Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Родиной А.К., судей Марченко А.А., Чертовиковой Н.Я.,
при секретаре Жарковой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Аверкиной А.А. на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 10 июня 2016 года иску Васюхина В.А. к администрации Златоустовского городского округа Челябинской области об оспаривании распоряжения, возложении обязанности осуществить публикацию.
Заслушав доклад судьи Родиной А.К. по обстоятельствам дела и доводам апелляционной жалобы, объяснения представителя Аверкиной А.А.
дцуллина Д.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Васюхин В.А. обратился к администрации Златоустовского городского округи Челябинской области с требованиями о признании незаконным п. 5, подл. 5 п. 8 распоряжения администрации Златоустовского городского округа N 886-р от 18 апреля 2016 года "О принятии решений по отдельным вопрогам предоставления земельных участков, а также иным вопросам, связанным с землепользованием на территории Златоустовского городского округа (протокол N 6 от 31 марта 2016 года)" в части отмены подл. 1 п. 4 распоряжения администрации Златоустовского городского округа N 558-р от 29 апреля 2011 года "Об утверждении протокола комиссии по землеотводам N 9 от 31 марта 2011 года" об отводе Васюхину В.А. земельного участка, площадью **** кв. метров, расположенного по адресу: **** для ведения личного подсобного хозяйства, предложении всем желающим подать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, площадью **** кв. метров, расположенного по адресу: ****; возложении обязанности по устранению в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод гражданина, посредством опубликования в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, изменения в указанное выше распоряжение администрации Златоустовского городского округа N 886-р от 18 апреля 2016 года в части
1
отмены п. 5 и подл. 5 п. 8 данного распоряжения.
В обоснование требований указал, что 18 апреля 2016 года и.о. главы Златоустовского городского округа было вынесено оспариваемое распоряжение, которое является незаконным в части п. 5 и подл. 5 п. 8, поскольку в соответствии с подл. 1 п. 4 распоряжения администрации Златоустовского городского округа N 558-р от 29 апреля 2011 года "Об утверждении протокола комиссии по землеотводам N 9 от 31 марта 2011 года" ему необходимо было провести работы по формированию земельного участка, площадью **** кв. метров для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: ****. В 2011 году им были выполнены условия указанного распоряжения, а именно: проведено межевание земельного участка, осуществлена постановка участка на кадастровый учет. В связи с использованием данного земельного участка им были понесены материальные затраты в объеме **** рублей, связанные с формированием земель ТСЖ "Серебряный ключ" (межевание земель ТСЖ, проектные работы, возведение инфраструктуры и коммуникаций). Кроме того, на формирование предоставленного ему земельного участка и проектирование жилого дома, им было потрачено около **** рублей. В силу финансовых трудностей в дальнейшем истец не смог оформить права на данный земельный участок. В апреле 2016 года, когда у него появилась возможность оформить право на предоставленный земельный участок, вышло оспариваемое распоряжение.
Представитель администрации Златоустовского городского округа Челябинской области требования не признал, пояснил, что оспариваемым распоряжением пункт об отводе земельного участка истцу был признан утратившим силу и участок выставлен на аукцион, поскольку в установленный срок истец не заключил договор аренды земельного участка.
Суд первой инстанции принял решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Аверкина А.А. просит решевие суда отменить. Указывает на то, что подала заявление на предварительное согласование предоставления спорного земельного участка, на основании которого администрация опубликовала извещение о его предоставлении, полагает, что обжалуемым решением фактически разрешен вопрос о ее праве на участие в процедуре предоставления данного участва. Ссылается на незаконный вывод суда о наличии у истца намерения реализовать свои права на пользование спорным земельным участком, поскольку договор аренды истцом не заключен и зарегистрирован, земельный участок не сформирован и имеет статус "аннулированный". Считав, что на момент подачи ею заявления о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка, правовые основания для отказа у администрации отсутствовали, поскольку в
2
отношении данного участка отсутствовали какие-либо зарегистрированные права. Указывает на то, что право на использование земельного участка возникает после государственной регистрации договора, по которому приобретены имущественные права, тогда как в данном случае, у истца даже не было прав на использование спорного участка.
