Саратовский областной суд в составе:
председательствующего Бугаевой Е.М.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.,
при секретаре Бусаргиной Ю.А.,
с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом РТ" - адвоката Осипова М.А., действующего на основании ордера N 181 от 27 июня 2016 года и доверенности от 3 июня 2016 года, представителя административных ответчиков Вольского муниципального собрания Вольского муниципального района Саратовской области, комитета по управлению имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района Алексеевой Я.А., действующей на основании доверенностей от 22 августа 2016 года.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом РТ" к административным ответчикам Вольскому муниципальному собранию Вольского муниципального района Саратовской области, комитету по управлению имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района Саратовской области об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом РТ" (далее - ООО "Торговый дом РТ") обратилось в Саратовский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим и не подлежащим применению с "дата" решение Вольского муниципального собрания Вольского муниципального района Саратовской области от "дата" N в редакции решения от "дата" N "Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Вольского муниципального района Саратовской области и государственная собственность на которые не разграничена на территории Вольского муниципального района, и об установлении Порядка определения коэффициента (К(%), применяемого для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Вольского муниципального района и государственная собственность на которые не разграничена на территории Вольского муниципального района, представляемые в аренду без торгов и установления его значения в части установленного абзацем 11 пунктом 4 значения коэффициента (К(%), применяемого для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Вольского муниципального района Саратовской области и государственная собственность на которые не разграничена на территории Вольского муниципального района, предоставляемого в аренду без проведения торгов, в соответствии с классификатором видов разрешенного использования для тяжелой промышленности, автомобилестроительной промышленности, строительной промышленности, легкой промышленности, фармацевтической промышленности, пищевой промышленности, целлюлозно-бумажной промышленности, складов в размере 11,97 процентов кадастровой стоимости, арендуемых земельных участков.
Административный истец также просит возложить на административного ответчика обязанность принять новый нормативный акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим в части абзаца 11 пункта 4 указанного решения с установлением коэффициента в размере 2% от кадастровой стоимости арендуемых земельных участков с указанным выше видом разрешенного использования.
В обоснование заявленных требований указывает на то, что ООО "Торговый дом РТ" является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 42677 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственно-хозяйственной деятельности. По мнению административного истца, установленный к данному виду разрешенного использования коэффициент (К%) в размере 11,97 процентов, являющийся одним из составляющих размера арендной платы, не соответствует принципу экономической обоснованности, установлен произвольно из-за уменьшения кадастровой стоимости земельных участков. Административный истец полагает, что оспариваемый им нормативный акт не соответствует принципам определения арендной платы, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", а также положениям части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В судебном заседании представитель ООО "Торговый дом РТ" Осипов М.А. просил удовлетворить административное исковое заявление по вышеуказанным основаниям.
Представитель Вольского муниципального собрания Вольского муниципального района Саратовской области, комитета по управлению имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района Саратовской области - Алексеева Я.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный акт принят в пределах компетенции представительного органа местного самоуправления и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Заслушав объяснения представителей административного истца, административных ответчиков, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1, частью 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предусмотрено абзацем пятым пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Исходя из положений пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (подлежащего применению на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
При этом общие принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавший в период принятия оспариваемого нормативного правового акта). Данное положение закреплено и в пункте 3 части 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (вступившей в силу с 1 марта 2015 года), согласно которой размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 582 от 16 июля 2009 года) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года N 412-П "Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов" установлен порядок определения годового размера арендной платы за такие земельные участки по формуле - Аr = УПКС х S х К (%), где: Аr - размер арендной платы за год; УПКС - удельный показатель кадастровой стоимости 1 квадратного метра земельного участка; S - площадь земельного участка; К - коэффициент в процентах от кадастровой стоимости по видам разрешенного использования земель.
Порядок определения указанного коэффициента и его значение устанавливаются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов дифференцировано с учетом видов разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного органы местного самоуправления устанавливают порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Решением Вольского муниципального собрания Вольского муниципального района Саратовской области от 30 июля 2015 года N 4-56-420 "Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Вольского муниципального района Саратовской области, и об установлении Порядка определения коэффициента (К(%), применяемого для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Вольского муниципального района, представляемые в аренду без торгов, и установления его значения" (далее - решение Вольского муниципального собрания Вольского муниципального района Саратовской области от 30 июля 2015 года N 4-56-420) установлено значение коэффициента, применяемого для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Вольского муниципального района Саратовской области, предоставляемые в аренду без торгов в соответствии с их видами разрешенного использования. В частности, для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, установлен коэффициент в размере 11,97 процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Решением Вольского муниципального собрания Вольского муниципального района Саратовской области 28 апреля 2016 года N 4/64-478 внесены изменения в решение Вольского муниципального собрания Вольского муниципального района Саратовской области от 30 июля 2015 года N 4-56-420 в связи с приведением его в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", а также в его название, которое стало именоваться как решение "Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Вольского муниципального района Саратовской области и государственная собственность на которые не разграничена на территории Вольского муниципального района, и об установлении Порядка определения коэффициента (К(%), применяемого для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Вольского муниципального района и государственная собственность на которые не разграничена на территории Вольского муниципального района, представляемые в аренду без торгов и установления его значения".
