Судья Челябинского областного суда Аганина Т.А., при секретаре Бойченко Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда жалобу защитника Адаева А.В. - Алферова Е.А. на постановление исполняющего обязанности руководителя Управления Федерального казначейства по Челябинской области С.И.И. от 13 мая 2016 года, решение судьи Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 26 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора АО "Специальное конструкторское бюро "Турбина" - Адаева А.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности руководителя Управления Федерального казначейства по Челябинской области С.И.И. от 13 мая 2016 года генеральный директор АО "Специальное конструкторское бюро "Турбина" (далее АО "СКБ "Турбина") - Адаев А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Тракторозаводского районного суда г.Челябинска от 26 июля 2016 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в областной суд, защитник Адаева А.В. - Алферов Е.А. просит отменить постановление должностного лица и судебное решение, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. Указывает, что выводы суда о виновности Адаева А.В. в совершении вмененного правонарушения не соответствует действительности и противоречит фактическим обстоятельствам дела. Считает, что выводы суда о том, что титульные списки являются приложением к контрактам; график выполнения работ по объектам реконструкции и технического перевооружения имеет абсолютную привязанность к титульным спискам, которыми регламентированы как объемы, так и периоды, при этом соблюдение выполнения работ в соответствии с их графиком является обязательным условием предоставления бюджетных инвестиций; нарушение сроков исполнения
обязательств по каждому конкретному договору приводит к нарушению принципа эффективности использования бюджетных средств, являются необоснованными. Указывает, что поскольку титульные списки к трехсторонним договорам содержат сроки строительства, выраженные в периодах, исчисляемых годами, то срок реализации инвестиционного проекта "Реконструкция и техническое перевооружение производства" (для комплекса "Арамата", "Коалиция-СВ") истекает 31.12.2018 года, срок реализации инвестиционного проекта "Реконструкция и техническое перевооружение специального производства" (для комплекса "Искандер-М") - 31.12.2019 года. В связи с чем, считает, что условия предоставления бюджетных инвестиций не связаны с планом-графиком выполнения работ. Также, указывает, что п. 4.2.7 трехсторонних договоров инвестиций находится в разделе "Права и обязанности", соответственно не относится к условиям предоставления бюджетных инвестиций. Считает, что вывод о несоблюдении сроков выполнения работ посредством применения норм бюджетного законодательства, не является законным, поскольку бюджетным законодательством не предусмотрена обязанность осуществления работ к определенному сроку, обязанность осуществления обязательства к сроку, предусмотрена гражданским законодательством РФ, регламентирующим нормы о сроках выполнения работ, сроках поставки, а также об ответственности за их нарушение и об изменении договоров. При этом, ссылаясь на отдельные положения заключенного договора, полагает, что права сторон по нему не нарушены, интересы соблюдены, соответственно, негативных последствий выполнения работ в более поздний срок не повлекло. Общие сроки, установленные титульными списками, предусматривающими ввод в эксплуатацию объектов ФЦП, не нарушены. Просит учесть, что строительство объекта не ограничено пределами одного финансового года, в связи с чем, акт приема подлежит предоставлению по завершении работ. Считает, что в связи с неверным определением норм материального права, последовал неверный вывод о наличии события и состава административного правонарушения. Указывает, что поскольку одной из наиболее приоритетной целью трехсторонних договоров является качественное осуществление работ по объекту в объеме, предусмотренном титульным списком переходящего объекта капитального строительства на соответствующий год, преждевременно делать вывод о нарушении принципа эффективности использования бюджетных средств, поскольку эти сроки сдачи-приемки работ еще не наступили, обстоятельств несоблюдения экономии и продуктивности постановлением должностного лица не установлено. Также в своей жалобе заявитель ссылается на письмо Минпромторга России о переносе остатка бюджетных инвестиций на 2016 год за неиспользованием. Принятое Минпромторгом России решение, по мнению заявителя, свидетельствует об отсутствии нареканий по исполнению трехсторонних договоров, поскольку существует и обратная возможность,
предусмотренная ч.5 ст.5 ФЗ-259 "О федеральном бюджете на 2016 год". Кроме того, указывает, что в решении суда неверно указаны нормы, с указанием срока и порядка для его обжалования.
Защитник генерального директора АО "СКБ "Турбина" - Адаева А.В. -Алферов Е.А. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представители УФК по Челябинской области Потенко Н.А., Аралова З.М., прокурор Малышева О.П. в судебном заседании возражали против доводов жалобы.
Адаев А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда не направил. При таких обстоятельствах судья областного суда полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного постановления не нахожу.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Разрешая дело, судья выполнил указанные требования закона.