В возражениях на жалобу истец указывает на законность и обоек юванность состоявшегося решения, необходимость оставления указанной жалобы без удовлетворения.
Истец Васюхин В.А., представитель ответчика Администрации гстовского городского округа Челябинской области, заинтересованное зеркина А.А. не приняли участия в суде апелляционной инстанции, о дне и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 119, 127). Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет. В связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит принятое решение подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, распоряжением администрации Златоустовского городского округа Челябинской области N 558-р от 29 апреля 2011 года "Об утверждении протокола комиссии по землеотводам N 9 от 31 марта 2011 года" Васюхину В.А. отведен земельный участок, площадью **** кв. метров, расположенный по адресу: **** для ведения личного подсобного хозяйства, указано на необходимость проведения работ по формированию земельного участка (л.д. 17).
23 августа 2011 года ООО "Гео" подготовлен межевой план на спорили земельный участок (л.д. 40-50). Земельный участок поставлен на кадастровый учет 21 сентября 2011 года с присвоением кадастрового номера **** (л.д.51-53).
18 апреля 2016 года распоряжением администрации Златоустовского городского округа N 886-р от "О принятии решений по отдельным вопросам предоставления земельных участков, а также иным вопросам, связанным с землепользованием на территории Златоустовского городского округа (протокол N 6 от 31 марта 2016 года)" подп. 1 п. 4 распоряжения администрации Златоустовского городского округа N 558-р от 29 апреля 2011 года "Об утверждении протокола комиссии по землеотводам N 9 от 31 марта 2011 года" об отводе Васюхину В.А. земельного участка, площадью
з
**** кв. метров, расположенного по адресу: **** для ведения личного подсобного хозяйства отменен (п. 5), предложено всем желающим подать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, площадью **** кв.м.,
расположенного по адресу: **** (подл. 5 п. 8) (л.д., 14-16).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований. При этом исходил из того, что истцом предпринимались меры по освоению спорного земельного участка, что подтверждается совершением им конклюдентных действий, свидетельствующих о намерении последнего заключить договор аренды и реализовать свои права на пользование земельным участком. Волеизъявления истца на прекращение права пользования участком не усмотрел. Счел, что истец не отказывался от своих прав на спорный земельный участок.
Однако с такими выводами суда судебная коллегия согласиться не может.
Поскольку процедура предоставления Васюхину В.А. земельного участка была начата в 2011 году, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года.
С учетом положений п. 2 ст. 4 Федерального закона от 07 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" на земельных участках из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства не исключено возведение объектов капитального строительства.
В силу п. 1 ст. 28 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлялись гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам :з постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осущесгвлялось с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
с предварительным согласованием мест размещения объектов.
4
Фактическое предоставление Васюхину В.А. комиссией по отводу земельных участков для строительства, функциональному изменению их использования, землепользования и застройки Златустовского городского округа Челябинской области спорного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства с возложением последующей обязанности по проведению работ по его формированию, позволяет прийти к выводу о том, что п
роцедура предоставления истцу данного участка осуществлялась с предварительным согласованием места размещения объекта.
Согласно п. 5 ст. 30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществлялось в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 5 ст. 31 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) результаты выбора земельного участка оформлялись актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагались утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
ЕСак предусмотрено п. 6 ст. 31 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года), исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
] Дсходя из п. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта являлось основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, действовало в течение трех лет.
С 01 марта 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 23 июня 2014 гэда N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерщии (далее - ЗК РФ)" (ст. 35 данного Федерального закона).
5
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные Российской Федерации" (далее Федеральный закон N171-ФЗ) до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Положения статей 28-34 ЗК РФ указанным Федеральным законом признаны утратившими силу с 01 марта 2015 года.
Проанализировав изложенные правовые нормы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что распоряжение администрации Златоустовского городского округа N 558-р от 29 апреля 2011 года "Об утверждении протокола комиссии по землеотводам N 9 от 31 марта 2011 года" об отводе Васюхину В.А. земельного участка, площадью **** кв. метров, расположенного по адресу: **** для ведения личного подсобного хозяйства, фактически следует расценивать как решение о предварительном согласовании места размещения объекта. После принятия указанного решения Васюхин В.А. в силу прямого указания должен был в течение трех лет обратиться за оформлением
договора аренды спорного земельного участка.
