Решение Челябинского областного суда от 10 сентября 2016 г.
(Извлечение)
Челябинский областной суд в составе: председательствующего судьи Зариповой Ю.С. при секретаре Бурцеве П.А.,
с участием прокурора Соколовой Н.Ф.,
рассмотрел административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Гуменюка Ю.Ю. об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Никитчука И.И.,
установил:
зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу N 193 "Челябинская область - Златоустовский одномандатный избирательный округ" Гуменюк Ю.Ю. обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к кандидату в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Никитчуку И.И., Территориальной избирательной комиссии города Златоуста об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу N 193 "Челябинская область -Златоустовский одномандатный избирательный округ" Никитчука И.И. по основаниям, предусмотренным пунктом 12 статьи 99 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". В обосновании заявленных требований административный истец указал на осуществление предвыборной агитации посредством выпуска и распространения печатного агитационного материала ?листовки формата А 5 с нарушением законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
В судебное заседание административный истец, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель административного истца Скрипник П.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Административный ответчик кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Никитчук И.И. в
2
судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, указав на отсутствие оснований для отмены его регистрации.
Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии города Златоуста в судебное заседание, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился. В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав пояснения представителя административного истца, административного ответчика Никитчука И.И., исследовав материалы дела, показания свидетеля, заключение прокурора прокуратуры Челябинской области Соколовой Н.Ф., полагавшей об отсутствии оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Никитчука И.И., суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Гуменюка Ю.Ю. об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Никитчука И.И.
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 года N 291 выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации назначены на 18 сентября 2016года.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 апреля 2016 г. N 5/36-7 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу N 193 "Челябинская область - Златоустовский одномандатный избирательный округ" возложены на территориальную избирательную комиссию города Златоуста.
Решением территориальной избирательной комиссии города Златоуста Челябинской области от 02 августа 2016 года N 16/189-4 Гуменюк Ю.Ю., выдвинутый политической партией "Всероссийская политическая партия "Родина" зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу N 193 "Челябинская область - Златоустовский одномандатный избирательный округ".
Решением территориальной избирательной комиссии города Златоуста Челябинской области от 29 июля 2016 года N 14/178-4 Никитчук И.И., выдвинутый политической партией "Коммунистическая партия коммунисты России" зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу N 193 "Челябинская область - Златоустовский одномандатный избирательный округ".
В соответствии с подпунктом 6 пункта 12 статьи 99 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального
3
Собрания Российской Федерации" регистрация кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, может быть отменена верховным судом республики, краевым, областным судом, судом автономного округа, судом автономной области по заявлению зарегистрировавшей кандидата окружной избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
Аналогичная норма содержится в подпункте "д" пункта 8 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться: на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях; посредством проведения агитационных публичных мероприятий; посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; иными не запрещенными законом методами.
Судом установлено, что по заказу кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу N 193 "Челябинская область -Златоустовский одномандатный избирательный округ" Никитчука И.И. изготовлены агитационные печатные материалы-листовки тиражом 200000 экземпляров, оплаченные из средств избирательного фонда кандидата.
Административный истец кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Гуменюк Ю.Ю. обращаясь с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Никитчука И.И., полагал, что на агитационном печатном материале-листовке формата А 5 имеется изображение эмблемы Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", герба политической партии "Политическая партия ЛДПР - Либерально-демократическая партия России", что свидетельствует о нарушении административным ответчиком законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
В Уставе партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" содержится описание эмблемы партии, которая представляет собой композицию, в верхней части которой
4
расположено стилизованное изображение развевающегося полотнища с полосами равной ширины белого, синего и красного цвета, символизирующего флаг Российской Федерации, окаймляющего с правой стороны стилизованное изображение в сочетании белого и синего цвета силуэта медведя, развернутого правым боком к зрителю, под которым по всей ширине изображения полотнища буквами одинакового размера синего цвета горизонтально в два ряда изображена надпись: ЕДИНАЯ РОССИЯ.
В Уставе партии ЛДПР содержится описание эмблемы партии, которая представляет собой прямоугольник синего цвета с соотношением сторон 2:3, с изображением на нем в центре краткого наименования партии "ЛДПР" буквами желтого цвета. В Уставе также содержится описание герба партии, который представляет собой щит темно-синего цвета с золотистым обрамлением треугольной равнобедренной формы, стоящий на вершине с наименьшим углом с выпуклыми боковыми сторонами, верхние углы срезаны окружностями с центрами в верхних вершинах щита, на щит нанесен рисунок-карта России желтого (золотого) цвета. Из-за карты восходит солнце желтого (золотого) цвета с разбегающимися лучами разной длины. На фоне солнца сокол серого цвета с распростертыми крыльями, направленными вверх. По нижней вершине герба проходит симметричная витая лента желтого цвета с золотой каймой. На ленте расположены надписи "СВОБОДА", "ПАТРИОТИЗМ", "ЗАКОН". Под верхней стороной щита, параллельно ей нанесена объемная надпись "ЛДПР" буквами, темно-синими в основании и желтыми (золотыми) по лицевой стороне.