Согласно ч. 1 ст. 80 Бюджетного кодекса РФ предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 15.15.4 КоАП РФ нарушение юридическим лицом, которому предоставлены бюджетные инвестиции, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в период с 05 февраля 2016 года по 29.02.2016 года прокуратурой района с привлечением Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Челябинской области проведена проверка соблюдения законодательства при реализации в 2013-2015 годах предприятием оборонно-промышленного комплекса АО СКБ "Турбина" проектов реконструкции и технического перевооружения специального производства и исполнение Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 05 марта 2012 года (далее "ФЦП"),
Для выполнения заданий по выпуску продукции государственного оборонного заказа, определенной ФЦП, АО СКВ "Турбина" реализуются инвестиционные проекты "Реконструкция и техническое перевооружение специального производства Открытого акционерного общества "Специальное конструкторское бюро "Турбина" г. Челябинск" (Обеспечение серийного выпуска многофункциональных газотурбинных малогабаритных агрегатов питания АПК - 40ТМ и ГТА-18Р для комплекса "Искандер-М" (далее - проект "Искандер", Проект N 1) и "Реконструкция и техническое перевооружение производства Открытого акционерного общества "Специальное конструкторское бюро "Турбина" г. Челябинск" (Обеспечение серийного выпуска модернизированных газотурбинных малогабаритных агрегатов питания и турбокомпрессоров дизельных двигателей для изделий комплекса "Армата" и "Коалиция-СВ" (далее - проект "Армата", Проект N 2).
В целях реализации Программы между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (далее по тексту
Росимущество), Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее по тексту - Минпромторг России) и СКБ "Турбина" (Заказчик (застройщик)) в соответствии со ст. 80 Бюджетного кодекса РФ заключены трехсторонние договоры о предоставлении бюджетных инвестиций, на условиях договоров N01-09/193дсп/16.05 от 11 июня 2014 года, N 01-09/50дсп/16.03 от 16 апреля 2015 года, N 01-09/49дсп/16.02 от 16 апреля 2015 года, N 01-09/497дсп/16.15 от 16 декабря 2015 года (далее трехсторонний договор на инвестиции) и об участии Российской Федерации в собственности открытого акционерного общества и исполнении инвестиционного проекта с привлечением кредитных средств.
В соответствии с условиями предоставления бюджетных инвестиций, установленных разделом 3 трехсторонних договоров на инвестиции: бюджетные инвестиции предоставляются Заказчику (застройщику) на осуществление работ по объектам капитального строительства "Реконструкция и техническое перевооружение специального производства АО СКБ "Турбина" г. Челябинск", "Реконструкция и техническое перевооружение производства АО СКБ "Турбина", в соответствии с титульным списком переходящего объекта капитального строительства на соответствующий год, утверждаемым Минпромторгом России (п. 3.1).
На основании трехсторонних договоров на инвестиции Заказчик обязуется: привлекать для выполнения работ внебюджетные источники финансирования, в том числе собственные средства (п.4.2.6); обеспечить качественное осуществление работ по объекту в объеме, предусмотренном титульным списком переходящего объекта капитального строительства на соответствующий год и прилагаемым к нему графиком выполнения работ (п. 4.2.7).
Проверкой получения и расходования бюджетных инвестиций установлено, что по проекту "Искандер" в нарушение п. 3.1.1 и 4.2.7 договора N 01-09/36/193дсп/16.05 от 11 июня 2014 года и Графика выполнения работ по объекту "Реконструкция и технологическое перевооружение спецпроизводства АО СКБ "Турбина" на 2014 год к титульному списку переходящего объекта капитального строительства на 2014 год СКБ "Турбина" не выполнено работ за счет бюджетных инвестиций на сумму *** рублей *** копеек.
В нарушение п. 3.1.1 договора N 01-09/162дсп/003 от 29 мая 2014 года и Графика выполнения работ по объекту "Реконструкция и технологическое перевооружение спецпроизводства АО СКБ "Турбина" на 2014 год к титульному списку переходящего объекта капитального строительства на 2014 год СКБ "Турбина" фактически выполнено работ за счет кредитных
средств на сумму *** рублей *** копеек, следовало выполнить работ на сумму *** рублей *** копеек, таким образом, невыполнение работ за счет кредитных средств составило *** рублей *** копейка.
В нарушение п. 3.1.1 и 4.2.7 договора N 01 -09/50дсп/16.03 от 16 апреля 2015 года и Графика выполнения работ по объекту "Реконструкция и технологическое перевооружение спецпроизводства АО СКБ "Турбина" на 2015 год к титульному списку переходящего объекта капитального строительства на 2015 год СКБ "Турбина" не выполнено работ (не поставлено оборудование) за счет бюджетных инвестиций по состоянию на 01 января 2016 года в общей сумме *** рублей *** копейки, из них:
- по договору N 01 -09/36/193дсп/16.05 от 11 июня 2014 года - *** рублей *** копейки;
- по договору N 01-09/50дсп/16.03 от 16 апреля 2015 года - *** рублей *** копеек.
