Именем Российской Федерации
г.Москва |
01 августа 2016 года |
Московский городской суд
в составе судьи Лопаткиной А.С.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
при секретаре Матвеенко Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1001/2016 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Молния" о признании недействующим пункта 357 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
установил:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" в пункте 1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП исключены слова "на 2015 год и последующие налоговые периоды". Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года, тем самым, Правительством Москвы утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на налоговый период 2016 года (далее также Перечень на 2016 год). Постановление N 786-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы по адресу: http://www.mos.ru, 27 ноября 2015 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 1 декабря 2015 года.
Пунктом 357 названного Перечня на 2016 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:08:0005003:1079, общей площадью 17 207,1 кв. метров, расположенное по адресу: город Москва, *.
В настоящее время постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП действует также в редакциях постановлений Правительства Москвы от 15 декабря 2015 года N 874-ПП, от 17 мая 2016 года N 252-ПП, от 26 июля 2016 года N 456-ПП.
Открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Молния" (далее ОАО "НПО "Молния"), являясь собственником помещения в названном здании, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 357 Перечня на 2016 год.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что здание с кадастровым номером 77:08:0005003:1079, расположенное по адресу: город Москва, *, включённое в Перечень, не обладает признаками объектов налогообложения, определёнными статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение здания в Перечень на 2016 год противоречит приведённым законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Представитель административного истца (по доверенности) Кузьмина О.В. в настоящем судебном заседании требования поддержала в полном объёме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица Открытого акционерного общества "Тушинский машиностроительный завод" (далее - ОАО "ТМЗ") Дорофеева Ю.С. в судебное заседание явилась, полагала заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью "Стриж-ТМЗ", извещённый о времени и месте судебного заседания, не явился.
Представитель Правительства Москвы (по доверенности) Борисова К.И. требования административного истца не признала, указав, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемое нормативное положение не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает каких-либо прав и законных интересов административного истца.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, изучив материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Слободина С.А., полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Суд считает, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления, обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Постановление подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 3 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в статье термина административно-деловые центры.
Так, административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2015 года статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4.1, согласно которому в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признаётся одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом в целях названного пункта фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2, 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казённых учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
2.1) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, площадь каждого из которых свыше 3000 кв. метров, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания (помещения) и (или) вида его фактического использования. Предназначение здания (помещений) не учитывается.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.
До настоящего времени в городе Москва Правила землепользования и застройки не утверждены.
Вместе с тем, подпунктом 6 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" предусмотрено, что до введения в действие Правил землепользования и застройки в городе Москве установление видов разрешённого использования земельных участков относится к компетенции Правительства Москвы.
Порядок установления вида разрешённого использования земельного участка применительно к городу Москве, в период до принятия правил землепользования, установлен в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учёт земельных участков в городе Москве", пунктом 3.2 которого (в редакции, действовавшей на дату включения здания с кадастровым номером 77:08:0005003:1079 в Перечень) предусмотрено, что разрешённое использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утверждённой приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждёнными приказом Минэкономразвития N 39 (далее также Методические указания), определены виды разрешённого использования земельных участков, в том числе:
- земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (1.2.3);
- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5);
- земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7);
- земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9);
- земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов (1.2.10);
- земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17).
В ходе судебного разбирательства установлено, что ОАО "НПО "Молния" является собственником нежилого помещения площадью 2 615,5 кв. метров в здании с кадастровым номером 77:08:0005003:1079, расположенном по адресу: город Москва, *. ОАО "ТМЗ" принадлежит нежилое помещение площадью 12 512,4 кв. метров, а ООО "Стриж-ТМЗ" - нежилое помещение площадью 730,4 кв. метров в том же здании (л.д. 34-38).
Названное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:08:0005003:1845, с установленным видом разрешённого использования, действовавшим на момент утверждения оспариваемого Перечня и наступления налогового периода 2016 года, "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.7/1.2.9)" (далее также земельный участок), что подтверждается сведениями из государственного кадастра недвижимости (л.д. 21-33).
Такой вид разрешённого использования земельного участка установлен распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 04 марта 2014 года N 2695 "О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005003:7 с сохранением в изменённых границах".
По смыслу пунктов 3, 4 статьи 378.2 НК РФ, виды разрешённого использования земельных участков, которые предполагают расположение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, соответствуют предусмотренным Методическими указаниями группам видов разрешённого использования: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5); земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, здание с кадастровым номером 77:08:0005003:1079 включено в Перечень на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ и пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", как расположенное на земельном участке, вид разрешённого использования которого предполагает расположение на нём офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 настоящей статьи.
В силу пунктов 4, 9, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Из кадастровой выписки земельного участка от 16 марта 2015 года N77/501/15-279074 следует, что удельный показатель кадастровой стоимости данного земельного участка составил 23 839, 72 рублей за кв. метр, а кадастровая стоимость - * рублей.
При этом указанный удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка согласно постановлению Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" соответствует виду разрешённого использования земельных участков "для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения".
Неверное, с точки зрения административного истца, определение вида разрешённого использования земельного участка не может явиться основанием для признания постановления в оспариваемой части недействующим при решении судом вопроса о соответствии его требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
ОАО "НПО "Молния" не лишено возможности обратиться в соответствующие органы с заявлением об уточнении либо изменении вида разрешённого использования земельного участка, а в случае отказа в совершении указанных действий вправе обратиться за разрешением спора в судебном порядке.
Здание является отдельно стоящим, его площадь составляет более 3 000 кв. метров, что соответствует требованиям пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Доводы административного истца о том, что поскольку один из видов разрешённого использования земельного участка предусматривает размещение производственных объектов, то в соответствии с положениями пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" здание не подлежит включению в Перечень, отклоняется судом.
Из буквального толкования приведённого законоположения следует, что предусмотренное им исключение, упомянутое административным истцом, распространяется на объекты капитального строительства, расположенные на земельном участке, вид разрешённого использования которого предусматривает, помимо размещения офисных зданий административного назначения, также размещение промышленных или производственных объектов. При этом на объекты недвижимости, размещённые на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового и (или) коммерческого назначения, а также торговых объектов и (или) объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания названное исключение не распространяется. Таким образом, в рассматриваемом случае земельный участок имеет вид разрешённого использования, который не позволяет применить к спорному объекту названное исключение, предусмотренное пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
Отклоняется довод административного истца о том, что здание с кадастровым номером 77:08:0005003:1079 не подлежало включению в Перечень, поскольку фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. В силу положений статьи 378.2 НК РФ для отнесения объекта недвижимого имущества к административно-деловому центру достаточно соответствия такого объекта одному из указанных в ней условий. В данном случае таким условием являлся вид разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание.
Таким образом, постановление и приложение 1 к нему приняты Правительством Москвы по предмету совместного ведения Российской Федерации и её субъекта в соответствии с полномочиями, предусмотренными федеральным законодательством, и в оспариваемой части федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, прав и свобод административного истца не нарушают.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Молния" о признании недействующим пункта 357 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья Московского городского суда А.С. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.