При этом размеры коэффициентов сохранились прежними, а виды разрешенного использования земельных участков приведены в соответствии с названным классификатором. Так, для земельных участков тяжелой промышленности, автомобилестроительной промышленности, строительной промышленности, легкой промышленности, целлюлозно-бумажной промышленности, складов, коэффициент в размере 11,97 процентов остался неизменным по сравнению с ранее установленным решением Вольского муниципального собрания Вольского муниципального района Саратовской области от 30 декабря 2013 года N 4/38-271.
Из пояснительной записки главы администрации муниципального района от 12 апреля 2016 года на имя главы муниципального района следует, что принятие указанного выше решения необходимо в целях приведения видов разрешенного использования земельных участков, указанных в решении от 30 июля 2015 года N 4-56-420, в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.
Оспариваемое решение Вольского муниципального собрания Вольского муниципального района Саратовской области от 30 июля 2015 года N 4-56-420 в редакции решения от 28 апреля 2016 года N 4/64-478 является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, которым установлены коэффициенты, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по аренде земельных участков.
Полномочия Вольского муниципального собрания Вольского муниципального района Саратовской области на принятие оспариваемых решений вытекают из статей 34, 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ (в редакции от 03 июля 2016 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 17, 18, 48 устава Вольского муниципального района Саратовской области, принятого решением Вольского муниципального собрания Вольского муниципального района Саратовской области 29 июня 2005 года (далее - устав).
Как видно из протокола пятьдесят шестого заседания Вольского муниципального собрания четвертого созыва, проект решения Вольского муниципального собрания Вольского муниципального района Саратовской области от 30 июля 2015 года N 4-56-420 утвержден на заседании представительного органа муниципального района - Вольского муниципального собрания, при соблюдении кворума депутатов единогласно в соответствии с положениями пункта 18 устава, которым установлено, что заседание муниципального собрания считается правомочным в случае присутствия на нем депутатов не менее 50 процентов установленной численности.
Решение от 28 апреля 2016 года также принято на шестьдесят четвертом заседании Вольского муниципального собрания четвертого созыва при наличии необходимого кворум (т. 2 л.д. 12).
Согласно статье 51 устава проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами, главой муниципального района, органами местного самоуправления поселений, прокуратурой, органами территориального общественного самоуправления. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся проекты.
Статьей 48 устава установлено, что Вольское муниципальное собрание по вопросам, устанавливающим правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района, принимает правовые акты в форме решений.
В силу пункта 52 устава муниципальные нормативные правовые акты вступают в силу со дня их официального опубликования (обнародования) в средствах массовой информации муниципального района. Официальным опубликованием муниципального правового акта Вольского муниципального района считается публикация текстов в газете "Вольская жизнь" или ином официальном издании, определяемом Вольским муниципальным собранием. Решением Вольского муниципального собрания 30 мая 2006 года определено, что официальным опубликованием муниципальных правовых актов считается публикация их текстов в газетах "Вольская жизнь" и "Вольский деловой вестник".
Данные нормативные акты опубликованы в соответствии с пунктом 52 устава 31 июля 2015 года и 29 апреля 2016 года соответственно в периодическом печатном издании "Вольский деловой вестник" и вступили в силу с момента их опубликования.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
ООО "Торговый дом РТ" на основании договора аренды от "дата" и договора замены стороны в обязательстве от "дата" с января 2015 года является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 42677 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственно-хозяйственной деятельности. На данном земельном участке расположены 13 нежилых зданий, находящиеся в собственности административного истца (нежилые здание под склады, цеха, заводоуправление и т.п.).
За период с "дата" по "дата" арендодателем выставлена претензия об оплате стоимости аренды, расчет которой произведен с учетом коэффициента в размере 11,97% от кадастровой стоимости земельного участка, установленного абзацем 11 пункта 4 решения Вольского муниципального собрания Вольского муниципального района Саратовской области от "дата" N. Следовательно, ООО "Торговый дом РТ" является лицом, в отношении которого применен нормативный правовой акт, в связи с чем имеет право на обращение в суд с требованием об оспаривании данного нормативного акта.
