САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
410028, г. Саратов, ул. Мичурина, д. 85, тел. (8452) 22-77-71; 22-30-05,
факс (8452) 22-77-51; 22-74-77.
http://oblsud.sar.sudrf.ru, e-mail: saroblsud@renet.ru, oblsud.sar@sudrf.ru.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2016 года город Саратов
Саратовский областной суд в составе:
председательствующего Бугаевой Е.М.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.,
при секретаре Бусаргиной Ю.А.,
представителя административного истца закрытого акционерного общества "Торговый Дом "Эластик" Анощенкова А.А., действующего на основании доверенности от 14 июня 2016 года, представителя административного ответчика комитета по инвестиционной политике и имущественных отношений Саратовской области Юрьевой Ю.С., действующей на основании доверенности от 04 мая 2016 года, представителя заинтересованного лица Управления налоговой службы по Саратовской области Тотиковой М.Т., действующей на основании доверенности от 09 июня 2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Торговый Дом "Эластик" к комитету инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области об оспаривании распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 25 декабря 2015 года N 1390-р "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год",
установил:
закрытое акционерное общество "Торговый Дом "Эластик" (далее - ЗАО "Торговый Дом "Эластик") обратилось в суд с вышеназванными требованиями. В обоснование доводов указало на то, что является собственником здания магазина общей площадью 2542,7 кв.м. Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 25 декабря 2015 года N 1390-р "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" в редакции от 04 апреля 2016 года N 267-р определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В строку N 145 таблицы названного перечня включен объект с кадастровым номером 64:41:000000:4533, расположенный по адресу: Саратовская "адрес". Данный объект представляет собой здание магазина общей площадью 2542,7 кв.м, принадлежащего административному истцу на праве собственности.
Здание магазина с кадастровым номером 64:41:000000:4533, расположенное по адресу: "адрес", отвечает признакам объекта налогообложения в соответствии с положениями статей 378, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому ЗАО "Торговый Дом "Эластик" в отношении него является плательщиком налога на имущество. О данном обстоятельстве налоговый орган проинформировал ЗАО "Торговый Дом "Эластик" в письме от 26 января 2016 года. С момента утверждения результатов определения кадастровой стоимости и до момента определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и введения на территории Саратовской области порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости некоторых видов объектов, прошло три года. Однако в указанный перечень не вошли иные объекты недвижимого имущества, принадлежащие хозяйствующим субъектам и расположенные на территории г. Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области: торгово-развлекательные центры "Лента", "Магнит", "Грин Хаус", "Старград", "Рокот", магазины "Магнит", "Милена", "Пятерочка" и др. Каких-либо объективных препятствий определения кадастровой стоимости данных объектов исходя из средних или минимальных удельных показателей кадастровой стоимости не имеется. Поскольку данные объекты недвижимого имущества, подпадающие под действие подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 1.1 Закона от 24 ноября 2003 года N 73-ЗСО, не включены в соответствующий перечень, а определение иной налоговой базы (как их среднегодовой стоимости) запрещено пунктом 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество в отношении этих объектов не считается установленным ввиду неопределения налоговой базы. Следовательно, организации-собственники данных объектов недвижимости, не вошедших в названный перечень, по сравнению с ЗАО "Торговый Дом "Эластик", фактически будут освобождены от налоговой нагрузки в виде налога на имущества, что повлечет их неравное положение в доступе на товарный рынок.
Данное обстоятельство противоречит положениям статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Создание в результате принятия оспариваемого нормативного акта для хозяйствующих субъектов разных условий налоговой нагрузки носит дискриминационный характер и не отвечает требованиям равномерности, нейтральности и справедливости налогообложения. Налоговое бремя отразится на себестоимости работ, товаров и услуг ЗАО "Торговый Дом "Эластик", приводит к их удорожанию и снижению конкурентоспособности на товарном рынке по сравнению с организациями, которые не будут уплачивать налог на имущество, не включенное в перечень распоряжения от 25 декабря 2015 года N 1390-р. Таким образом, распоряжение от 25 декабря 2015 года N 1390-р не соответствуют вышеприведенным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, что является основанием для удовлетворения административных исковых требований.