По проекту "Армата" в нарушение п. 3.1 и 4.2.7 по договору N 01 -09/49дсп/16.02 от 16 апреля 2015 года, в нарушение п. 3.1 и 4.2.7 по договору N 01 -09/497дсп/16.15 от 16 декабря 2015 года и Графика выполнения работ по объекту "Реконструкция и технологическое перевооружение производства АО ОКБ "Турбина" на 2015 год к титульному списку переходящего объекта капитального строительства на 2015 год СКБ "Турбина" не выполнено работ (не поставлено оборудования) за счет бюджетных инвестиций по состоянию на 01 января 2016 года в общей сумме *** рублей *** копейку, из них:
- по договору N 01-09/49дсп/16.02 от 16 апреля 2015 года - *** рублей *** копейка;
- по договору N 01-09/497дсп/16.15 от 16 декабря 2015 года - *** рублей.
В нарушение п. 4.2.7 по договорам N 01-09/49дсп/16.02 от 16 апреля 2015 года, N 01-09/497дсп/16.15 от 16 декабря 2015 года, в нарушение п. 3.1.1 N 01 -09/423дсп/16.10 от 27 октября 2015 года, графика выполнения работ по объекту "Реконструкция и технологическое перевооружение производства АО СКБ "Турбина" на 2015 год к титульному списку переходящего объекта капитального строительства на 2015 год АО СКБ "Турбина" согласно Справке о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 14 января 2016 года N11:
- за счет собственных средств фактически выполнено работ в сумме *** рублей *** копеек, из них: строительно-монтажные работы на сумму *** рублей *** копеек; поставка оборудования на сумму *** рублей *** копеек; прочие работы на сумму *** рублей *** копеек, в том числе ПИР - *** рублей *** копеек, следовало выполнить работ в 2015 году за счет собственных средств на сумму *** тысяч рублей, не
выполнение обязательств по привлечению собственных средств в 2015 году составило *** тысяч рублей;
- за счет кредитных средств фактически выполнено работ в сумме *** рублей *** копейки (по договору N 01-09/459дсп/036 от 03 декабря 2014 года), следовало *** тысяч рублей (по договору N 01-09/423дсп/16.10 от 27 октября 2015 года) не выполнение обязательств по привлечению кредитных средств в 2015 году составило *** тысяч рублей (по договору N 01-09/459дсп/036 от 03 декабря 2014 года) и *** тысяч рублей (по договору N 01-09/423дсп/16.10 от 27 октября 2015 года).
На основании указанных данных, должностным лицом в отношении генерального директора АО "СКБ "Турбина" - Адаева А.В. вынесено постановление о назначении административного наказания.
Указанные обстоятельства и вина Адаева А.В. подтверждаются документами, содержащимися в административном материале, оцененными должностным лицом и судьей по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств в совокупности с иными материалами дела.
Таким образом, должностное лицо и судья районного суда правомерно пришли к выводу об обоснованном привлечении Адаева А.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно выписки из протокола годового общего собрания акционеров ОАО "СКБ "Турбина" от 18 июня 2012 года Адаев А.В. назначен генеральным директором АО "СКБ "Турбина".
В соответствии с п. 16.1 устава АО "СКБ "Турбина" руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом (генеральным директором), который подотчетен Совету директоров и общему собранию акционеров Общества.
Исходя из изложенного, генеральный директор АО "СКБ "Турбина" Адаев А.В. является субъектом ответственности, которая предусмотрена ч.2
ст.15.15.4 КоАП РФ.
Выводы судьи о доказанности вины Адаева А.В., в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.15.4 КоАП РФ, являются правильными и сделаны с учетом всех имеющихся в материалах дела доказательств, которые получили надлежащую оценку в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, на основании всестороннего, полного, объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Постановление должностного лица не противоречит требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, что было в полном объеме проверено судьей районного суда в пределах его компетенции, в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Адаева А.В. события административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.15.4 КоАП РФ, опровергаются материалами дела.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.15.4 КоАП РФ заключается нарушение юридическим лицом условий предоставления бюджетных инвестиций.