Обосновывая свое обращение в суд в связи с нарушением права, административный истец ссылается на существовавшие до принятия оспариваемого нормативного акта нормы, предусматривающие определение коэффициента в размере 2%, установленном постановлением Правительства Саратовской области от "дата" N-П. Коэффициенты, установленные решением Вольского муниципального собрания Вольского муниципального района Саратовской области от "дата" N, приняты произвольно, без какого-либо экономического обоснования в связи с изменением после проведенной государственной кадастровой оценки удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в сторону уменьшения.
Суд не может согласиться с таким утверждением административного истца по следующим основаниям.
Согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципов экономической обоснованности, предсказуемости расчета размера арендной платы, предельно допустимой простоты расчета арендной платы, недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, запрета необоснованных предпочтений.
В соответствии с принципом экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
В соответствии с принципом запрета необоснованных предпочтений порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 года N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, суды должны выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
Представленное административным ответчиком финансово-экономическое обоснование установления коэффициента 11,97, применяемого при определении размера арендной платы, являющееся приложением к письму N 405-эк от 21 июля 2015 года, свидетельствует о проведении анализа и оценки различных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельных участков, на основании которого осуществляется дифференциация величины расчетного коэффициента.
Определение коэффициента, учитываемого в формуле расчета арендной платы за земельные участки в размере 11,97%, произведено на основании анализа изменения тарифов на услуги ЖКХ за 2013, 2015 годы, продуктов, входящих в потребительскую корзину по Вольскому муниципальному образованию, цен на продукцию предприятия, осуществляющего производственную деятельность, учтены вид функционального использования земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка по сведениям государственного кадастра недвижимости, изменение уровня инфляции. С учетом анализа изменения указанных факторов, исходя из повышения цен, сделан вывод о повышении доходности земельных участков, предложенный коэффициент является результатом проведенной аналитической и сравнительной работы, нашедшей отражение в представленном отчете.
Представленные материалы свидетельствуют о проведении анализа и оценки различных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельных участков, на основании которого осуществляется дифференциация величины расчетного коэффициента, кадастровая стоимость земельного участка не учитывалась в качестве критерия, влияющего на доходность земельного участка, что следует из содержания финансово-экономического обоснования,
Доводы представителя административного истца о том, что повышение коэффициента связано исключительно с уменьшением кадастровой стоимости данного вида разрешенного использования земельного участка, опровергнуты представленными административным ответчиком доказательствами, которым судом дана оценка в соответствии с правилами, установленными статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Ссылка на то, что в суд представлено финансово-экономическое обоснование, основанное на изменении кадастровой стоимости земельных участков, а впоследствии было представлено финансово-экономическое обоснование с учетом иных факторов (т. 2 л.д. 116-117), не может быть принята во внимание, поскольку административным ответчиком в соответствии с положениями ч.2 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представлены доказательства в подтверждение своей правовой позиции.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля (что является допустимым доказательством в силу положений части 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) заместитель председателя комитета по управлению имуществом Вольского муниципального образования ФИО5 пояснила, что являлась докладчиком на пятьдесят шестом заседании Вольского муниципального собрания четвертого созыва по вопросу утверждения проекта оспариваемого нормативного акта, на котором ею доложены аспекты финансово-экономического обоснования установления размера коэффициента, подготовленного комитетом по управлению имуществом, в частности, начальником отдела договорных отношений ФИО6, что подтверждается соответствующим протоколом заседания Вольского муниципального собрания четвертого созыва (т. 1 л.д. 168).
Начальник отдела договорных отношений комитета по управлению имуществом ФИО6, допрошенная судом в качестве свидетеля, подтвердила подготовку ею финансово-экономического обоснования установления размера коэффициента при подготовке проекта решения от 30 июля 2015 года N 4-56-420, пояснив, что определяя коэффициент, учитываемый в формуле расчета арендной платы за земельные участки в размере 11,97%, было принято во внимание несколько факторов, прежде всего, учтена доходность земельных участков с позиций установленных постановлением Правительства Российской Федерации N 582 от 16 июля 2009 года основных принципов определения размера арендной платы, в том числе принципа экономической обоснованности. Подготовленный ею документ, именуемый как финансово-экономическое обоснование установления коэффициента в размере 11,97% исходя из изменения величины среднего удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в сторону снижения до 6 раз, пояснительная записка, не ставили целью компенсировать какие-либо бюджетные потери, изложенная в нем информация должна рассматриваться наряду с другими факторами, свидетельствующими об объективной характеристике ситуации в данном муниципальном образовании. Подготовленное ею финансово-экономическое обоснование было представлено в письменном виде и на интерактивной доске как приложение к проекту решения, а потом представлено на обозрение депутатов. Кроме того, было подготовлено дополнение в виде экономического обоснования, которое следует рассматривать во взаимосвязи с предыдущим, и на вопрос председательствующего свидетель пояснила, что и финансово-экономическое обоснование исходя из критериев доходности подлежало рассмотрению на заседании депутатов.
