Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Литвинцевой И.В.,
и судей Ревенко Т.М., Щаповой И.В.,
при секретаре Прозоровской О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 06 сентября 2016 года гражданское дело по исковому заявлению Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в интересах Петровой Н. Г. к ОАО " "данные изъяты"" о признании незаконными действий по начислению платы на общедомовые нужды по электроэнергии,
по апелляционному представлению Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора "адрес"
на решение Петровск-Забайкальского городского суда "адрес" от "Дата", которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в защиту интересов Петровой Н. Г. о признании незаконными действий ОАО " "данные изъяты"" в лице ЗМРО ПАО " "данные изъяты"" по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии жильцам многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", в том числе Петровой Н. Г., отказать.
Заслушав доклад судьи Ревенко Т.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Петровск-Забайкальский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в ходе проведенной проверки установлено, что Петрова Н.Г. проживает в "адрес", расположенной по адресу: "адрес". ОАО " "данные изъяты"" производит начисление платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды. Действия ОАО " "данные изъяты"" являются незаконными, поскольку собственниками помещений в указанном доме избран способ управления общим имуществом путем заключения договора управления с управляющей организацией.
Прокурор просил признать незаконными действия энергосбытовой компании ЗМРО ПАО " "данные изъяты"" по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии жильцам многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", в том числе Петровой Н.Г. (л.д. 3-8).
Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д. 100-108).
В апелляционном представлении Петровск-Забайкальский межрайонный прокурор Бундаев Б.А. просит решение суда отменить. Указывает, что ни в одном из решений общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного дома вопрос о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации не решался, в связи с чем начисление и взимание платы за общедомовые нужды по электроэнергии жильцам дома является незаконным. Судом также не исследовался тот факт, что общедомовой прибор учета в доме вообще не установлен, хотя об этом заявляла свидетель Кононова Н.Г., подтвердив ответ из администрации городского округа " "адрес"" (л.д. 116-118).
В судебное заседание истец Петрова Н.Г., представитель третьего лица ООО " "данные изъяты"" не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки не сообщили, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассматривалось в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав прокурора краевой прокуратуры Казанцеву Л.И., поддержавшей доводы апелляционного представления, представителя ОАО " "данные изъяты"" Костенко Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, представителя ПАО " "данные изъяты"" Маркову О.Ю., полагавшей апелляционное представление подлежащим частичному удовлетворению, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Петрова Н.Г. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес".
Решением внеочередного общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома от "Дата" выбран способ управления - непосредственное управление. Также на собрании принято решение о выборе ООО " "данные изъяты"" в качестве организации, которая осуществляет содержание, обслуживание и текущий ремонт внутридомовых коммуникаций многоквартирного жилого дома (л.д. 28-38).
На основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от "Дата" выбран способ управления - управление управляющей организацией. В качестве управляющей организации выбрано ООО " "данные изъяты"" (л.д. 19-26).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, в "Дата" году собственники приняли решение о выборе способа управления домом - непосредственное управление, способ управления домом не изменялся, в связи с чем жильцы дома являются исполнителями услуг по надлежащему содержанию общего имущества, самостоятельно осуществляют функции управления домом, поэтому обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды самостоятельно.
С выводом суда о том, что при непосредственном управлении домом собственники самостоятельно заключают договоры и производят оплату коммунальных услуг, в том числе на оплату общедомовых нужд, непосредственно ресурсоснабжающей организации, судебная коллегия полагает возможным согласиться, поскольку такой вывод согласуется с ч. 8 ст. 155 ЖК РФ.
Согласно ч. 8 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Исходя из указанной нормы, начисление и взимание ОАО " "данные изъяты"" платы за электрическую энергию, использованную на общедомовые нужды, при непосредственном управлении домом, то есть до "Дата", являлось правомерным.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено, что "Дата" собственниками выбран другой способ управления домом - управление управляющей организацией (л.д. 19).
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), электроснабжение жилого помещения является коммунальной услугой.
Согласно п. 13 указанных Правил предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 указанных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с п. 14 Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно ч. 2.3. ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Из приведенных норм следует, что при выборе собственниками способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией именно управляющая организация наделяется статусом исполнителя коммунальных услуг и в целях оказания таких услуг именно на ней лежит обязанность приобретать у ресурсоснабжающей организации соответствующий ресурс.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что граждане не являются исполнителями услуг по надлежащему содержанию общего имущества, не осуществляют функции по управлению домом, поэтому они не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды, а энергоснабжающая организация не вправе производить начисление платы за потребляемую электроэнергию на общедомовые нужды.
Кроме того, в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 30 июня 2015 г.) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Указанная норма, действовавшая на момент выбора способа управления многоквартирным домом управляющей организацией, прямо содержала запрет на внесение платы, потребляемой при использовании общего имущества, ресурсоснабжающей организации.
Сведений о том, что собственники спорного дома после 30 июня 2015 г. приняли решение о внесении платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, непосредственно в ОАО " "данные изъяты"", материалы дела не содержат.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Обращаясь в суд, прокурор, в частности, просил признать незаконными действия ОАО " "данные изъяты"" по начислению и предъявлению платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, жильцам многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", в том числе Петровой Н.Г. (л.д. 7).
Исходя из заявленного требования, прокурор обратился в суд не только в интересах Петровой Н.Г., но и в интересах неопределенного круга лиц - жильцов указанного многоквартирного дома.
Требование о прекращении начисления платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, направлено на защиту прав лиц, у которых в будущем возникнет обязанность по внесению указанной платы, в связи с чем круг лиц заранее определён быть не может. В связи с чем прокурор вправе был обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц.
Неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права привели к принятию судом незаконного решения, что в соответствии с п.п. 1 и 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене, с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении иска.
На основании ст. 98 ГПК РФ с ОАО " "данные изъяты"" необходимо взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петровск-Забайкальского городского суда "адрес" от "Дата" отменить.
Принять по делу новое решение, которым искровые требования прокурора удовлетворить частично.
Признать действия ОАО " "данные изъяты"" по начислению и предъявлению с "Дата" платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, жильцам многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", в том числе Петровой Н. Г., незаконными.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ОАО " "данные изъяты"" государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Председательствующий:
Судьи:
Копия верна. Судья Т.М.Ревенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.