Объектом правонарушения по ч.2 ст. 15.15.4 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетные инвестиции - бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
Согласно ст. 80 РФ между Росимуществом, Минпромторгом России и АО "СКБ "Турбина" заключены трехсторонние договоры на инвестиции, в которых установлены условия предоставления бюджетных инвестиций, а именно:
- п. 3.1 бюджетные инвестиции предоставляются Заказчику (застройщику) на осуществление работ по объектам капитального строительства "Реконструкция и техническое перевооружение специального производства АО СКБ "Турбина" г. Челябинск", в соответствии с титульным списком переходящего объекта капитального строительства на соответствующий год, утверждаемым Минпромторгом России;
- п. 3.2 сметная (предполагаемая (предельная) стоимость, общий объем капитальных вложений за счет всех источников финансового обеспечения,
мощность и сроки строительства определены в соответствии с государственным оборонным заказом;
- п. 4.2.7 заказчик обязуется обеспечить качественное осуществление работ по объекту в объеме, предусмотренном титульным списком переходящего объекта капитального строительства на соответствующий год и прилагаемым к нему графиком выполнения работ;
- п. 4.2.14 заказчик обязуется представлять в Минпромторг России и в Росимущество подписанный акт подтверждения Заказчиком (застройщиком) выполненных подрядчиком работ во исполнение заключенного между ними договора с приложением справки о стоимости выполненных работ (услуг) (форма NКС-3), акта сдачи - приемки выполненных работ (услуг) (форма N КС-2), выполненным в соответствии с титульным списком переходящего объекта капитального строительства на год и графиком выполнения работ.
На основании вышеизложенного, АО СКБ "Турбина" в лице генерального директора Адаева А.В., при заключении трехсторонних договоров на инвестиции приняло на себя обязательства, в том числе по соблюдению условий предоставления бюджетных инвестиций, выражающихся в осуществлении работ по объектам капитального строительства: "Реконструкция и техническое перевооружение специального производства Открытого акционерного общества "Специальное конструкторское бюро "Турбина" г. Челябинск в соответствии с титульными списками переходящего объекта капитального строительства на соответствующий год, утверждаемым Минпромторгом России, к которым, в свою очередь, прилагаются графики выполнения работ.
Соблюдение выполнения работ в соответствии с графиком выполнения работ является обязательным и необходимым условием предоставления бюджетных инвестиций, поскольку согласно п.п. 2, 4, 6 указанных Правил утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1255 государственный оборонный заказ формируется ежегодно, при разработке государственного оборонного заказа разрабатывается план-график выполнения работ, содержащий, в том числе, сроки выполнения работ, который является обязательным для исполнения всеми участниками работ.
В соответствии с пунктом 3.2 трехсторонних договоров на инвестиции сметная (предполагаемая (предельная)) стоимость, общий объем капитальных вложений за счет всех источников финансового обеспечения, мощность и сроки строительства определены в соответствии в государственным оборонным заказом.
При исполнении условий трехсторонних договоров на инвестиции имело место существенное отклонение, а также полное несоблюдение графиков выполнения работ.
Доводы жалобы защитника Адаева А.В. - Алферова Е.А. повторяют правовую позицию, изложенную заявителем у должностного лица и в жалобе на постановление должностного лица, они являлись предметом исследования и оценки исполняющего обязанности руководителя Управления Федерального казначейства по Челябинской области С.И.И., судьи районного суда и не влияют на законность и обоснованность оспариваемых актов.
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, исследованных и оцененных судьей районного суда по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда, которым оно было оставлено без изменения, при рассмотрении дела допущено не было. Оснований к отмене указанных постановления и решения по доводам жалобы судья областного суда не установил.
Ссылки в жалобе на то, что в решении районного суда неверно указана статья, на основании которой не вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в Челябинский областной суд, не могут являться основанием для отмены вынесенного судебного решения.
Указание в решении районного суда о сроке и порядке его обжалования на основании ст. 30.12 КоАП РФ, не является существенным процессуальным нарушением, влекущим отмену судебного акта. Кроме того, решение районного суда от 26 июля 2016 года обжаловано защитником Адаева А.В. - Алферова Е.А. в порядке обжалования судебных актов, не вступивших в законную силу, таким образом, право Адаева А.В. на обжалование судебного решения не нарушено, доводы жалобы об этом несостоятельны.
Административное наказание назначено Адаеву А.В. в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1, 4.2 КоАП РФ, в пределах санкции ч.2 ст. 15.15.4 КоАП РФ, с учетом характера совершенного им административного правонарушения, личности виновного, обстоятельствах
совершения им административного правонарушения. Назначенное административное наказание является справедливым.
Сроки давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены в соответствии с требованиями ст. 4.5 КоАП РФ, оснований для прекращения производства по делу на основании ст. 24.5 КоАП РФ, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья областного суда
РЕШИЛ:
постановление исполняющего обязанности руководителя Управления Федерального казначейства по Челябинской области С.И.И. от 13 мая 2016 года года, решение судьи Тракторозаводского районного суда г.Челябинска от 26 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора АО "Специальное конструкторское бюро "Турбина" - Адаева А.В., оставить без изменения, жалобу защитника Адаева А.В. - Алферова Е.А. - без удовлетворения.
Судья
Т.А. Аганина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.