Проанализировав обоснование и факторы, которыми руководствовался административный ответчик при принятии решения на основании исследования письменных доказательств, показаний свидетелей, суд пришел к выводу о том, что установленный размер коэффициента является экономически обоснованным, наличие других учтенных административным ответчиком факторов (таких как изменение в сторону уменьшения кадастровой стоимости земельных участков после проведения их государственной оценки, соблюдение баланса интересов участников арендных правоотношений в связи с оставлением арендных платежей на одном уровне) никоим образом не опровергает, не подменяет и не исключает реализованный административным ответчиком в оспариваемом нормативном правовом акте принцип доходности земельных участков, использованный при установлении размера коэффициента.
Не могут быть приняты во внимание доводы административного истца о том, что установление коэффициента определено в нарушение федеральных стандартов оценки, поскольку законодательство об оценочной деятельности имеет иной предмет правового регулирования и не подлежит применению при разрешении настоящего дела.
Необоснованными являются доводы представителя административного истца о том, что при принятии оспариваемого нормативного акта не учтены экономические факторы, не прогнозирована на будущее время доходность земельных участков. Судом установлено, что при принятии данного акта административный ответчик с учетом предоставленных ему законом нормотворческих полномочий реализовал принципы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации N 527 от 16 июля 2009 года, и экономически обосновал размер коэффициента на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
При этом утверждение представителя административного истца о том, что размер коэффициента арендной платы рассчитан исключительно исходя из данных, свидетельствующих об уменьшении кадастровой стоимости в 6 раз, являются необоснованными и потому, что из сравнительного анализа арендной платы за 2010-2013 годы и арендной платы за 2014-2015 годы следует, что ее размеры за 2014-2015 годы хотя и приближены, но не в полной мере совпадают с показателями арендной платы в 2010-2013 годах.
Не противоречит оспариваемый нормативный акт и положениям статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", постановлению Правительства Российской Федерации N 582 от 16 июля 2009 года, поскольку размер арендной платы определен органом местного самоуправления исходя из конкретной экономической ситуации, сложившейся в регионе, и конкуренцию в данной сфере не ограничивает.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный акт в указанной части принят в соответствии с нормативными актами, имеющими большую юридическую силу (пунктом 3 части 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации"), а потому в удовлетворении требований административного истца следует отказать.
С учетом результатов рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта в связи с отсутствием для этого правовых оснований не подлежат удовлетворению и требования о возложении на административного ответчика обязанности принять новый нормативный акт.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом РТ" к Вольскому муниципальному собранию Вольского муниципального района Саратовской области, комитету по управлению имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района Саратовской области о признании недействующим и не подлежащим применению с 1 января 2016 года решения Вольского муниципального собрания Вольского муниципального района Саратовской области от 30 июля 2015 года N 4-56-420 "Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Вольского муниципального района Саратовской области и государственная собственность на которые не разграничена на территории Вольского муниципального района, и об установлении Порядка определения коэффициента (К(%), применяемого для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Вольского муниципального района и государственная собственность на которые не разграничена на территории Вольского муниципального района, представляемые в аренду без торгов и установления его значения" в редакции решения Вольского муниципального собрания Вольского муниципального района Саратовской области от 28 апреля 2016 года N 4/64-478 в части установленного абзацем 11 пункта 4 значения коэффициента (К(%), применяемого для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Вольского муниципального района Саратовской области, предоставляемого в аренду без проведения торгов в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования для тяжелой промышленности, автомобилестроительной промышленности, строительной промышленности, легкой промышленности, фармацевтической промышленности, пищевой промышленности, целлюлозно-бумажной промышленности, складов, в размере 11,97 процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, а также в удовлетворении требований о возложении на административного ответчика принять новый правовой акт - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.М. Бугаева
Решение в окончательной форме принято 29 августа 2016 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.