергоснабжения N ... , заключенному между ПАО "Якутскэнерго" и ******** Дзюба Л.И., по которым администратору гостиницы " ********" Грязновой А.В. вручались выставленные счета.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, исследовав все юридически значимые по делу обстоятельства и дав надлежащую оценку собранным по делу доказательствам, правильно пришел к выводу о том, что между истицей и ответчиком имело место быть трудовые отношения, поскольку они были основаны на допуске к работе и личном выполнении истцом за плату трудовой функции с указанием конкретного вида поручаемой работы.
Согласно статье 127 Трудового кодекса РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
В соответствии со статьей 14, статьей 115, Трудового кодекса РФ продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней, работающим в районах Крайнего Севера устанавливается также в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 24 календарных дня.
Суд первой инстанции при взыскании компенсации за неиспользованный отпуск исходил из размера заработной платы истца в размере ******** рублей. Между тем, ответчиком в суд представлено утвержденное штатное расписание за 2015 год, согласно которому оклад, установленный для должности администратор, составляет ******** рублей, что с начислением районного коэффициента 70% и северных надбавок 80% составляет ******** рублей.
Таким образом, исчисление размера отпускных должно производиться, исходя из размера заработной платы, установленной штатным расписанием ответчика.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда в указанной части подлежит изменению.
Исходя из представленных ответчиком графиков работ, количество смен в месяц составляет 10 смен, соответственно, в мае 2015 года истец отработала 8 смен, в январе 2016 года 1 смену. С учетом размера заработной платы оплата за одну смену составляет ******** рублей, всего общая сумма заработной платы за период с 10.05.2015 по 03.01.2016 составляет ******** рублей.
При исчислении суммы компенсации за неиспользованный отпуск судебная коллегия исходит из пункта 35 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30.04.1930 N 169, согласно которым при исчислении сроков работы, дающих право на компенсацию за отпуск при увольнении, излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца. Соответственно, срок работы с 10.05.2015 по 03.01.2016 составляет при подсчете 8 месяцев. При этом, как следует из пункта 28 Правил, работнику при увольнении должна быть выплачена компенсация за неиспользованный отпуск пропорционально отработанному им у данного работодателя времени.
Таим образом, взысканию подлежит денежная сумма в размере 11 592,80 рубля в счет компенсации за неиспользованный отпуск ( ********=11592,80).
Согласно статье 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно части 1 статьи 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом.
Судом первой инстанции в пользу истца с ответчика взыскана задолженность по выплате заработной плате за декабрь 2015 года в размере 6 000 рублей. Данная задолженность стороной ответчика в апелляционной жалобе не оспаривается.
Размер компенсации морального вреда с учетом обстоятельств дела обоснованно определен судом первой инстанции в 3000 рублей.
Доводы жалобы о том, что требования о возложении обязанности произвести обязательные платежи необоснованны в силу отсутствия полномочий от соответствующих организаций, судебной коллегией отклоняются, поскольку ответчик, как работодатель, обязан производить обязательные платежи в соответствующие организации (ст.ст. 1, 22 ТК РФ). Согласно положению пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона РФ от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, включая индивидуальных предпринимателей. Согласно пункту 1 статьи 26 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели, в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.
Таким образом, решение суда подлежит изменению в части взыскания компенсации за неиспользованный отпуск, в остальной части подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2016 года по данному гражданскому делу изменить в части взыскания компенсации за неиспользованный отпуск и принять в этой части новое решение, которым взыскать с ******** Дзюба Л.И. в пользу Грязновой А.В. компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 11 592,80 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Г.А. Федорова
Судьи И.К. Холмогоров
С.А. Местникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.