Представитель административного истца Анощенков А.А. уточнил основания административного иска, сославшись на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в нарушение пунктов 1 и 5 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Нормативный правовой акт, устанавливающий перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, вступает в силу с 1-го числа очередного года, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта. Оспариваемое распоряжение опубликовано 25 декабря 2015 года, окончание месячного срока со дня опубликования приходится на 25 января 2016 года, поэтому распоряжение вступает в силу с 1 января 2017 года.
Определением суда на основании статьи 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с реорганизацией комитета по управлению имуществом Саратовской области административный ответчик заменен на комитет инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области.
В судебном заседании представитель административного истца Анощенков А.А. просил суд удовлетворить требования, ссылаясь на то, что нарушен порядок введения в действия нормативного правового акта.
Представитель административного ответчика Юрьева Ю.С. просила в удовлетворении требований отказать, поскольку оспариваемое распоряжение принято в соответствии с порядком, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица Тотикова М.Т. полагала, что оспариваемое распоряжение подлежит применению, как и указано в нем, с 01 января 2016 года.
Заслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего, что оспариваемое распоряжение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Статьей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, что закреплено в статье 14 и пункте 2 статьи 372 Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
На территории Саратовской области указанный налог введен Законом Саратовской области от 24 ноября 2003 года N 73-ЗСО "О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций".
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также размещает его на своем официальном сайте или на сайте субъекта.
В соответствии с пунктом 6 положения о комитете по управлению имуществом Саратовской области полномочиями по определению такого перечня, направлению его в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет наделен комитет по управлению имуществом Саратовской области на основании постановления Правительства Саратовской области от 22 апреля 2014 года N 244-П "О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 3 мая 2005 года N 137-П).
Постановлением Правительства Саратовской области от 29 августа 2016 года N 458-П комитет по управлению имуществом Саратовской области переименован в комитет инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области.
Комитетом по управлению имуществом Саратовской области принят нормативный правовой акт - распоряжение N 1390-р от 25 декабря 2015 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год".
В строку N 145 таблицы указанного перечня включен объект с кадастровым номером 64:41:000000:4533, расположенный по адресу: Саратовская "адрес". Данный объект представляет собой здание магазина общей площадью 2542,7 кв.м и принадлежит на праве собственности ЗАО "Торговый Дом "Эластик".
В соответствии со статьей 11 Закона Саратовской области "О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области" от 26 июня 2006 года N 64-ЗСО нормативные правовые акты органов исполнительной власти области вступают в силу одновременно на всей территории области со дня их официального опубликования, если самими нормативными актами не установлен иной порядок вступления их в силу.
Указанный нормативный акт опубликован 25 декабря 2015 года на сайте сетевого издания "Новости Саратовской губернии" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном Законом Саратовской области "О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области". В данное распоряжение внесены изменения 4 апреля 2016 года, 18 мая 2016 года, опубликованные соответственно 5 апреля и 25 мая 2016 года в том же источнике, которыми перечень дополнен новыми объектами.
С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом в пределах своей компетенции, опубликованным в соответствии с установленным законом порядком, с соблюдением порядка его принятия, установленного подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 декабря 2012 года N 990-р "Об определении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Саратовской области" утверждены кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области 25 декабря 2015 года N 1390-р "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению, в который включено 9 объектов недвижимого имущества, в том числе объект недвижимости, принадлежащий ЗАО "Торговый Дом "Эластик", расположенных на территории г. Балаково.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии со статьей 1.1. Законом Саратовской области от 24 ноября 2003 года N 73-ЗСО "О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций" налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке, в отношении, в том числе: 1) административно-деловых и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них; 2) нежилых помещений общей площадью свыше 200 кв. метров, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Налоговая база, определенная как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, применяется в отношении имущества, указанного в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, включенного в перечень объектов недвижимого имущества, формируемый уполномоченным органом исполнительной власти области.
Как видно из материалов дела, ЗАО "Торговый Дом "Эластик" принадлежит на праве собственности здание магазина общей площадью 2542,7 кв.м по адресу: Саратовская "адрес".
Согласно техническому паспорту объект недвижимости используется под магазин и был построен именно с указанной целью, что подтверждается разрешением на строительство, постановлением администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области N 36 от 23 мая 2006 года. Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 64:40:020102:4, расположенный по тому адресу, что и объект недвижимости, принадлежащий ЗАО "Торговый Дом "Эластик", имеет разрешенное использование: земли под объектами торговли.