В соответствии с Уставом Партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" эмблема представляет собой композицию темно-красного (бордового) цвета из следующих частей: буквы CP, набранных прописными буквами, и стилизованной стрелки, переходящей в четырехугольник. На четырехугольнике расположена надпись СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ прописными буквами в две строки белым цветом. Соотношение высоты слова СПРАВЕДЛИВАЯ к высоте слова РОССИЯ составляет одну вторую часть.
Пунктом 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.
Другие лица не могут использовать соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя.
В силу пункта 1 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации объектами авторских прав являются произведения науки,
5
литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных ? целях правомерно обнародованного произведения.
В силу статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации, на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481).
Нарушение требований статьи 1276 Гражданского кодекса Российской Федерации при проведении предвыборной агитации имеет место в случае, когда в агитационных материалах без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизводится, сообщается в эфир или по кабелю фотографическое произведение, произведение архитектуры или произведение изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, и изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение используется в коммерческих целях.
Сопоставив представленный агитационный материал кандидата в депутаты Никитчука И.И. с содержащимися в Уставах Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", политической партии "Политическая партия ЛДПР - Либерально-демократическая партия России", политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" описанием официальной символики, а также с изображением зарегистрированных товарного знака, знака обслуживания, правообладателями которых являются Всероссийская политическая партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ", политическая партия "Политическая партия ЛДПР - Либерально-демократическая партия России", суд приходит к выводу, что использованное в листовках изображение, не является официальной символикой Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", политической партии "Политическая партия ЛДПР - Либерально-демократическая партия России",
6
политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", поскольку не соответствует описанию, содержащемуся в Уставах указанных политических партий, и не являются тождественными изображениям товарных знаков, содержащихся на Интернет-сайтах, скриншоты страниц которых представлены административным истцом в качестве доказательств по делу.
У имеющихся на агитационном печатном материале изображениях эмблем политических партий "ЕДИНАЯ РОССИЯ", "Политическая партия ЛДПР - Либерально-демократическая партия России" отсутствует тождество в виде полного совпадения с товарными знаками. Цветовое изображение эмблемы политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", политической партии "Политическая партия ЛДПР - Либерально-демократическая партия России" не соответствует зарегистрированному товарному знаку, изображение эмблемы политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", политической партии "Политическая партия ЛДПР - Либерально-демократическая партия России", не соответствует также по словесному содержанию с описанием эмблемы и герба, содержащимся в Уставе названных партий.
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о нарушении кандидатом в депутаты Никитчуком И.И. законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности, административным истцом не представлено.
Кроме того, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности у кандидата в депутаты возникает в случае, если агитационный печатный материал распространялся кандидатом в депутаты, однако доказательств того, что агитационный печатный материал, приложенный административным истцом к административному исковому заявлению, распространялся кандидатом в депутаты Никитчуком И.И., административным истцом не представлено.
Как следовало из пояснений административного ответчика Никитчука И.И. в судебном заседании, подготовленный печатный агитационный материал не распространялся, хранится в помещении штаба партии, и вопрос о распространении материала должен был решаться только 11 сентября 2016 года.
Судом для проверки доводов административного истца по инициативе представителя административного истца был допрошен свидетель С.В.Г., который пояснил, что агитационную листовку он получил 22 августа 2016 года в г. Златоусте около торгового центра от молодого человека, агитирующего за Никитчука И.И., передав впоследствии данную листовку представителю кандидата в депутаты от партии "РОДИНА" Гуменюка Ю.Ю. - Скрипнику ПА.
Суд критически относится к показаниям свидетеля С.В.Г., поскольку данные показания основаны на предположениях, и из данных показаний нельзя сделать вывод о проведении кандидатом в депутаты
7
Никитчуком И.И. агитации, нарушающей законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности. Более того, данный свидетель является членом избирательной комиссии Челябинской области с правом совещательного голоса от партии ЛДПР. Однако, ни избирательная комиссия, ни кандидат в депутаты от партии ЛДПР по одномандатному избирательному округу N 193 "Челябинская область - Златоустовский одномандатный избирательный округ" с исками об отмене регистрации Никитчука И.И. по таким основаниям в суд не обращались.
Анализ законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также доказательств, имеющихся в материалах дела, позволяет суду прийти к выводу, что каких-либо нарушений, выраженных в несоблюдении кандидатом в депутаты Никитчуком И.И. требований, предъявляемых статьей 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", допущено не было, представленный административным истцом агитационный печатный материал при проведении агитации не использовался, какие-либо сведения о наличии претензий со стороны правообладателей политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", политической партии "Политическая партия ЛДПР - Либерально-демократическая партия России", политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в деле отсутствуют, соответственно оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Никитчука И.И. не имеется.
Таким образом, требования административного истца кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ Гуменюка Ю.Ю. об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ Никитчука И.И. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-178, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Челябинский областной суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требования кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Гуменюка Ю.Ю. об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Никитчука И.И. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения через Челябинский областной суд.
Председательствующий
Зарипова Ю.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.