В связи с тем, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято ранее чем за три года до обращения Васюхина В.А. с настоящим иском в суд, оснований для предоставления Васюхину В.А. земельного участка по адресу: **** в порядке, предусмотренным ст. 30 ЗК РФ в редакции, действующей до 01 марта 2015 года, не имеется, предоставление данного земельного участка должно осуществляться в соответствии с действующими на момент обращения лица, заинтересованного в предоставлении участка, нормами земельного законодательства.
Считая
, что Васюхин В.А. не реализовал свое право на оформление договора аренды земельного участка в течение трех лет с момента принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, следовательно, он утратил право на завершение начатой в 2011 году административной процедуры предоставления спорного земельного участка в порядке, предусмотренном действовавшими до вступления в силу Федерального закона N171-ФЗ положениями ст. 30 ЗК РФ. Таким образом, оспариваемое распоряжение в части отмены подп. 1 п. 4 распоряжения адмишютрации N558-Ф от 29 апреля 2011 года об отводе Васюхину В.А.
б
земельного участка отменено администрацией Златоустовского городского
округа Челябинской области правомерно.
В настоящее время, исходя из положений п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ (в редакции, действующей с 01 марта 2015 года) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ (в редакции, действующей с 01 марта 2015 года) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.
Исходя из положений п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ (в редакции, действующей с 01 марта 2015 года) в случае поступления заявления гражданина о преда зрительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании преде ставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье -извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
7
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании
предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земезгьного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно п. 4 ст. 39.18 ЗК РФ (в редакции, действующей с 01 марта 2015
года) граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могу]: подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
22 марта 2016 года Аверкиной А.А. в администрацию Златоустовского городского округа Челябинской области подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: ****.
На основании указанного заявления, органом местного самоуправления было
осуществлено опубликование извещения о предоставлении всем желающим возможности подать заявления о намерении участвовать в аукщюне по продаже земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды указанного выше земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, что соответствует требованиям подп. 1 п. 1 ст. 39.17 ЗКРФ.
Следовательно, оснований для признания незаконным подп. 5 п. 8 эяжения администрации Златоустовского городского округа N 886-р от 18
апреля 2016 года "О принятии решений по отдельным вопросам :тавления земельных участков, а также иным вопросам, связанным с юльзованием на территории Златоустовского городского округа" о "жении всем желающим подать заявления о намерении участвовать в ше по продаже указанного земельного участка или аукционе на право юния договора аренды этого участка, не имеется.
Поскольку судебная коллегия не усмотрела оснований для признания незаконными оспариваемых Васюхиным В.А. положений указанного выше эяжения, оснований для возложении на администрацию Златоустовского городского округа Челябинской области обязанности опубликовать в средствах массовой информации изменения в указанное распоряжение, также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Златоустовского городского суда Челябинской области 10 июня 2016 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований Васюхина В.А. к администрации Златоустовского городского округа Челябинской области о признании незаконным пункта 5, подпункта 5 пункта 8 распоряжения
8
администрации Златоустовского городского округа N 886-р от 18 апреля 2016 года "О принятии решений по отдельным вопросам предоставления земельных участков, а также иным вопросам, связанным с землепользованием на территории Златоустовского городского округа" об отмше подпункта 1 пункта 4 распоряжения администрации Златоустовского городского округа N 558-р от 29 апреля 2011 года "Об утверждении протокола комиссии по землеотводам N 9 от 31 марта 2011 года" об отводе истцу земельного участка, площадью **** кв. метров, расположенного по адресу: **** для личного подсобного хозяйства, предложении всем желающим подать гния о намерении участвовать в аукционе по продаже указанного шого участка или аукционе на право заключения договора аренды участка, о возложении обязанности опубликовать в средствах массовой информации изменения в указанное вьппе распоряжение отказать.
Председательствующий: Судьи:
9
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.