Таким образом, принадлежащий административному истцу на праве собственности объект недвижимости, обладает признаками, определенными подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона Саратовской области от 24 ноября 2003 года N 73-ЗСО "О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций", дающим основание для включения объекта в оспариваемый перечень, является торговым объектом и фактически используется под указанные цели, что не оспаривалось представителем административного истца.
Оспариваемое распоряжение соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую силу, и не противоречит положениям статей подпунктов 1 и 2 пункта 1, подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, Закону Саратовской области от 24 ноября 2003 года N 73-ЗСО "О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций".
Доводы административного истца о том, что распоряжение о включении в перечень объектов противоречит Федеральному закону от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), ссылаясь на положения пунктов 7, 8 статьи 4, статьи 15 Закона, являются необоснованными.
Так, в соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается создание дискриминационных условий.
Под дискриминационными условиями Законом о защите конкуренции понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4).
Административный истец считает, что поскольку в оспариваемый перечень не вошли иные объекты недвижимости, принадлежащие хозяйствующим субъектам и расположенные на территории г. Балаково, подпадающие под действие подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 1.1 Закона Саратовской области от 24 ноября 2003 года N 73-ЗСО "О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций", налог на имущество в отношении этих объектов не считается установленным, данные организации, не вошедшие в перечень, будут освобождены от налоговой нагрузки в виде налога на имущества, что повлечет их неравное положение в доступе на товарный рынок.
Суд не может согласиться с таким утверждением административного истца, поскольку оспариваемое распоряжение не противоречит правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 июня 2009 года N 10-П, а также в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2011 года N 949-О-О, в соответствии с которой в целях обеспечения реализации обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации) принимаемые законы о налогах должны быть конкретными и понятными, неопределенность же норм налогового законодательства может привести к не согласующемуся с принципом правового государства (статья 1 (часть 1) Конституции Российской Федерации) произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками и к нарушению равенства граждан перед законом (статья 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации); акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить, причем все неустранимые сомнения, противоречия и неясности таких актов толкуются в пользу плательщика налога или сбора (пункты 6 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации); неопределенность налоговых норм может приводить как к нарушению прав налогоплательщиков, так и к уклонению от исполнения конституционной обязанности по уплате налога.
Оспариваемый нормативный правовой акт не входит в противоречие с конституционными критериями правомерного регулирования налогообложения, изложенными в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 июня 2009 года N 10-П, не включенные в перечень объекты недвижимого имущества, не выявленные уполномоченным органом, не освобождаются от налогообложения, а подлежат ему по общим правилам.
Более того, законодателем предусмотрена возможность включения таких не выявленных объектов на следующий год на основании статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев
Между тем оспариваемый нормативный правовой акт не регулирует отношения по поводу доступа на товарный рынок, производства и реализации товаров на рынке, не содержит в себе норм, позволяющих применять их различно исходя из критериев, перечисленных в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации, либо ограничить экономическую деятельность хозяйствующих субъектов.
Данное распоряжение не содержит какой-либо неопределенности как в отношении налогоплательщиков, включенных в перечень, и более того, не содержит в себе признаки нормативного правового акта в области налогового законодательства в смысле, придаваемом ему в статьях 1- 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из содержания статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации распоряжение комитета не регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В этой связи не могут быть приняты во внимание доводы административного истца о нарушении введения в действие нормативного правового акта со ссылкой на положения пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (с 1 января 2017 года в отношении акта, опубликованного в декабре 2015 года), поскольку оспариваемое распоряжение не регулирует вид общественных отношений, в отношении которых применяются специальные правила введения в действие нормативного правового акта.
Необоснованными являются доводы представителя административного истца о том, что при составлении перечня административным ответчиком не затребованы сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поскольку такая обязанность прямо ни законом, ни каким-либо нормативным правовым актом области в отношении уполномоченного органа не установлена.
На основании изложенного оспариваемый нормативный акт признается судом соответствующим нормативным актам, имеющим большую силу, принятым в установленном законом порядке, с соблюдением процедуры его принятия, порядка опубликования, не нарушающим права и законные интересы административного ответчика, что в соответствии с подпунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении административных требований.
Руководствуясь статьями 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления закрытого акционерного общества "Торговый Дом "Эластик" к комитету инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области об оспаривании распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 25 декабря 2015 года N 1390-р "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" с изменениями, внесенными распоряжениями N 267-р от 04 апреля 2016 года, N 450-р от 18 мая 2016 года, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.М. Бугаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.